Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Пословицу сказал — дорогу указал, поговорку — душу утешил. (башкирская)

Крестовоздвиженская с. Палех Палеховская волость Вязниковский уезд Владимирской губернии.

Назад

Крестовоздвиженская церковь — православная церковь, расположенная в посёлке городского типа Палех Палехского района Ивановской области, на ул. Ленина[1].Построена в 1762—1774 гг. в Нарышкинском стиле мастером Егором Дубовым. Ныне действующая.

Тип церкви-четырёхстолпный[3]. Невысокий аттиковый ярус повторяет в плане среднюю часть основания храма. Восточная стена прямоугольного алтаря с конусообразной кровлей скруглена. Храму присуща развёрнутая по оси структура внутреннего пространства с верхним пределом в виде лоджии при общей продольно-осевой симметрии здания. Многие декоративные элементы храма также характерны для стиля русского барокко. Окна его отделаны в различной стилистике: полукруглые наличники -в аттике, оконные украшения с ушками и фартуками -в верхнем ярусе трапезной, трехлопастное очелье- на крупных окнах фасадов четверика, алтаря и нижнем ярусе трапезной. Колокольня украшена поясом ромбовидного узора под ярусом звона, высоту которого эффектно подчёркивают многоярусные ниши-ширинки с изразцами. Высокий цоколь храма украшен узким поясом поребрика. Архитектурные формы четверика, трапезной и алтаря подчёркнут одиночными колонками и их пучками. Невысокий аттиковый ярус повторяет в плане среднюю часть основания храма. Восточная стена прямоугольного алтаря с конусообразной кровлей скруглена. Храму присуща развёрнутая по оси структура внутреннего пространства с верхним пределом в виде лоджии при общей продольно-осевой симметрии здания. Многие декоративные элементы храма также характерны для стиля русского барокко. Окна его отделаны в различной стилистике: полукруглые наличники -в аттике, оконные украшения с ушками и фартуками -в верхнем ярусе трапезной, трехлопастное очелье- на крупных окнах фасадов четверика, алтаря и нижнем ярусе трапезной. Колокольня украшена поясом ромбовидного узора под ярусом звона, высоту которого эффектно подчёркивают многоярусные ниши-ширинки с изразцами. Высокий цоколь храма украшен узким поясом поребрика. Архитектурные формы четверика, трапезной и алтаря подчёркнут одиночными колонками и их пучками.

Интерьер.
Общая характеристика росписей.

Росписи начала девятнадцатого века созданы в смешанной технике с использованием графьи[4].Созданы в соавторстве московскими(П. и М. Сапожниковы) и палехскими (А.Беляев и С. Вечерин) мастерами. Впоследствии неоднократно поновлялись и реставрировались. Основные тона росписей мягкие, пастельные, достаточно сдержанные(бледно-розовые, коричневатые, разбелённая охра). Иконографическая программа типична для эпохи создания храма: Квадратные и прямоугольные композиции написаны вплотную рядами. Заимствованные из немецких гравюр, они претерпели некоторые изменения: изображения кажутся более рельефными, фоны упрощены, количество фигур на заднем плане уменьшено[5].

Главный иконостас.

Общими чертами палехской иконописи являются смешение традиций писания, «пройменные иконы», схожие лики святых и цветные пробела, профессиональное владение рисунком, многофигурность композиций и стилистическая умеренность, песенный стиль и копирование западных мастеров, многоклеймовые иконы[6]. Иконостас выполнен в начале двадцатого века в самарской мастерской братьев И. В. и В. В. Белоусовых. Он стилизован под барочный иконостас восемнадцатого века. Иконы в нём также поздние при наличии нескольких подлинников соответствующей эпохи.

Отдельные иконы.

Среди других икон интересен «Спас в силах» восемнадцатого века с геометрическим фоном, символизирующим земной и небесный мир, а также Благую весть. В клеймах храмовой иконы Смоленской Божьей Матери изображены Казанская и Владимирская иконы Божьей Матери, а также иконы иных церковных праздников и православных святых. Примечателен также достаточно редкий сюжет «Лествица Божественного восхождения» по книге Иоанна Лествичника. Также сохранилась деревянная скульптура «Христос в темнице» местного мастера, по-своему преломившего «Пермских богов»

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов