По состоянию на 1 апреля 1930 г. в Старомайнском районе было всего лишь два действующих храма: Богоявленский и Вознесенский (с. Головкино), в которых находилось по одному служителю.
Русское поселение основано в начале XVIII в. предположительно государственным деятелем Г. И. Головкиным; вероятно, первые жители прибыли из Верхнего Поволжья, так как в селе бытовал северорусский говор владимирско-поволжской группы[76].
Вознесенская церковь в Головкино была возведена в 1785 г., скорее всего, по проекту В. И. Баженова. Это один из самых значительных по размерам, архитектурным достоинствам и богатству храмов, располагавшихся на современной территории района (и даже области). Первый раз он был закрыт в 1933 г, взорван в 1955 г. У церкви есть двойник - сохранившаяся Никольская церковь 1780 г. в бывшей усадьбе Орловых в с. Семёновское (Московская область). Колокол из Вознесенского храма до сих пор можно увидеть и услышать на башенке Дома Гончарова в Ульяновске.
К 1956 г. жители Головкино переселились из зоны затопления Куйбышевской ГЭС преимущественно в соседнее село Кремёнки (расстояние примерно 5-6 км). Прежнее место ушло под воду не полностью, и значительная часть бывшего села оказалась на Большом Головкинском острове.
В мае 2014 г. в рамках проекта «Культурное наследие зон затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Ульяновской области» состоялась экспедиция совместно с Первым каналом телевидения в бывшее село Головкино. Сюжет вышел на телеэкраны 20 мая (День Волги) в программе «Доброе утро».
Главной достопримечательностью села Головкино была двухэтажная каменная двухпрестольная (верхний во имя Вознесения Господня, нижний во имя Иоанна Богослова) Воскресенская церковь- красавица, построенная в 1785 г.[77] Среди авторов проекта наряду с В. И. Баженовым некоторые исследователи называют имена не менее известного архитектора Ф. Б. Растрелли и К. И. Бланка. Правда, Растрелли вряд ли мог принимать участие в проектировании храма, так как в 1771 г. умер, но московский архитектор Бланк скончался в 1793 г., и теоретически мог быть его архитектором. Поэтому вопрос об авторстве проекта пока остаётся открытым.
Из самых ранних известных мне церковных документов следует, что в 1848 г. священником Вознесенского храма был Стефан Иванов Козловский, служивший в нём с 1820 г. диаконом, а с 1829 г. священником. С. И. Козловский неоднократно награждался за усердную беспорочную службу - набедренником, архипастырской благодарностью и скуфьей (за обучение детей своих прихожан). Место диакона в 1848 г. занимал Михаил Шиловский (с 1829 г.). Должности церковнослужителей исполняли дьячок Михаил Фёдоров (с 1807 г.) и пономарь Александр Фёдоров (с 1813 г.)[78].
В церковной ведомости 1910 г. указывались один каменный дом священно- и церковнослужителей, построенный помещиками Наумовыми, караулка и два деревянных здания церковно-приходской школы (одно в селе в пределах церковной ограды - школа открыта в 1896 г., другое в приходской деревне Малиновка - школа открыта в 1899 г.). Замечу, что земская школа появилась в Головкино в 1879 г.[79] Там же говорилось, что метрические книги в церкви хранятся с 1781 г., а исповедные росписи с 1823 г.[80] Должность старосты храма с 1900 г. исполнял дворянин Николай Михайлович Наумов, хотя обычно старосту выбирали из числа наиболее авторитетных и грамотных крестьян.
Священником с 1905 г. был Пётр Александрович Петров, до этого служивший в церквях Новиковки, Белого Яра и других сёл[81]. Кроме того, в разное время он являлся законоучителем и заведующим церковно-приходской школы, помощником благочинного пятого округа, депутатом духовенства от того же округа и т.д. Святейший Синод наградил его в апреле 1910 г. наперсным крестом. Диаконом с 1910 г. служил Иван Кириллович Стёпов (одновременно являлся и псаломщиком)[82].
По состоянию на апрель 1930 г. Вознесенская церковь с одним служителем числилась незакрытой и была в списке единственной действующей (из четырёх указанных в документе храмов) Старомай- нского района[83].
Несмотря на репрессии, до декабря 1937 г. Вознесенская церковь работала, хотя и с длительными перерывами. Так, весной 1933 г. её закрыли представители Чердаклинского отдела ОГПУ, но верующие весной 1935 г. отправили в Старомайнский райисполком ходатайство с просьбой о разрешении службы, тем более что задолженности за сельским религиозным обществом не было[84] [85] . В ответ районные власти 9 апреля направили председателю Головкинского сельсовета Баранову запрос, на который последний ответил: «Одновременно ставлю Вас в известность, что открытие церкви резко отразится на весенних работах... и безусловно морально повлияет на учёбу и воспитание детей учащейся молодежи. Кроме того, представленные с/со- вету списки верующих... сомнительныь и не внушают никакого доверия. Списки написаны1 одним почерком без всякой росписи верующих и их мы1 рассматриваем не иначе как... подложные»89. Также чиновник сообщал, что численность населения Головкинского сельсовета составляет 2728 человек, большинство из которых настроены против открытия церкви[86]. Видимо, храм всё же открыли, поскольку в документах говорится о том, что в мае 1935 г. служителем религиозного культа Вознесенской церкви с. Головкино являлся 56-летний Бельский Александр Александрович, работавший там с 14 апреля 1935 г.[87]
16 июля 1936 г. Головкинский сельсовет во главе с председателем Родионовым обсуждал единственный вопрос - вопрос о снятии колоколов. В итоге он постановил: «На основании отношения Старо-Майнского райисполкома от 16.07.1936 г. №76736, спять с Головкин- ской церкви колокола из расчёта 4-х колоколов на 2000 кг и один из них часовой оставить для позыва возникновения пожара и последние сдать по акту уполномоченному Куйбышевского цвет. лома т. Серня- еву (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены - Е. Б.)[88] [89]. Однако коса нашла на камень - как видно из документов и воспоминаний старожилов, сельчане некоторое время успешно противостояли снятию колоколов. Но власти проявили завидное упрямство. 26 июля 1936 г. председатель Старомайнского райисполкома Соколов пишет главе сельсовета: «С получением сего созови пленум с активом с/совета колхоза при возможности общего собрания колхозников обсуди вопрос и добейся разрешения о снятии с вашей церкви колокола необходимое по специальному наряду в количестве 2000 кг. В помощь к вам по снятию колокола направляется из Куйбышевского Цветме- таллома тов. Сернев. Выполнение наряда обязательно»93. Понятно, что в конце концов колокола сняли. Но не только по экономическим причинам. Как правило, для советской власти это был символичным актом, так как храм лишался «голоса» и становился «немым».
По данным А. Скалы, в 1930-е гг. ОГПУ-НКВД сфабриковало два дела в отношении служителей культа и верующих Головкино: 1) № П-923 «Об антисоветской деятельности группы церковников в с. Головкино Старомайнского района» (начато 25 февраля и закончено 31 мая 1931 г.); 2) № П-5484 «О контрреволюционной деятельности церковников в с. Головкино Старомайнского района» (начато 9 декабря и закончено 18 декабря 1937 г.).
По первому были приговорены к заключению в концлагерь на пять лет священник Андрей Андрианович Корнишин и на три года - монахини Параскева (Прасковья Ильинична Норватова), Гликерия (Гликерия Михайловна Носова) и Варвара (Варвара Кузьминична Вишнякова). Все эти женщины после закрытия монастыря (какого именно неизвестно) проживали в Головкино при храме. Священник А. А. Корнишин служил в Вознесенской церкви до ареста в феврале 1931 г. Осуждённые реабилитированы в 1989 г. Ульяновской областной прокуратурой.
По второму делу были приговорены к расстрелу священник Александр Александрович Бельский и председатели церковного совета (первый являлся председателем до 1932 г., второй - после) Иван Максимович Половинкин и Николай Яковлевич Долбилов. Священник А. А. Бельский приехал в Головкино в 1932 г. после трёхгодичного пребывания в лагере и служил в Вознесенской церкви до своего ареста в декабре 1937 г. Все расстрелянные были реабилитированы Ульяновской областной прокуратурой в 1989 г. В этом деле есть подробный рассказ о том, как в 1930 г. верующие сельчане сопротивлялись снятию колоколов с храма.
Подготовительные работы по строительству Куйбышевской ГЭС начались ещё во второй половине 1930-х гг., поэтому с целью изучения памятников истории в будущей зоне затопления летом 1939 г. состоялась экспедиция областного Куйбышевского краеведческого музея в Старомайнский и Чердаклинский районы[91]. В Головкино музейщики собрали интересные сведения о каменной церкви, в которой тогда ещё сохранились старинные иконы и росписи на стенах, а на колокольне более 150 лет бесперебойно и правильно показывали время башенные часы.
Ульяновский старожил Н. В. Козлов вспоминал: «В 1954-1955 гг. я был на уборке урожая в Старомайнском районе в селе Головки- но, которое готовилось к переезду в другое место... Там стояла хорошая церковь. Были разговоры с местными жителями - а что будет с церковью? Предполагалось сломать, но это трудно, в старину храмы строились прочно, на века, по особой технологии подготовки раствора. Было мнение снять только купол с крестом, а если и это не удастся, то оставить церковь как есть - пусть её затопит вода на какую- то высоту, а купол с крестом останутся на поверхности, и будет маяк для проходящих судов по разлившейся новой большой Волге. Вскоре мы уехали и не узнали, что же произошло с данной церковью».
Вот что рассказывал Ю. Н. Мордвинов о трагической судьбе Вознесенского храма: «Примечательно, что в трудный для себя час простые селяне искренне переживали не только за себя, но и за свою достопримечательность - церковь. В сознании рядовых селян не укладывалось, что церковь, имеющую историческую ценность, можно разрушить, и до последнего надеялись, что её всё-таки сохранят для потомков. Обнадёживали людей и некоторые строители. Так, Алексей Дмитриевич Сысоев вспоминал начальника по строительству Тимофея Семёновича Баннова, заверявшего, что церковь решено было оставить, создав вокруг неё железобетонное кольцо. Правда, с трудом верилось, что в пору воинствующего атеизма кто-то нашёл смелость даже предложить такой вариант... Впрочем, в народе утверждают, что на решении уничтожить церковь настояло районное руководство под предлогом, что нужен кирпич для строительства новой школы (ныне школа №1) в селе Старая Майна, для чего на место намеченного разрушения прибыла спецкоманда. Взрывники, просверлив отверстия в стенах церкви и большой бетонной Наумовской мельницы, произвели взрывы. Огромное облако пыли заслонило на время бездумную жестокость 20 века. А когда пыль осела, то перед взорами людей предстала жуткая картина разрушений».
После затопления многие жители прибрежных селений специально ездили на моторках на Головкинский остров, брали из фундамента церкви кирпичи на строительство.
В архивных делах о разрушении Вознесенского храма говорится мало. Так, скупые строки протокола заседания Старомайнского райисполкома от 29 апреля 1955 г. свидетельствуют: «Обязать стройучасток №6 треста «Ульяновскстрой» в срок до 10.07.1955 заготовить не менее 300 тыс. штук кирпича и вывезти к месту строительства школы в с. Старая Майна»98. Из документа очевидно, что такое огромное количество кирпича можно было взять только из большого здания вроде церкви (хотя на практике оказалось, что из кладки царского времени целый кирпич получить практически невозможно, настолько крепок раствор). В другом протоколе указывалась примерная дата сноса Головкинской церкви - 1 августа 1955 г.[95] Поэтому с большой долей вероятности, учитывая постоянное невыполнение планов в зоне затопления, можно утверждать: в предыдущем документе говорилось и о ней. Может быть, речь также шла и о Николаевской церкви с. Старая Грязнуха и Александро-Невской церкви в затопляемой части с. Старая Майна.
Малоизвестный факт: у разрушенной Вознесенской церкви до сих пор есть двойник. Это Никольская церковь 1780 г. в с. Семёновское (Ступинский район Московской области), в конце XVIII в. входившая в состав крупной подмосковной усадьбы графов Орловых Семёновское-Отрада[96]. А. В. Чекмарёв и А. В. Слёзкин отмечали: «Оба незаурядных по архитектуре двухэтажных храма явно возводились по одному проекту, связываемому в литературе с именем К. И. Бланка. Судя по фотографиям 1930-х гг., церковь в Головкине не была впоследствии искажена пристройкой боковых приделов (как в Отраде) и сохраняла первоначальный облик с изысканной декорацией фасадов в стиле раннего классицизма. Памятник представлял интерес в качестве показательного примера архитектурных пересечений в усадебном строительстве одной семьи. Несмотря на продолжающие регулярно появляться новые публикации об усадьбе Отрада-Семёновское, погибшая усадьба в Головкине и её постройки остаются совершенно неизвестными».
В ходе научных изысканий мне удалось выявить и совсем уж неизвестный факт: оказывается, в Головкино проживало значительное количество старообрядцев, что удивительно и нетипично для помещичьих селений с крепостными крестьянами[97] . Более того, некоторые исследователи недавно написали, что Головкино основано старообрядцами из Старой Майны! Это утверждение требует основательной проверки, как и пребывание в селе староверов заслуживает дальнейшего кропотливого изучения. Ведь ближайшие к Головкино сёла Ставропольского уезда с большим старообрядческим населением - это Красный Яр, Крестово-Городище и Белый Яр. Хотя если в нашем селе в 1848 г., по официальным сведениям, проживал только один приверженец Спасова согласия, то в 1910 г. в приходе (с. Головкино и д. Малиновка) было уже 70 раскольников Спасова согласия[98].
До сих пор в Старой Майне бытует легенда о Вознесенской церкви. Когда она была ещё целая, на неё якобы напали разбойники.
Местные жители (и священнослужители?), видимо, заранее знали об этом, так как все храмовые сокровища (золото, серебро) успели спрятать в колодце. И сейчас молодёжь находит на этом месте монеты.
Руководитель состоявшейся летом 2012 г. полевой филологической экспедиции Санкт-Петербургского государственного университета Я. В. Мызникова писала о Вознесенской церкви: «...на самом- то деле она так и осталась неким культурным символом для местных жителей, а её затопление - веха в местной истории. Так, на вопрос о пойменных лесах, жительница Кремёнских Выселок ответила так: «Это ещё когда было... Когда церковь в Головкино затопило, мы ещё каке были... с соплями зелёными (они ещё были маленькими, но для них это важная веха в памяти)»[99]. Вот так.