Никольская церковь с. Часовня Симбирская губерния.
Кладбища Часовня слобода г. Симбирск Симбирская губерния. (затоплена)
Никольская церковь с. Часовня Симбирский уезд Симбирская губерния.
Документы, найденные в ГАУО, однозначно свидетельствуют о том, что на территории заволжских слобод было два храма - Казанско- Богородицкий (Казанский) в Канаве и Никольский в Часовне. Подавляющая часть источников посвящена Казанско-Богородицкой церкви, о которой в основном я и буду рассказывать. Отмечу, что в нескольких документах 1930 г. говорится и о церкви в Королёвке, но, скорее всего, здесь просто перепутали храмы в Канаве и Королёвке (информации о наличии третьего культового объекта больше нигде нет).
До 1849 г. слобода Канава относилась к приходу Смоленской церкви, находившейся на правом берегу, в Подгорье[193]. По сведениям 1866 г., церковь на территории Канавы - главная и старейшая в рассматриваемом районе - была возведена в основном в 1850 г. и окончательно достроена в 1854 на средства прихожан и сторонних меценатов. Освящена она была в июле 1856 г.[194]. Первоначально каменное здание имело один престол, а затем три - во имя Казанской Божией Матери, во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святителя и Великомученика Дмитрия Мироточца. Впоследствии храм вновь стал однопрестольным.
Организатор строительства новой церкви священник Дмитрий Саввович Михайловский и стал её первым священником[195]. За неутомимые труды и хлопоты по её строительству при освящении на него возложили набедренник, а через два года за усердную и полезную службу он получил благословение Святейшего Синода. Кроме того, Михайловский получил от епархиального начальства множество благодарностей. Благодаря его авторитету и организаторским способностям, в 1860 г. на пожертвования был куплен колокол весом в 80 пудов (1,3 т). В 1861 г. на средства, изысканные священником, при храме построили училище[196]. Диаконом церкви был Василий Александрович Петров, дьячками - Александр Ефимович Фавстрицкий и Павел Благоразумов.
До нас дошёл документ 1889 г. К этому времени священник Михайловский уже умер, а его семья проживала в доме на участке для батюшки. Новый священник Алексей Благовидный и диакон Василий Петров просили городские органы власти юридически закрепить во владении землю, отведённую для постройки домов причта и усадебную, чтобы её не выкупили частные лица. По плану за храмом числился участок земли в 518 кв. сажень (0,24 га)[197].
В ГАУО хранится любопытное дело 1899 г. - «О продаже старостою слободы Канавы жемчуга и камней с иконы Скорбящей Божией Матери». В августе этого года епископу Симбирскому и Сыз- ранскому Никанору поступило прошение от прихожан Казанской церкви следующего содержания: «При нашем храме с иконы Скорбящей Божией Матери хранилась в кладовой с давнего времени риза. Ныте оказалось, что этой ризы нет, а священник о. Троицкий сказал, что церковным староста Балахонцев продал эту ризу. Исчезновение такой драгоценной памяти древности, ничем не заменимой, глубоко опечалила всех прихожан, из которых никто бы не дал согласия на продажу этой святыни. Поэтому мы1 вынуждены1 просить Ваше Преосвященство, приказать расследовать, куда утрачена риза. При этом заявляем, что старосту Балахонцева не будем иметь на этой должности, а добровольно изберём другого старосту»
Если в 1904 г. в приход Казанской церкви входили все заволжские слободы и деревня Петровка, то в 1916 г. в нём остались только Канава и Королёвка[201]. Это объясняется тем, что в 1909 г. в Часовне стала действовать Никольская церковь, в приход которой входила и Петровка.
Краткая история Никольского храма выглядит следующим об- разом[202]. Официальным мотивом его сооружения была благодарность за сохранение жизни наследника престола Николая II после покушения на него во время путешествия по Японии в 1891 г. Хотя понятно, что это повод. Главной причиной была острая потребность жителей Часовни (самой густонаселённой слободы) в культовом здании. Заметим, что место для него определили ещё в 1814 г., но средств до поры до времени не хватало. И вот в 1892 г. на деньги купца В. В. Крайнова и других благотворителей, а также прихожан, началось строительство Никольской церкви, завершившееся в 1909 г. Она была однопрестольной и представляла собой одноэтажное здание из красного кирпича с деревянной колокольней площадью около 460 кв. м.
В 1920-е гг. Казанский храм описывался как одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание объёмом 1284 куб. м с двухъярусной колокольней[203]. В списке служителей культа г. Ульяновска и Заволжских слобод лишённых избирательных прав от 08.11.1926 г., числились священник Арсений Иванович Иванов и диакон Сергий Петрович Вознесенский из Казанского храма, а также протоиереи Пётр Александрович Сергиевский и Сергий Алексеевич Добролюбский, диакон Дмитрий Александрович Немков и диакон-псаломщик Леонид Иванович Иванов из Никольского[204].
Документальная информация о существовании Никольского храма в советский период фрагментарна. Так сохранились сведения о том, что с 7 по 9 января 1933 г. при участии священнослужителей церкви по домам совершался крестный ход. Храм закрыли и затем взорвали примерно в 1937 г., а сами руины в 1956-1957 гг. затопило Куйбышевское водохранилище.
Много больше информации по Казанскому храму. Кампания по его закрытию развернулась в 1930 г. Как видно из источников, политика местных властей, с одной стороны, вызвала поддержку рабочих патронного завода, советской интеллигенции, служащих, низовых парторганизаций и др., а с другой стороны, встретила ожесточенное сопротивление верующих. Наибольший интерес представляет подробный доклад ответственного инструктора П. С. Мунцурова президиуму Ульяновского окрисполкома (ОКРИКа) от 6 июля 1930 г. по делу о закрытии церкви в слободе Канава и о выполнении поручения президиума ОКРИКа о проведении разъяснения верующим в связи с подачей последними жалобы во Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) на неправильные действия местных органов. Приведу его полностью с незначительными сокращениями: «Дело о закрытии церкви в Слободе Канава возникло 16.01.1930 г. и ранее состоявшихся по этому вопросу постановления и ходатайства, как-то: от госзавода № 3 со всеми цехами и обслуживающими его организациями... по ходатайству граждан слобод Канава и Коро- лёвки... Горсовет с постановлениями как Заволжского горсовета, госзавода № 3, бедняцко-батрацких и крестьянских собраний ходатайствующих о закрытии церкви, согласился с закрытием церкви в слободе Канава, одновременно о её закрытии запросил санкцию от президиума Ульяновского ОКРИКа от 25.02.1930 г.... договор с верующими на церковь расторгнут, каковую предложено... закрыть, передав последнюю райгорсовету для использования под клуб - после утверждения постановления президиума Окрисполкома - Крайисполкома».
Постановление Крайисполкома от 18.05.1930 г. за № 91... церковь находящаяся на территории расположения завода постановлено закрыть и здание передать для культурно просветительных целей.
На постановлении Крайисполкома, а также предыдущих постановлений как указано выше, группой верующих граждан слобод Канавы и Королевки подана во ВЦИК жалоба, в которой они указывают, что церковь закрыта была в административном порядке помимо желания верующих, а также на том основании с неё сняты колокола о том, что их ходатайство возбужденное перед Ульяновским Окрис- полкомом ОКРИК оставил без удовлетворения, на основании чего и просит ВЦИК дать распоряжение ОКРИКу о немедленном открытии церкви.
Согласно распоряжению секретариата ПредВЦИКа Ульяновским Окрисполкомом от 02.06.1930 г. ... по поручению члена президиума ВЦИК тов. Смидовича, жалобу эту предложено рассмотреть - с одновременным извещением о результате решения во ВЦИК, а до решения во ВЦИКе церковь передать в пользование верующих, а лиц нарушивших закон привлечь к ответственности.
Рабочие госзавода №3 со всеми цехами и обслуживающими его организациями, 2) служащие больницы, 3) парторганизация горрайкома слобод Канава, Королёвка, 4) учителя, обслуживающие школы, персонал и учащиеся слобод Канава и Королёвка в количестве до 150 человек, 5) батраки, бедняки и единоличники слободы Канавы в числе 47 чел. и Королёвки 100 человек, 6) союз железнодорожников, 7) члены союза Совторгслужащих: все вышеперечисленные организации и группы сельхозобъединений, узнав о сборе подписей группы верующих из слобод Канавы и Королёвки... категорически протестуют против лживости утверждения, что церковь закрыта административным путем, а также настоятельно требуют от Райгорсовета и Окриспол- кома об оставлении здания бывшей церкви под клуб...
Выездом на место из Ульяновска с председателем Заволжского Райгорсовета тов. Абутовым установлено следующее: сего 3-го июля подъезжая к зданию Горсовета в 3.1/2 часа дня, нас встретила толпа женщин в количестве приблизительно около 80 человек, в том числе мужчин было не более как человек 10, все потребовали результата решения ОКРИКом вопроса о передаче в их пользование закрытой церкви, для ознакомления и разъяснения верующим по этому вопросу им предложено было войти в здание Райгорсовета, причем мной детально было указано на все те ходатайства и протоколы на основе которых было начато дело, а также и на неправдоподобность их заявления поданного во ВЦИК о том, что церковь закрыта административно без ведома верующих, а с полного согласия подавляющего большинства (за 2048 человек, против 186 - Е. Б.) верующих...[205].
Разъяснительная работа продолжалась около 3 S часов, причем в течение 2-х часов собравшиеся держали себя сдержанно за исключением некоторых выкриков со стороны... женщин заявляющих о том, что не было того количества собравшихся, которое указано в протоколе вынесенном общим собранием об отказе от церкви.
Абсолютное спокойствие продолжалось до тех пор пока не выступила пришедшая «делегация», которая 3 июля с.г. находилась в Ульяновске присутствующая при разрешении вопроса на комиссии при Окрисполкоме по вопросу о предоставлении церкви верующим слободы Королёвки. Сообщившая собравшимся о том, что комиссией в их ходатайстве отказано, получился неимоверный ЧЕРТОПОЛОХ продолжавшийся около 1 S часа, конечно в этот период времени контингент присутствующих пополнился приблизительно до 100 человек... которые стоя в отдаленных углах зала сзади на ускивали женщин быть требовательнее, следствием чего получилось проявление религиозного фанатизма, «НА КУЛАЦКОЙ ПОДКЛАДКЕ», можно было слышать вой десятка старух обращающихся к присутствующим, чтоб последние крепче действовали не останавливаясь не перед чем (голосили насколько хватит их сил). настаивающих, что как рабочие а также и колхозники от церкви не отказывались... говоря будем настаивать до тех пор пока не передадут... наивность последних проявляется начиная с 29.06.1930 г. ежедневно, чем приостановлена работа Райгорсовета. Конечно как и следовало ожидать часть женщин под шумок пускали возгласы антисоветского порядка против мероприятий проводимых Соввластью, по части хлеба и недостаточном снабжении крестьян. Сопоставляя Пятидневку рабочих, которым нужен «КЛУБ» и семидневку крестьян, которым нужна «ЦЕРКОВЬ». вплоть до нежелания Совласти.
В этот момент остановить их было почти невозможно, следует отметить характерный случай, одна гражданка попросила слова с состоящего стола на котором она находилась, на минуту публика успокоилась, но когда узнали, что она просит собравшихся тишину и прочее, её тут же сняли, где пришлось попросить вмешательства милиции, были также попытки возбудить толпу произвести открытие церкви самочинно, или же всей карпарацией двинуться в Ульяновский ОКРИК.
После успокоения было дано разъяснение и конечно пришлось согласиться на том, что этот вопрос будет разрешен на заседании президиума ОКРИКа в самое ближайшее время, на которое Вы высылайте 2-3 представителя (на что собравшиеся охотно согласились).
Заволжский Горрайком категорически настаивает на отказе в ходатайстве, так как выступление женщин считает частичным и мало значительным, оперируя на проведение большой подготовительной разъяснительной работы среди масс как рабочих, а также крестьянского населения.
...По заявлению секретаря Райкома тов. Макеева число подписей об отказе от церкви только по однем слободам Канавы и Королёв- ки достигает до 500 человек.
В результате следует отметить, что парторганизация Заволжского района проделала громадную общественно-политическую работу как недостаток она не доведена до конца с рабочими массами, в особенности среди рабочих происходящих из названных слобод, замечено двуручничество в этом вопросе, некоторые официально - формально против религии и церкви, но на деле возбуждают женскую массу в первую очередь своих жён, которые... назойливо требовали открытие церкви в течение последних пяти дней, своими действиями играющими на руку кулацкой части, также влияли на отсталые в культурном отношении кучку женщин единоличниц и частью на колхозниц....» (орфография и пунктуация сохранена - Е. Б.)[206].
Массовые волнения верующих заволжцев 3 июля, довольно подробно описанные чиновником (что само по себе является неординарным событием), свидетельствуют об остроте и масштабности конфликта, фактически вышедшего из-под контроля властей. Их неумение решать злободневные вопросы нередко приводило к подобным столкновениям, которые, как правило, решались административным путём. В конце концов, в мае 1930 г. Казанскую церковь закрыли (есть документы за февраль, март и апрель с решениями о её закрытии, но, видимо, сама эта повторяемость говорит о том, что их не выполняли).
Очевидно, что власти готовились к закрытию церкви заранее. Ликвидации храма предшествовала длительная переписка между Средне-Волжским краевым административным управлением, Волжским районным городским советом, президиумом окружного исполкома, в которой обсуждалась возможность закрытия храма[207]. Кроме того, по указанию сверху в январе-июне 1930 г. формировалось общественное мнение. В архиве сохранилось много писем (протестов), от рабочих, крестьян, комсомольцев, учащихся и других против сбора верующими слобод Канавы и Королёвки подписей с просьбой об открытии церкви закрытой ранее, как говорилось в документах, на основе желания подавляющего большинства рабочих и бедняцко-середняцких масс. Верующих обвиняли в лживости и категорически требовали передачи храма под клуб. В этом же духе были выдержаны многочисленные протоколы общих собраний местных жителей, в том числе рабочих[208]. Тем не менее, как видно из доклада П. С. Мунцурова, немало слободчан выступало против жёсткой антирелигиозной политики.
Последний раз в доступных архивных документах о Казанской церкви упоминалось в ноябре 1930 г. на заседании президиума Заволжского горсовета: «Слушали: Использование Канавской церкви под культурное учреждение. Постановили: ...В слоб. Н. Часовня самими крестьянами с Часовенской церкви сняты колокола. В слоб. Канаве точно также самими крестьянами снятыi колокола и закрыта церковь, ключи от каковой переданы в Совет, каковую использовать под клуб»[209].
Дело было довершено репрессиями. В 1930-е гг. органы НКВД возбудило два дела в отношении верующих и служителей церкви Часовни: 1) № П-4403 «По обвинению церковного сторожа церкви с. Новая Часовня Ульяновского района Самаркина Ивана Гордеевича в антисоветской агитации» (начато 8 августа и закончено 11 августа 1937 г.); 2) № 4830 «О контрреволюционной группе церковников в слободе Нижняя Часовня Ульяновского района» (начато 27 октября и закончено 12 ноября 1937 г.)[210]. И. Г. Самаркин был расстрелян 27 августа 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Ульяновской областной прокуратурой. По второму делу к расстрелу приговорили иеромонаха Александра (Александра Дмитриевича Карназеева), мирянина («церковника») Константина Герасимовича Тимофеева, к 10 годам концлагеря священника Никанора Акимовича Трушина, членов церковного совета Алексея Егоровича Сурова и Леонтия Ивановича Грибанова, к восьми годам лагеря певчую церковного хора Антонину Ивановну Фёдорову и «активного церковника» Фёдора Николаевича Фёдорова. Все они были реабилитированы Ульяновской облпрокуратурой в 1989 г.
После закрытия Казанский храм превратили в межрайонный клуб «Аврора», позже к нему пристроили кинотеатр и переименовали в «Ударник» (неофициальное название - «Фергано»)[211]. Перед созданием Куйбышевского водохранилища здание бывшей церкви разрушили, а само место затем ушло под воду.
В числе строений, подлежащих сносу в 1955 г. на территории Володарского района (на месте бывшей слободы Часовни), находилась и часовня[212]. Она была сложена из прочного красного кирпича, и поэтому её взорвали. Хотя ещё в мае 1953 г. Володарский райисполком сообщал уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Ульяновской области, что на территории района в наличии никаких церковных зданий нет[213]. Власти явно поторопились отчитаться...