Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Какова яблоня, таковы и яблоки. (татарская)

Чашинское с. (Чаша) Салтосарайская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад

Кладбища с. Чашинское Салтосарайская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы. с. Чашинское Салтосарайская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь во имя Святой Троицы. с. Чашинское Салтосарайская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



В 1723 г. над озером Чаша, в 13 верстах от слободы Салтосарайской, появилась д. Кокорина, получившая название от фамилии первых поселенцев – крестьян Кокориных. Спустя некоторое время крестьянами Старцевыми поблизости была основана д. Старцева. По преданию, жителям д. Кокориной не нравилось такое близкое соседство, и жители д. Старцевой, постепенно перенося свои дворы по берегу озера, образовали на противоположном его берегу д. Гусеву, названную по фамилии основателя. Постепенно все селения слились в одну д. Чашинскую, получившую наименование от озера. В административном отношении селение первоначально состояло в ведении Салтосарайской слободы Ялуторовского дистрикта, а с введением в 1782 г. уездного и волостного деления губерний вошла в состав Салтосарайской волости Курганского уезда.

В начале 1820-х гг. в д. Чашинскую, лежащую на коммерческом пути из г. Шадринска в г. Петропавловск, было перенесено Салтосарайское волостное правление. С этого времени и до открытия здесь самостоятельного прихода деревня в документах иногда именуется слободой Салтосарайской, а селение Салтосарайское – Старой Слободой. С образованием в 1833 г. Чашинского прихода она получила статус села, в котором в уже в 1840-е гг. проходили ежегодные торжки в день Святой Троицы (Пятидесятницы) и в праздник Покрова Божией Матери, а с 1862 г. к ним добавился торжок в праздник Богоявления Господня. В конце 1860-х гг. здесь проводились торжки: Богоявленский 6 января, Богословский 7-8 мая и Покровский 1 октября. К началу 1880-х гг. Богословский торжок был упразднен, а вместо Богоявленского учреждена Крещенская ярмарка. К концу XIX в. в селе проходили уже три ярмарки: Крещенская трехдневная, Троицкая трехдневная и однодневная Покровская.

В начале XX в. эти ярмарки вновь были преобразованы в торжки. Во время этих торжков и ярмарок в аренду торговцам сдавались принадлежащие местному храму балаганы, что давало ему ежегодный доход. К началу 1870-х гг. балаганы эти были упразднены, но вскоре вместо них были устроены торговые лавки, число которых к концу XIX в. достигло сорока. Вся вырученная от них сумма поступала в пользу церкви и расходовалась на ее украшение. Со времени своего основания д. Чашинская (Чаша) состояла в приходе Знаменской церкви слободы Салтосарайской. Когда в 1820 г. храм этот сгорел, прихожане выстроили новый не в слободе, а в д. Чаше, занимающей по отношению к другим населенным пунктам прихода центральное положение и находящейся на удобной и оживленной дороге из слободы Иковской Курганского уезда в Шадринский уезд Пермской губернии. После того, как эта приходская церковь в 1832 г. была уничтожена пожаром, жители с. Чашинского (Салтосарайской слободы) и деревень Расковаловой, Могильной, Большой Иткульской и Зарешной Иткульской - с одной стороны, а жители слободы Салтосарайской (Старой Слободы) и остальных деревень прихода - с другой, подали Высокопреосвященнейшему Афанасию, архиепископу Тобольскому и Сибирскому, обоюдное прошение о разделении Салтосарайского прихода на два. Просьба их ввиду обширности и многолюдности прихода была уважена, и так в 1833 г. образовался отдельный Чашинский приход, к которому был переведен один штат священноцерковнослужителей Салтосарайского храма.

Окончательно приход отделился в 1835 г. с постройкой в с. Чашинском собственной церкви. Кроме названных выше селений, в него вошла д. Асямолова (Малый Иткуль), также состоявшая ранее в Салтосарайском приходе. В 1848 г. к приходу присоединилась д. Ново-Иковская, образованная переселенцами из Псковской губернии. Во 2-й половине 1860-х гг. д. Зарешная Иткульская перестала числиться отдельным населенным пунктом, объединившись с д. Большой Иткульской, которая к середине 1890-х гг. стала в документах часто именоваться просто Иткульской. В 1900 г. в д. Ново-Иковской была построена приписная церковь, с 1904 г. при ней началось ведение метрических книг, деревня стала именовать селом, которое с 1913 г. выделилось в отдельный приход. В 1910 г. в д. Больше-Иткульской была выстроена приписная церковь, которая оставалась таковой до 1918 г. С этого года сюда был назначен собственный причт и с. Иткульское (Большое Иткульское) отделилось в самостоятельный приход.

Таким образом, к началу 1920-х гг. Чашинский приход составляли, кроме самого села, деревни: Могильная, Расковалова и Асямолова. Очевидно, состав прихода в дальнейшем не менялся до его ликвидации в 1931 г. Первая церковь в д. Чашинской (Салтосарайской слободе) была выстроена в 1820 г. тщанием прихожан Салтосарайского прихода. Здание ее было деревянным с такой же колокольней. Престолов в ней предполагалось устроить два: в южном теплом приделе – в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в главном холодном храме – во имя Святой Троицы. Зимний придел был освящен в 1820 г., а Троицкий храм долгое время не освящался за неимением в нем иконостаса. По придельному престолу церковь именовалась в документах Знаменской, как и существовавшая до нее в Старой слободе. Очевидно, после освящения главного престола она должна была называться Троицкой, но освящение это, видимо, так и не состоялось. По сведениям 1831 г. иконостас здесь еще не был окончен, а 3 ноября 1832 г. здание храма по неизвестной причине сгорело в пожаре. Вскоре прихожане подали прошение Высокопреосвященнейшему Афанасию, архиепископу Тобольскому и Сибирскому, о разделении приходов и о дозволении выстроить в селении Чаше церковь во имя Живоначальной Троицы.

Строительство было разрешено указом Тобольской духовной консистории в ноябре 1833 г., а 28 марта 1834 г. выдана храмозданная грамота. Возведение церкви началось в 1834 г. и велось иждивением прихожан. В том же году постройка церковного здания была во всех частях окончена, и вскоре состоялось его освящение. Престол в храме был устроен один во имя Святой Живоначальной и Нераздельной Троицы. Деревянное, на каменном фундаменте здание было небольшим по размеру, снаружи обшито тесом, с одними входными дверями с западной стороны, над которыми размещалась устроенная в одной связи с церковью деревянная колокольня. Внутри был установлен деревянный иконостас. К 1840 г. здание было обнесено деревянной выкрашенной зеленой краской оградой. Храм этот существовал ровно сорок лет и по причине своей чрезвычайной тесноты был заменен более пространным каменным. Для увеличения средств к скорейшему окончанию строительства последнего прихожане в 1872 г. продали старую деревянную церковь крестьянам д. Саломатовской Курганского уезда. Вместе с нею они согласились отдать иконостас и заклиросные киоты со всеми принадлежавшими им иконами, золоченые резные царские врата, часть старой утвари и икон, а также церковную ограду с воротами. Однако указом Тобольской духовной консистории от 17 января 1873 г., чтобы не оставить самих прихожан без богослужения, им было предписано не перевозить здание до освящения хотя бы одного из приделов нового храма. Только в начале 1874 г. саломатовские крестьяне приступили к разборке старой Чашинской церкви, а в Великий пост этого же года перевезли ее в свое селение и выстроили из ее материала приходской храм, в котором был установлен и перевезенный из с. Чашинского иконостас.

К началу 1850-х гг. Чашинский приход значительно увеличился в своей численности, в том числе за счет переселенцев из центральных губерний России. Кроме того, в воскресные и праздничные дни сюда в большом количестве съезжались жители селений смежного Шадринского уезда Пермской губернии. При такой многочисленности верующих старая церковь стала маловместительной, поэтому прихожане вознамерились вместо нее воздвигнуть обширный каменный храм, который по прочности своей стал бы памятником для их потомков. Престолов они решили устроить два: главный во имя Живоначальной Троицы и придельный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство храма было разрешено указом Тобольской духовной консистории от 23 декабря 1854 г. В 1856 г. для него отвели возвышенное место в самом центре села, по левую сторону от старой церкви. В 1857 г. был утвержден план, и выдана благословенная грамота на заложение храма за подписью Преосвященного Феогноста, епископа Тобольского и Сибирского. Контракт на производство работ был заключен в 1862 г. с подрядчиком – проживающим в г. Шадринске временно-обязанным графов Блудовых крестьянином Вершиловской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии Платоном Ивановичем Малышевым.

Так как по утвержденному в 1857 г. плану церковь оказалась слишком большой и дорогой для прихожан, они решили составить новый, более дешевый, проект. В 1862 г. Высокопреосвященнейшим Варлаамом, архиепископом Тобольским и Сибирским, были утверждены новые план и фасад каменной двухпрестольной церкви в с. Чашинском. Заложена она была 19 мая 1863 г. благочинным Курганских уездных церквей священником Василием Адриановым. Возведение одноэтажной церкви с такой же в одной связи двухъярусной колокольней производилось на собственный счет прихожан. Каменная кладка была, в основном, закончена к 1867 г., кроме колокольни и восьмерика над холодным летним храмом, завершенных в следующем 1868 г. По несостоятельности прихожан дальнейшая постройка продолжалась более назначенного контрактом времени и была совершенно окончена к февралю 1876 г. подрядчиком Севастьяном Платоновичем Малышевым – сыном Платона Малышева.

Работа была принята обществом от Малышевых 20 марта 1877 г. Одновременно с достройкой здания проводилась внутренняя отделка помещений, в первую очередь – теплого Покровского придела в трапезной части. Указом Тобольской духовной консистории от 2 декабря 1872 г. здесь разрешено было устроить иконостас по контракту, заключенному прихожанами с подрядчиком - купеческим сыном Александром Брезгиным, с тем, чтобы работы были завершены к августу 1874 г. Кроме того, необходимо было установить окна, двери и стеклянную раму, отделяющую этот придел от холодного Троицкого храма. В июле 1873 г. Брезгиным был доставлен и вскоре поставлен на место иконостас с иконами и царскими дверями для Покровского придела, а 13 августа прихожане получили разрешение епархиального начальства на его освящение и новый антиминс. Однако, выяснилось, что иконостас устроен только вчерне, без окрашивания и золочения, а прихожане самовольно продлили срок контракта на год. Поэтому в декабре 1873 г. им было объявлено, что освящение теплого придела не может быть совершено ранее окончания всех работ по устройству церкви. Указом Тобольской духовной консистории от 12 марта 1874 г. подряд на окончание придельного иконостаса был утвержден за подрядчиком Е. Помыткиным с тем, чтобы покраска и золочение были завершены не позднее августа 1875 г. Но окончены они были, видимо, ранее этого срока и уже 20 мая 1874 г. состоялось освящение Покровского придела, после чего здесь началось проведение богослужений. Вслед за обустройством придельного храма последовала отделка холодной Троицкой церкви. Контракт на установку здесь иконостаса и написание стенной живописи был заключен в 1877 г. с подрядчиком Коротковым. К ноябрю 1878 г. стены храма были окрашены и две трети их расписаны, установлен иконостас, доставлена вся резьба для его украшения, написаны тридцать икон. К началу 1880 г. работы Коротковым были завершены: окончена роспись стен, покрыт золоченой резьбой иконостас, для которого, кроме имевшихся тридцати икон, были написаны еще семь.

Главный Троицкий храм был освящен 9 июля 1880 г. Вскоре после постройки церковь была окружена деревянной оградой, которая к началу 1890-х гг. пришла в ветхость. В 1895 г. была заложена и начата постройкой каменная ограда с железными в мраморных столбах решетками. Строительство ее было окончено в 1903 г. В начале 1905 г. прихожане решили провести в храме ремонт, а в теплой его части устроить на средства прихода второй придельный престол во имя Святителя и Чудотворца Николая, для чего установить здесь еще один иконостас. Указом Тобольской духовной консистории от 9 марта 1905 г. работы по обновлению всей церкви, а также сооружение в теплом храме нового иконостаса и написание здесь стенной живописи были разрешены через подрядчика – живописца Анатолия Прохоровича Кречетова, договор с которым был заключен в том же году. Указом консистории от 22 ноября 1905 г. ремонтные работы, в т.ч. окраску стен, полов и главного иконостаса, дозволено было провести на средства церковного старосты Салазкина в соответствии с его прошением. К концу 1905 г. подрядчиком Кречетовым все столярные работы по новому иконостасу были окончены, изготовлена резьба, накладные украшения и царские двери, после чего указом консистории от 28 февраля 1906 г. Чашинскому причту было разрешено произвести в теплом приделе закладку малым чином престола во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В сентябре 1906 г. все работы по ремонту Чашинского храма, производившиеся на средства старосты Салазкина, были окончены. К началу 1907 г. Анатолием Кречетовым был установлен, окрашен и вызолочен иконостас нового Николаевского придела, который был освящен во второй половине 1907 г. Одновременно Кречетовым же был проведен ремонт старого иконостаса Покровского придела с поновлением в нем живописи. После приведения в благолепный вид внутренних помещений храма прихожане вознамерились провести капитальный ремонт его наружных частей с переоборудованием куполов и надстройкой еще одного яруса колокольни. Ремонт этот был разрешен епархиальным начальством 22 августа 1909 г. на добровольные пожертвования прихожан с использованием средств церкви. Однако необходимую для начала работ сумму прихожане в течение двух последующих лет собрать не смогли. В 1911 г. их постиг неурожай хлебов и пожертвования прекратились вовсе, что помешало им осуществить свои намерения. В эти же годы прихожане намеревались выстроить каменную часовню над престолом разобранной в 1874 г. деревянной церкви, но за неимением средств отказались и от этого начинания. К началу 1920-х гг. Чашинский храм представлял собой одноэтажное кирпичное покрытое железом здание, разделенное на две части: холодную церковь с главным Троицким престолом и отапливаемую трапезную с придельными Покровским и Николаевским престолами. На самом храме, колокольне и алтаре располагались 3 покрытые железом главы, увенчанные железными крестами. Наружные стены были оштукатурены и выбелены известью, в них имелись 52 больших окна, из которых в 16 стояли железные решетки, а также 2 небольших круглых окна; наружу вели 5 дверей. Своды основного помещения храма опирались на 4 каменные колонны. Эти своды, как и потолок в теплом приделе, а также внутренние стены были окрашены масляной краской и покрыты орнаментом и живописными картинами из истории Ветхого и Нового Заветов. В главной церкви находился резной золоченый трехъярусный иконостас с 39 иконами. В придельных иконостасах, имеющих одинаковые размеры, были установлены иконы: в правом Покровском 24, в левом Николаевском 28. К трапезной части примыкала двухъярусная колокольня, под которой располагались входные двери, помещение для сторожей и кладовая. На колокольне находился набор из семи колоколов: большой весом 264 пуда, средний, часовой, два малых и два подзвонных.

Троицкая церковь официально властями не закрывалась. Она прекратила деятельность в начале 1931 г. из-за отсутствия священника и решения жителей занять ее под школу. В том же году началась частичная разборка храма и его переоборудование под размещенный здесь клуб. К 1947 г. здание находилось в удовлетворительном состоянии и использовалось под Дом культуры. К началу 1960-х гг. оно полностью утратило церковный вид: колокольня и купола были разобраны, вместо имевшихся деревянных фронтонов устроены кирпичные, в некоторых помещениях для нужд Дома культуры сделаны новые перекрытия и стены, расширены оконные проемы. После большого пожара 1993 г. от полностью выгоревшего здания остались только разрушающиеся стены с частично рухнувшими сводами. В начале 1990-х гг. в с. Чаши был образован Свято-Троицкий приход Курганской и Шадринской епархии, зарегистрированный 21 марта 1996 г. Службы долгое время проходили в молельном доме.

В 2007 г. старанием местных жителей и благотворителей начались работы по восстановлению Троицкого храма. В конце сентября 2008 г. здесь состоялось первое после долгих лет богослужение. На сегодняшний день действует только притвор – бывшая трапезная часть церкви, где и ведутся службы. Над этим помещением сооружена и покрыта железом новая крыша, на которую водружен небольшой золоченый купол с крестом. Внутри установлен небогатый иконостас. Главная часть храма – бывшая летняя Троицкая церковь – пока находится в запустении. К 2013 г. все здание было перекрыто новой кровлей, вставлены окна и двери, а 15 сентября этого года архиепископ Курганский и Шадринский Константин совершил освящение креста, который будет установлен над Троицким храмом. До 1905 г. особо чтимых икон в Чашинском приходе не имелось. В июне 1904 г. прихожане ходатайствовали перед Преосвященнейшим Антонием, епископом Тобольским и Сибирским, о разрешении им приобрести для церкви из Успенской Почаевской лавры Волынской губернии икону Преподобного Иова, игумена Почаевского, с частицею его мощей. Ходатайство это было уважено, и 21 февраля 1905 г. образ прибыл в г. Курган, где был поставлен в городском Троицком храме, а 1 марта крестным ходом принесен в с. Чашинское. В том же году епархиальным начальством было разрешено ежегодно в дни памяти Преподобного Иова совершать в Чашинском храме торжественные богослужения: 6 мая – в день его тезоименитства, 28 августа – в день открытия мощей угодника, и 28 октября – в день его кончины. На эти торжества в большом количестве стекались богомольцы из разных селений Тобольской и Оренбургской губерний. По окончании богослужений совершался крестный ход с иконой Преподобного Иова вокруг храма, а затем по селу. Кроме того в приходе ежегодно 23 апреля и в девятую пятницу по Пасхе проходили крестные ходы из с. Чашинского в с. Ново-Иковское, установленные указом Тобольской духовной консистории от 27 июля 1906 г. Согласно тому же определению вместе с другими иконами из церкви выносился и чтимый образ Преподобного Иова. В обычное же время он находился на аналое под балдахином у правого придела во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Перед иконой всегда горели четыре неугасимые лампады, из которых богомольцам давался елей от мощей угодника. Вскоре от мощей начали наблюдаться чудесные знамения: больные получали исцеление от своих недугов. Поэтому икона Преподобного Иова стала чрезвычайно почитаемой. К 1910 г. прихожанами была приобретена для нее серебряная позолоченная риза. В 1922 г. при изъятии церковных ценностей верующие ее не отдали. Очевидно, вскоре драгоценная риза была все же изъята, а что стало с самим чтимым образом после закрытия храма, никто не знает. В 2013 г. в Чашинскую церковь была доставлена написанная в Почаевской лавре точная копия иконы Преподобного Иова Почаевского Чудотворца с частицей его мощей, приложиться к которой можно в день его памяти 19 мая. В храме находятся и другие святыни: икона с частицей мощей Преподобного Амфилохия схиигумена Почаевского Чудотворца и копия чудотворной Почаевской иконы Божией Матери.

К концу 1780-х гг. относилась к приходу церкви во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы села Салтосарайское Салтосарайской волости Курганского уезда.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов