Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Два арбуза под одной мышкой не уместишь. (татарская)

Большая Верда с. ? волость Козловский уезд Тамбовской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Тамбовская обл, Староюрьевский р-н, село Большая Верда

Кладбища Большая Верда с. ? волость Козловский уезд Тамбовской губернии.



О пожертвовании св. Зефировым здания для женского училища в Большой Верде, 1893 г.

Больше-Вердинское мужское земское училище, 1895/1896 учебный год.

Больше-Вердинское женское земское училище, 1895/1896 учебный год.


 

 

ИЗ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ РОДИНА МОЯ…

Родина… У каждого человека есть это драгоценное начало. И не важно, где она находится, в большом современном городе или в маленькой деревушке, затерянной среди русских полей, значение её в душе каждого человека священно и непререкаемо. Для каждого из нас это не просто место рождения, указанное в паспорте, это начало… Всё самое дорогое и первое в нашей жизни собрано в нём: отчий дом, в котором мы родились, наши родители, родная школа, первая учительница, первые друзья и первая любовь. Моё начало - Большая Верда. Здесь я родилась 28 ноября 1960 г., здесь прошли первые годы моей жизни, здесь пошла в школу, отсюда вышли все мои родовые корни.

Почти все мои родные до седьмого колена были родом из этого села. По линии моей матери Простотиной (Шиловой) Венеры Ивановны (1936-1987) предки носили фамилии Шиловы и Завьяловы. Бабушку звали Шилова (Завьялова) Татьяна Петровна (1909-2004). Она родилась в нашем селе и родители её также проживали в Верде. Замуж бабушка вышла в 1935 году за Шилова Ивана Фёдоровича (1910-1942), который имел отца – Шилова Фёдора Филипповича и мать - Шилову (Столярову) Наталью Кузьминичну. Прабабушка была родом из соседнего с Вердой села Прасковьино. Шиловы жили в селе очень давно. На сельском кладбище до сих пор сохранилась могила моего прапрадеда Шилова Филиппа (1853-1919) и его жены. По линии моего отца Простотина Виктора Васильевича (1938-1996) род происходил от Простотиных и Барановых. В селе жили мой дед Простотин Василий Кондратьевич (1899-1978) и моя бабушка Простотина (Баранова) Акулина Матвеевна (1906-1980). Бабушка родом была из села Закожино, расположенного где-то поблизости. Только дед Василий был не местным, и откуда был он, я точно не знаю. Это были все простые крестьянские семьи, целыми поколениями, испокон веков, проживавшие на этой земле.

Село наше имело старинную историю и являлось когда-то волостным, с несколькими соседними сёлами и деревнями оно составляло Голицинскую волость Козловского уезда Тамбовской губернии. Первые упоминания о селе в сохранившихся архивных документах относятся к 1795 году: «Село Никольское, Большая Верда тож, князя Михаила Андреевича Голицина... Крестьян насчитывалось 594 человека». В 1794 году в Верде была построена церковь, и она стала именоваться селом. Можно предположить, что село основано значительно раньше, так как в 1782 году уже существовала Малая Верда, принадлежавшая графу Андрею Петровичу Шувалову, куда он переселил из села Лакши Нижнегородского наместничества своих крепостных крестьян (61 человек). Видимо, так и возникла деревня Малая Верда, позднее слившаяся с селом Большая Верда. Название сёл дано было по речке Верде.

В моей памяти село осталось таким, каким оно было в конце 1960-х, начале 1970-х годов. Оно было большим, растянутым километров на пять в длину. Состояло из четырёх основных улиц или концов: Брехова, где находился наш дом, Перетыкина, Чекурова, Кириличева. Были ещё примыкающие к селу хутора – Кишки и Челюканьчики. В середине села, между улицами-концами, протекала речка Верда, мы её называли просто пруд. Речка была истинным украшением села: широкая, обрамлённая высокими ивами, богатая разной рыбой, с рукавами и притоками, ключами, омутами. На её берегах постоянно сидели рыбаки с удочками. Дед наш плёл ковши из ивы и ставил их на карасей и карпов в ивняке недалеко от дома. К речке спускались приусадебные участки и сады. Дома у всех были неказистые, выстроенные из глиняных кизяков, под соломенными крышами; каменных и деревянных строений почти не было. В центре Большой Верды располагалась администрация села - сельский совет, совхозная контора, а также школа-восьмилетка, магазин, библиотека, фельдшерский пункт и клуб. Церкви не было, её разрушили ещё во времена активной борьбы Советской власти с религией, в конце 1930-х годов. Но в простом деревенском доме, в Бреховом конце, проходили все нужные для людей церковные обряды: отпевания усопших, крестины детей, постоянно совершались обычные и праздничные службы. Вокруг села, до самого горизонта, тянулись бескрайние поля сахарной свёклы, ржи, пшеницы, подсолнечника и кукурузы. Кое-где поля разделяли большие лощины, поросшие травой и цветами, там паслись стада коров и овец, принадлежащие жителям.

Людей в селе проживало очень много. Численность жителей в старые дореволюционные времена доходила в Верде до двух тысяч человек. Мне кажется, что и в наше время народу проживало не меньше. Сначала, в 1930-х годах, в селе были организованы 3 колхоза: «Борьба», «им. Тельмана», «им. Димитрова», а в 1960-х они слились и образовался сначала один крупный колхоз, а потом совхоз. Совхозное хозяйство было большим, разнообразным. Выращивали рожь, пшеницу, сахарную свёклу, кукурузу. Занимались и животноводством – в совхозе были коровники, свиноферма и птицеферма. Работы в хозяйстве было много, и всё население села было востребовано. Как вспоминает моя тётя, Орлова Мария Васильевна, на своих приусадебных участках людям заниматься было практически некогда, работать там могли только поздним вечером или ночью.

Названия улицам-концам в селе давались по фамилиям проживавших там жителей. В Чекуровом конце жили многочисленные Чекуровы, в Бреховом – Бреховы и т.д. Хотя по фамилиям мало кто звал друг друга, всех называли по-уличному. Мы были Васякины, потому что деда Васю звали «Васяка». Шиловскую родню звали Филиппчевы, по имени прапрадеда Филиппа, а Завьяловых называли Петранькины, по имени прадеда Петра. Прозвища были у всех и притом очень смешные, но никто не обижался, все отзывались. Люди жили все просто и примерно одинаково, работали в совхозе, кормились личным хозяйством: выращивали скот, птицу, сажали картошку и прочие овощи. Наша семья жила в небольшом домике под соломенной крышей в Бреховом конце. Мама работала сначала секретарём в сельсовете, а потом библиотекарем в сельской библиотеке. Отец трудился механизатором в совхозе и совмещал должность киномеханика в сельском клубе. Всего детей в семье было трое: я, сестра Ира и брат Сергей. И было ещё у нас в селе масса родственников: дедушки и бабушки, тёти-дяди с семьями, двоюродные, троюродные братья и сёстры, крёстные, свахи, свояки и прочие. Это был особый родной мир, потерянный навсегда.

Не сразу, постепенно, но стала Большая Верда пустеть. Сначала, когда сделали наш совхоз отделением Ново-Юрьевского совхоза, в центральную усадьбу из Большой Верды стали постепенно переводить хозяйство, выполняя курс партии по укрупнению совхозов. Жителям стало негде работать, не на что жить. До района 20 километров, а дорогу в райцентр так и не построили. В 1972 году наша семья из села переехала на постоянное место жительства в Московскую область. К этому времени многие наши родные и друзья, понимая бесперспективность дальнейшей жизни в Большой Верде, стали перебираться поближе к Москве, а кто-то и в другие города. В середине 70-х годов начался постепенный исход большевердинцев из села. Не было работы, не было дорог, и главное, не было будущего. Сначала уезжала молодёжь – учиться и работать в города, потом потянулись молодые семьи. А через некоторое время устроившиеся дети забирали и своих стариков-родителей. Так постепенно и опустело село. Сейчас на его месте практически ничего нет. Заросли некогда многолюдные улицы-концы деревьями и травой, разрушились старые дома, запустела земля вокруг…

На старых фотографиях изображены мои родные: дедушки, бабушки, мать, отец, родственники, их друзья, наши соседи. В селе все были свои, каждый кому-то приходился каким-то дальним родственником или свояком. Несмотря на всю бедность, трудности, тяжёлый труд, люди жили в селе очень дружно, весело и сплочённо: на свадьбах гуляли неделями, все дела делали сообща, и в горе и в радости друг друга поддерживали и во всём помогали. Многих сейчас уже нет, но те, кто здравствует, до сих пор вспоминают прожитые дни в селе, как самое счастливое время своей жизни.

И сейчас, когда я вспоминаю свое село и прекрасный мир своего детства, в котором деревья были большими, родители - молодыми и красивыми, наш бедный глинобитный домик под соломенной крышей – самым прекрасным жилищем на свете, мне кажется, что каждый прожитый день тогда светился солнцем и ожидал счастья.

Светлана Простотина,

июнь 2012 г.

praskowskaya.s@yandex.ru


Источник: http://nap-novik.narod.ru/Vospominanija_Sv_Praskovskoy.htm

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов