Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (башкирская)

Вознесенский храм с. Головкино Симбирская губерния.

Назад

По состоянию на 1 апреля 1930 г. в Старомайнском районе было всего лишь два действующих храма: Богоявленский и Возне­сенский (с. Головкино), в которых находилось по одному служите­лю.

Русское поселение основано в начале XVIII в. предположи­тельно государственным деятелем Г. И. Головкиным; вероятно, пер­вые жители прибыли из Верхнего Поволжья, так как в селе быто­вал северорусский говор владимирско-поволжской группы[76].

Вознесенская церковь в Головкино была возведена в 1785 г., скорее всего, по проекту В. И. Баженова. Это один из самых зна­чительных по размерам, архитектурным достоинствам и богат­ству храмов, располагавшихся на современной территории райо­на (и даже области). Первый раз он был закрыт в 1933 г, взорван в 1955 г. У церкви есть двойник - сохранившаяся Никольская цер­ковь 1780 г. в бывшей усадьбе Орловых в с. Семёновское (Москов­ская область). Колокол из Вознесенского храма до сих пор можно увидеть и услышать на башенке Дома Гончарова в Ульяновске.

К 1956 г. жители Головкино переселились из зоны затопления Куйбышевской ГЭС преимущественно в соседнее село Кремёнки (рас­стояние примерно 5-6 км). Прежнее место ушло под воду не полно­стью, и значительная часть бывшего села оказалась на Большом Головкинском острове.

В мае 2014 г. в рамках проекта «Культурное наследие зон затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Уль­яновской области» состоялась экспедиция совместно с Первым ка­налом телевидения в бывшее село Головкино. Сюжет вышел на теле­экраны 20 мая (День Волги) в программе «Доброе утро».

Главной достопримечательностью села Головкино была двухэ­тажная каменная двухпрестольная (верхний во имя Вознесения Гос­подня, нижний во имя Иоанна Богослова) Воскресенская церковь- красавица, построенная в 1785 г.[77] Среди авторов проекта наряду с В. И. Баженовым некоторые исследователи называют имена не менее известного архитектора Ф. Б. Растрелли и К. И. Бланка. Правда, Растрелли вряд ли мог принимать участие в проектировании храма, так как в 1771 г. умер, но московский архитектор Бланк скончался в 1793 г., и теоретически мог быть его архитектором. Поэтому вопрос об авторстве проекта пока остаётся открытым.

Из самых ранних известных мне церковных документов следу­ет, что в 1848 г. священником Вознесенского храма был Стефан Ива­нов Козловский, служивший в нём с 1820 г. диаконом, а с 1829 г. священником. С. И. Козловский неоднократно награждался за усерд­ную беспорочную службу - набедренником, архипастырской благо­дарностью и скуфьей (за обучение детей своих прихожан). Место диакона в 1848 г. занимал Михаил Шиловский (с 1829 г.). Должнос­ти церковнослужителей исполняли дьячок Михаил Фёдоров (с 1807 г.) и пономарь Александр Фёдоров (с 1813 г.)[78].

В церковной ведомости 1910 г. указывались один каменный дом священно- и церковнослужителей, построенный помещиками Наумовыми, караулка и два деревянных здания церковно-приходс­кой школы (одно в селе в пределах церковной ограды - школа от­крыта в 1896 г., другое в приходской деревне Малиновка - школа открыта в 1899 г.). Замечу, что земская школа появилась в Головки­но в 1879 г.[79] Там же говорилось, что метрические книги в церкви хранятся с 1781 г., а исповедные росписи с 1823 г.[80] Должность ста­росты храма с 1900 г. исполнял дворянин Николай Михайлович На­умов, хотя обычно старосту выбирали из числа наиболее авторитет­ных и грамотных крестьян.

Священником с 1905 г. был Пётр Александрович Петров, до этого служивший в церквях Новиковки, Белого Яра и других сёл[81]. Кроме того, в разное время он являлся законоучителем и заведую­щим церковно-приходской школы, помощником благочинного пято­го округа, депутатом духовенства от того же округа и т.д. Святейший Синод наградил его в апреле 1910 г. наперсным крестом. Диаконом с 1910 г. служил Иван Кириллович Стёпов (одновременно являлся и псаломщиком)[82].

По состоянию на апрель 1930 г. Вознесенская церковь с одним служителем числилась незакрытой и была в списке единственной действующей (из четырёх указанных в документе храмов) Старомай- нского района[83].

Несмотря на репрессии, до декабря 1937 г. Вознесенская цер­ковь работала, хотя и с длительными перерывами. Так, весной 1933 г. её закрыли представители Чердаклинского отдела ОГПУ, но верую­щие весной 1935 г. отправили в Старомайнский райисполком хода­тайство с просьбой о разрешении службы, тем более что задолженно­сти за сельским религиозным обществом не было[84] [85] . В ответ районные власти 9 апреля направили председателю Головкинского сельсовета Баранову запрос, на который последний ответил: «Одновременно став­лю Вас в известность, что открытие церкви резко отразится на весенних работах... и безусловно морально повлияет на учёбу и воспи­тание детей учащейся молодежи. Кроме того, представленные с/со- вету списки верующих... сомнительныь и не внушают никакого дове­рия. Списки написаны1 одним почерком без всякой росписи верующих и их мы1 рассматриваем не иначе как... подложные»89. Также чиновник сообщал, что численность населения Головкинского сельсовета со­ставляет 2728 человек, большинство из которых настроены против открытия церкви[86]. Видимо, храм всё же открыли, поскольку в доку­ментах говорится о том, что в мае 1935 г. служителем религиозного культа Вознесенской церкви с. Головкино являлся 56-летний Бельс­кий Александр Александрович, работавший там с 14 апреля 1935 г.[87]

16 июля 1936 г. Головкинский сельсовет во главе с председате­лем Родионовым обсуждал единственный вопрос - вопрос о снятии колоколов. В итоге он постановил: «На основании отношения Старо-Майнского райисполкома от 16.07.1936 г. №76736, спять с Головкин- ской церкви колокола из расчёта 4-х колоколов на 2000 кг и один из них часовой оставить для позыва возникновения пожара и последние сдать по акту уполномоченному Куйбышевского цвет. лома т. Серня- еву (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены - Е. Б.)[88] [89]. Однако коса нашла на камень - как видно из документов и воспоми­наний старожилов, сельчане некоторое время успешно противостоя­ли снятию колоколов. Но власти проявили завидное упрямство. 26 июля 1936 г. председатель Старомайнского райисполкома Соколов пишет главе сельсовета: «С получением сего созови пленум с активом с/совета колхоза при возможности общего собрания колхозников об­суди вопрос и добейся разрешения о снятии с вашей церкви колокола необходимое по специальному наряду в количестве 2000 кг. В помощь к вам по снятию колокола направляется из Куйбышевского Цветме- таллома тов. Сернев. Выполнение наряда обязательно»93. Понятно, что в конце концов колокола сняли. Но не только по экономическим причинам. Как правило, для советской власти это был символичным актом, так как храм лишался «голоса» и становился «немым».

По данным А. Скалы, в 1930-е гг. ОГПУ-НКВД сфабриковало два дела в отношении служителей культа и верующих Головкино: 1) № П-923 «Об антисоветской деятельности группы церковников в с. Головкино Старомайнского района» (начато 25 февраля и закончено 31 мая 1931 г.); 2) № П-5484 «О контрреволюционной деятельности церковников в с. Головкино Старомайнского района» (начато 9 де­кабря и закончено 18 декабря 1937 г.).

По первому были приговорены к заключению в концлагерь на пять лет священник Андрей Андрианович Корнишин и на три года - монахини Параскева (Прасковья Ильинична Норватова), Гликерия (Гликерия Михайловна Носова) и Варвара (Варвара Кузьминична Вишнякова). Все эти женщины после закрытия монастыря (какого именно неизвестно) проживали в Головкино при храме. Священник А. А. Корнишин служил в Вознесенской церкви до ареста в феврале 1931 г. Осуждённые реабилитированы в 1989 г. Ульяновской област­ной прокуратурой.

По второму делу были приговорены к расстрелу священник Александр Александрович Бельский и председатели церковного со­вета (первый являлся председателем до 1932 г., второй - после) Иван Максимович Половинкин и Николай Яковлевич Долбилов. Священ­ник А. А. Бельский приехал в Головкино в 1932 г. после трёхгодично­го пребывания в лагере и служил в Вознесенской церкви до своего ареста в декабре 1937 г. Все расстрелянные были реабилитированы Ульяновской областной прокуратурой в 1989 г. В этом деле есть подробный рассказ о том, как в 1930 г. верующие сельчане сопротив­лялись снятию колоколов с храма.

Подготовительные работы по строительству Куйбышевской ГЭС начались ещё во второй половине 1930-х гг., поэтому с целью изуче­ния памятников истории в будущей зоне затопления летом 1939 г. состоялась экспедиция областного Куйбышевского краеведческого музея в Старомайнский и Чердаклинский районы[91]. В Головкино музейщики собрали интересные сведения о каменной церкви, в кото­рой тогда ещё сохранились старинные иконы и росписи на стенах, а на колокольне более 150 лет бесперебойно и правильно показывали время башенные часы.

Ульяновский старожил Н. В. Козлов вспоминал: «В 1954-1955 гг. я был на уборке урожая в Старомайнском районе в селе Головки- но, которое готовилось к переезду в другое место... Там стояла хоро­шая церковь. Были разговоры с местными жителями - а что будет с церковью? Предполагалось сломать, но это трудно, в старину храмы строились прочно, на века, по особой технологии подготовки раство­ра. Было мнение снять только купол с крестом, а если и это не уда­стся, то оставить церковь как есть - пусть её затопит вода на какую- то высоту, а купол с крестом останутся на поверхности, и будет маяк для проходящих судов по разлившейся новой большой Волге. Вскоре мы уехали и не узнали, что же произошло с данной церковью».

Вот что рассказывал Ю. Н. Мордвинов о трагической судьбе Вознесенского храма: «Примечательно, что в трудный для себя час простые селяне искренне переживали не только за себя, но и за свою достопримечательность - церковь. В сознании рядовых селян не ук­ладывалось, что церковь, имеющую историческую ценность, можно разрушить, и до последнего надеялись, что её всё-таки сохранят для потомков. Обнадёживали людей и некоторые строители. Так, Алек­сей Дмитриевич Сысоев вспоминал начальника по строительству Тимофея Семёновича Баннова, заверявшего, что церковь решено было оставить, создав вокруг неё железобетонное кольцо. Правда, с трудом верилось, что в пору воинствующего атеизма кто-то нашёл смелость даже предложить такой вариант... Впрочем, в народе утверждают, что на решении уничтожить церковь настояло районное руководство под предлогом, что нужен кирпич для строительства новой школы (ныне школа №1) в селе Старая Майна, для чего на место намеченного разрушения прибыла спецкоманда. Взрывники, просверлив отверстия в стенах церкви и большой бетонной Наумовской мельницы, произ­вели взрывы. Огромное облако пыли заслонило на время бездум­ную жестокость 20 века. А когда пыль осела, то перед взорами людей предстала жуткая картина разрушений».

После затопления многие жители прибрежных селений специ­ально ездили на моторках на Головкинский остров, брали из фунда­мента церкви кирпичи на строительство.

В архивных делах о разрушении Вознесенского храма говорит­ся мало. Так, скупые строки протокола заседания Старомайнского райисполкома от 29 апреля 1955 г. свидетельствуют: «Обязать строй­участок №6 треста «Ульяновскстрой» в срок до 10.07.1955 загото­вить не менее 300 тыс. штук кирпича и вывезти к месту строитель­ства школы в с. Старая Майна»98. Из документа очевидно, что такое огромное количество кирпича можно было взять только из большого здания вроде церкви (хотя на практике оказалось, что из кладки царского времени целый кирпич получить практически невозможно, настолько крепок раствор). В другом протоколе указывалась пример­ная дата сноса Головкинской церкви - 1 августа 1955 г.[95] Поэтому с большой долей вероятности, учитывая постоянное невыполнение планов в зоне затопления, можно утверждать: в предыдущем доку­менте говорилось и о ней. Может быть, речь также шла и о Никола­евской церкви с. Старая Грязнуха и Александро-Невской церкви в затопляемой части с. Старая Майна.

Малоизвестный факт: у разрушенной Вознесенской церкви до сих пор есть двойник. Это Никольская церковь 1780 г. в с. Семёнов­ское (Ступинский район Московской области), в конце XVIII в. вхо­дившая в состав крупной подмосковной усадьбы графов Орловых Семёновское-Отрада[96]. А. В. Чекмарёв и А. В. Слёзкин отмечали: «Оба незаурядных по архитектуре двухэтажных храма явно возводи­лись по одному проекту, связываемому в литературе с именем К. И. Бланка. Судя по фотографиям 1930-х гг., церковь в Головкине не была впоследствии искажена пристройкой боковых приделов (как в Отраде) и сохраняла первоначальный облик с изысканной декораци­ей фасадов в стиле раннего классицизма. Памятник представлял ин­терес в качестве показательного примера архитектурных пересече­ний в усадебном строительстве одной семьи. Несмотря на продолжающие регулярно появляться новые публикации об усадьбе Отрада-Семёновское, погибшая усадьба в Головкине и её постройки остаются совершенно неизвестными».

В ходе научных изысканий мне удалось выявить и совсем уж неизвестный факт: оказывается, в Головкино проживало значительное количество старообрядцев, что удивительно и нетипично для помещи­чьих селений с крепостными крестьянами[97] . Более того, некоторые исследователи недавно написали, что Головкино основано старообряд­цами из Старой Майны! Это утверждение требует основательной про­верки, как и пребывание в селе староверов заслуживает дальнейшего кропотливого изучения. Ведь ближайшие к Головкино сёла Ставро­польского уезда с большим старообрядческим населением - это Крас­ный Яр, Крестово-Городище и Белый Яр. Хотя если в нашем селе в 1848 г., по официальным сведениям, проживал только один приверже­нец Спасова согласия, то в 1910 г. в приходе (с. Головкино и д. Мали­новка) было уже 70 раскольников Спасова согласия[98].

До сих пор в Старой Майне бытует легенда о Вознесенской церкви. Когда она была ещё целая, на неё якобы напали разбойники.

Местные жители (и священнослужители?), видимо, заранее знали об этом, так как все храмовые сокровища (золото, серебро) успели спря­тать в колодце. И сейчас молодёжь находит на этом месте монеты.

Руководитель состоявшейся летом 2012 г. полевой филологи­ческой экспедиции Санкт-Петербургского государственного универ­ситета Я. В. Мызникова писала о Вознесенской церкви: «...на самом- то деле она так и осталась неким культурным символом для местных жителей, а её затопление - веха в местной истории. Так, на вопрос о пойменных лесах, жительница Кремёнских Выселок ответила так: «Это ещё когда было... Когда церковь в Головкино затопило, мы ещё каке были... с соплями зелёными (они ещё были маленькими, но для них это важная веха в памяти)»[99]. Вот так.


Источник: Бурдин Е.А. Затопленные святыни

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов