Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Добра не смыслишь — так худа не делай.

Мечеть на улице Скобелевской (Красноармейской) Ростов-на-Дону г. Области Войска Донскоого.

Назад

В Ростове-на-Дону первые мусульманские молитвенные дома, или, как их называли 100 лет назад «магометанские мечети для турок и татар» появились в последней четверти XIX века. Так, «Весь Ростов за 1898 год» сообщает, что магометанский молитвенный дом находился на Большом проспекте (ныне проспект Ворошиловский) в собственном доме предпринимателя Розанова. Называется и имя муллы молитвенного дома - Загар Багиев. Затем магометанские дома перемешаются в район Крепостного переулка. В 1899 году магометанский молитвенный дом находится на углу Черняевской улицы (ныне Восточная) и Крепостного переулка; в начале ХХ века - на два квартала южнее и располагается на ул. Баташевской, 33 (ныне ул. Адыгейская). 
В середине 1910-х годов на плане города, между Скобелевской улицей (ныне Красноармейская) и Покровским кладбищем (ныне застроено), появляется участок, отведенный для строительства мечети. Он располагается между корпусами городских казарм. Точная дата завершения строительства неизвестна. По рассказам старожилов Ростова, мечеть достраивали в 1917-1918 годы.
Мечеть представляла собой монументальное кубовидное строение, завершенное куполом, увенчанным полумесяцем. Лаконичный декор главного фасада (по ул. Красноармейской) был сосредоточен вокруг центрального верхнего, круглого окна, фланкированного лопатками. Окно акцентировала высокая стрельчатая арка. Плоскость стены над ней украшали геометрический и растительный орнаменты. О внутреннем устройстве мечети воспоминаний не сохранилось. Невысокий одинокий минарет с малым куполом и полумесяцем выделял здание из рядовой застройки улицы. Существует предположение, что автором мечети мог быть городской архитектор Г.Н. Васильев. 
Снимок до 1930 года. В новой мечети деятельность общины продолжалась до начала 1930-х годов. Впоследствии мечеть закрыли, а минарет разобрали. В послевоенные годы мечеть возобновила деятельность. Однако территорию вокруг нее занимает воинская часть Советской армии. В 1964 г. по приказу командующего Северо-Кавказским военным округом генерала И.А. Плиева здание мечети было взято на баланс воинской части, а община выселена, ковры и храмовое имущество конфискованы. В 1978 году купол мечети разбирается, здание реконструируется под солдатский клуб. После отобрания мечети в 1964 году городские власти выделяют прихожанам жилой дом на ул. Черепахина, 232, площадью 48 кв.м. В 1977 г. мечеть переводят в другой дом, но с меньшей площадью - 34 кв.м - на ул. Туркестанской. 28. С этого времени здесь располагается временная соборная мечеть и так называемое Мухтасибадское правление мусульман Ростовской области. Начиная с 1982 года, мусульманская община Ростова возобновляет переговоры с городскими властями и военным округом о возвращении перестроенного здания мечети верующим. Переговоры велись долго и безрезультатно. Наконец администрация города соглашается на строительство новой мечети в районе Парка строителей на улице Варфоломеева. Однако на этом месте мечети возродиться было не суждено. Мухтасибадское управление мусульман Ростовской области, Молдовы и Украины с мечетью на улице Туркестанской, 28. Снимок 2005 года. Ростовская мечеть и правление мусульман относятся к ханифитскому толку суннитов. Кроме этого толка суннизм распадается ещё на три толка: шафиитский, ханбалитский и малцкитскиЙ. Мечеть открыта для всех желающих её посещать, но при соблюдении правил поведения и ритуала. Новая мечеть на улице Фурмановской, 131. В январе 2000 года на Градостроительном совете при главном архитекторе Ростова рассматривался первый вариант эскизного проекта на другом отведенном участке, по ул. Фурмановской рядом со стадионом СКА. Первый вариант проекта был одобрен большинством членов совета, но реально воплощён в жизнь всё же другой вариант проекта, рассчитанный на 500 молящихся. Автор проектов - ростовский архитектор Б.К. Ногарбеков. Строительство мечети, начатое в 2002 г., практически завершилось к концу следующего года при финансовой поддержке, которую предоставляли турецкие покровители ростовских мусульман. В связи с напряженной обстановкой в гражданской и религиозной жизни на Северном Кавказе в постперестроечное время мусульманская общественность Ростова-на-Дону в конце 2010 г. была взбудоражена неординарным случаем, связанным с ростовской Соборной мечетью. Имам мечети Наиль Бикмаев - 26-летний сын муфтия Ростовской области Джафара Бикмаева 22 декабря 2010 г. ушел из дома и домой не вернулся. По заявлению муфтия было назначено следствие. В ночь на 6 января 2011 г. Наиль Бикмаев с двумя сопровождавшими его лицами были остановлены в Махачкале и, при обнаружении у них пистолетов, задержаны за незаконный оборот оружия. Когда проведённое следствие установило, что Наиль Бикмаев был обманом завлечён злоумышленниками в свои сети, а сам Наиль не совершил никаких противоправных деяний, он через десять дней после задержания был отпущен на свободу. Из книги: Е.И. Малаховский. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону, 2012 г.  ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ РОСТОВА-на-ДОНУ на ул. Красноармейской, 95 (97)
 В 1905г. тогда ещё, на самом краю города, был отведен земельный участок Попечительству Ростовского-на-Дону Магометанскому обществу, с того момента было дано начало строительству соборной мечети г. Ростова-на-Дону на ул. Скобелевской (улица Скобелевская в 1920г. была переименована в Красноармейскую). Строительство велось на пожертвования купцов-мусульман в честь татарских полков, отличившихся в войне против армии Наполеона. Существует мнение что у истоков строительства мечети стояли такие люди, как Мухаммедзахир Яруллович Бигиев (Ростовский имам с 1890г по 1902г.) и его старший брат, всемирно известный богослов Муса Яруллович Бигиев, Гизетулла Дивликамов, Фазлулла Утигиеев, Мухаммаджан Янбаев, Рахматулла Гаташев. Сейчас некоторые из этих людей покоятся на старом мусульманском кладбище на ул. Текучева (рядом с братским кладбищем). Мечеть была двух этажная с минаретом. Как и полагается в исламе, мечеть ориентирована на священную Мекку. Строительный надзор при возведении мечети вел известный городской архитектор начала ХХ века Г. Н. Васильев. Сегодня ещё остались прихожане из числа татарских аксакалов которые регулярно посещали её в молодые годы для поклонения Всевышнему Аллаху. Благодаря их рассказам удалось сохранить ценнейшую информацию. Мечеть представляла из себя кирпичное монументальное двух этажное, прямоугольное сооружение с минаретом, размером 19м на 23м., общей площадью 703м2.. Толщина стен как и полагалось в те времена была больше метра. В экстерьере прослеживаются элементы бухарской архитектуры. Первый этаж был женским, а второй мужским. Пол был деревянным, внутренне убранство было достаточно скромным. Проповеди велись на татарском языке, так как практически все прихожане были из числа пензенских татар. По воспоминаниям прихожан, на праздничные молитвы в мечети собирались тысячи мусульман, многие приходили пешком, приезжали на лошадях и искусно разукрашенных конных повозках. Мечеть пережила первую и вторую мировые войны. В 1953г. был проведен капитальный ремонт. Действовала мечеть до июля 1963г., затем по приказу командующего Северо-Кавказским военным округом, генерала И.А. Плиева, под вымышленным предлогом мечеть была закрыта и опечатана, ковры и храмовое имущество конфисковано, а имам хатыб был арестован. 
Таким образом, вопреки протестам верующих мечеть была отобрана у мусульман.Последним имам-хатыбом (священнослужителем) этой мечети был Шангареев Каляметдин хазрат(1905-1986г), который проработал имамом с 1956 по 1963г. затем после вынужденного отъезда из г. Ростова переехал в г. Пермь где и работал имамом в местной мечети.
Шангареев Каляметдин хазрат - последний имам-хатыб (священнослужитель) этой мечети.Фото - Ростовский Берег После закрытия мечети, её использовали под склад продторга, затем как спорт зал и в 1976 году разрушив купол, минарет и часть стен, перестроили в солдатский клуб. После отъёма мечети, мусульмане долгие годы предпринимали попытки вернуть мечеть обратно, которая была единственной на территории Ростовской области, но советская-атеистическая власть, игнорировала требования и просьбы мусульман. В то время подобное отношение было одинаковым ко всем конфессиям - мусульманам, христианам, иудеям. Мусульмане оставшись без мечети, через некоторое время арендовали не большой жилой дом на ул. Черепахина 232 (307), затем в 1979г. перешли на ул. Туркестанскую 28, где переоборудовав жилой дом в молитвенный, организовали мечеть, которая в последующие годы стала центром мусульман г. Ростова и Ростовской области, но полностью удовлетворять потребности мусульман этот молитвенный дом не мог, так как площадь его составляла всего 90 м2. Начиная с 1985 по 1998годы муфтием Ростовской области Бикмаевым Джафаром Зуфяровичем предпринимались повторные попытки возврата незаконно отнятой у мусульман мечети. Было написано множество писем, обращений, жалоб в различные инстанции, но возврата добиться так и не удалось. Начиная с 1993 по 1998годы мусульмане начали проводить праздничные молитвы, сначала на улице Красноармейской, а затем и внутри самой мечети. Сохранились видео кадры этих молитв в документальном фильме “Живут в Ростове мусульмане” 1993 года выпуска (можно посмотреть на YouTube). В 1999г. городские власти пошли на встречу мусульманам и начался процесс оформления земельного участка уже для новой мечети и в другом месте, на ул. Фурмановской 131 (в районе стадиона СКА), с 2000г. по 2002г велось строительство новой соборной мечети, сейчас это единственная мечеть в г.Ростове-на-Дону, но сегодня и она уже не вмещает всех желающих. Время идёт, но мусульмане все равно надеются что в один прекрасный день, свершится акт исторической справедливости и им вернут обратно их мечеть, где внуки и правнуки смогут продолжить совершать богослужения, как когда то и их предки, более ста лет тому назад, восславляли Всевышнего в исторической мечети на ул. Красноармейской 95 и жили во взаимоуважении и дружбе с христианами, иудеями и людьми различных конфессий и убеждений. Текст: краеведческий сайт Ростовский Берег. ПОЛУМЕСЯЦ НА МИНАРЕТЕ РОСТОВСКОЙ МЕЧЕТИПОДСВЕЧИВАЮТ ПЯТЬ ЛЮСТР И 800 ЛАМПОЧЕК! (Публикация газеты «Вечерний Ростов», 29 августа 2004 года) О строительстве мечети для мусульманской общины Ростова разговор шел уже давно. Не обладая местом для богослужения, ростовские мусульмане устраивали моления на проезжей части улицы Красноармейской, напротив того места, где когда-то располагалась старая ростовская мечеть. Потом в городе шли горячие споры о том, где можно построить новую мечеть - с тем, чтобы туда было удобно добираться и верующим, да и местным жителям не было бы причинено неудобств.И вот наконец новая мечеть в Ростове появилась. Она находится на краю акациевой рощи, напротив стадиона СКА. Ростовчане, проезжающие по улице Фурмановской, с любопытством поглядывают на красивое современное здание с небольшой башенкой-минаретом. Корреспонденты "Вечернего Ростова" первыми из журналистов побывали в новой ростовской мечети, чтобы рассказать, как она выглядит изнутри. В рабочем кабинете председателя центрального духовного управления мусульман Ростовской области муфтия Джафара Зульфяровича Бикмаева из предметов обстановки - только письменный стол и пара стульев. "Мы еще не успели обрасти хозяйством, - говорит он. - В мечети еще очень многое предстоит сделать"…И хозяин кабинета, и гости сидят без обуви. Ведь первое, что делаешь, заходя в мечеть, это снимаешь туфли. Повсюду расстелены ковры, и единственное свободное от них пространство - это небольшой "пятачок", где, собственно, и положено снимать обувь. Компактное при взгляде снаружи здание впечатляет своими размерами внутри. В огромном центральном зале вообще отсутствует всякая мебель: верующие во время молитвы должны сидеть на полу, опираясь на колени. Высота потолка в этом зале - 12 с половиной метров. Он освещается пятью люстрами, причем центральная, свисающая прямо из-под купола, воистину люстра-гигант! Только для освещения центрального зала в люстрах установлено 800 лампочек!Огромный зал пуст: здесь нет ни одного стула, ни просто какого-то предмета, стоящего на полу. На стенах - красочный орнамент, но нет картин или статуй. Изображения живых существ запрещены исламом, как противоречащие духу единобожия.На южной стене, обращенной к Мекке (она еще называется "стена киблы") привлекает внимание особая ниша - "михраб". Она указывает направление в сторону святого камня Каабы, и направление, в котором нужно молиться правоверным… Еще в 1905 году, при поддержке существовавшего тогда в Ростове торгового представительства Турции, на улице Скобелевской (нынче улица Красноармейская) была построена мечеть. Она была гораздо меньше нынешней - всего на 200 человек. Причем женщинам приходилось молиться на балконе.Мечеть благополучно пережила революцию, оккупацию Ростова в годы Великой Отечественной, и была закрыта в 1963 году по настоянию военных. Дело в том, что по соседству расположился полк связи СКВО, и окна мечети выходили прямо на плац воинской части. Это было вполне в духе того времени…Здание передали Кировскому продторгу, там был устроен склад. А еще позже бывшая мечеть отошла в распоряжение полка связи, и переоборудована под солдатский клуб.Городские власти предложили мусульманам частный дом на улице Черепахина, где была обустроена молельная. Но и оттуда им пришлось перебираться на улицу Туркестанскую: началось строительство института "Градиент", и молельную снесли.- Приехав на работу в Ростов, я сразу поставил вопрос о возвращении здания мечети мусульманской общине, - говорит муфтий Джафар Бикмаев.Мусульмане прибегли к тактике "мирного выдавливания". С начала 90-х годов, по большим религиозным праздникам, они стали проводить моления прямо на улице Красноармейской, напротив стены войсковой части, за которой возвышалась стена солдатского клуба. Причем верующие совершали намаз, стоя на коленях прямо на проезжей части, чем, конечно же, затрудняли движение транспорта. Военные дрогнули под таким натиском, и пошли на компромисс. По личному распоряжению командующего войсками СКВО В.Г. Казанцева мусульман по праздникам стали пускать в помещение солдатского клуба, где они молились. Но отдавать здание религиозной общине все равно не соглашались.Ситуация становилась похожа на абсурд. Через открытые ворота на территорию части заходили самые разные люди, обнимались, поздравляли друг друга с праздником, поднимались по ступенькам в солдатский клуб, а на плацу прямо напротив клуба мрачно отбивали строевой шаг солдаты-связисты. - При содействии губернатора и мэра Ростова мы долгое время вели переговоры с военными, - говорит Д.З. Бикмаев. - Когда окончательно стало ясно, что в видимой перспективе возвращение здания невозможно, мусульмане обратились с просьбой о выделении участка земли для строительства новой мечети. Из нескольких вариантов, посоветовавшись с верующими, я выбрал место напротив стадиона СКА. Мастеров по строительству мечетей в нашем регионе нет. Тогда ростовский муфтий отправился в Турцию. Там есть множество фирм, специализирующихся на строительстве религиозных объектов, но из множества предложений ни одно не приходилось ему по душе. Д.З. Бикмаев говорит, что "восточный", азиатский вариант абсолютно не подходит для города в европейской части России, каковым является Ростов. Но есть в Стамбуле мечеть, которая привлекла взгляд Джафара Зульфяровича. Это европеизированное здание построил крупный турецкий бизнесмен в память о своем отце. И ростовскому муфтию удалось договориться о приобретении именно этого проекта для Ростова.- Сначала за строительство взялись наши ростовские фирмы, которые стенку первого этажа, высотой три метра, делали целый год, - рассказал муфтий Д.З. Бикмаев. - Потом начали строить турки, и меньше чем за год сделали остававшуюся большую часть работы. Очень помогали и члены мусульманской общины Ростова, безвозмездно работавшие на стройке… Здание мечети монолитное. На него пошло около четырех тысяч тонн бетона, 150 тонн арматуры. Турки оказали помощь не только в строительстве. Они привезли и установили двери, рамы, стекла, решетки - вплоть до дверных ручек. Пять художников из Турции расписывали стены большого зала. Это были особые специалисты: в арабской вязи, которой написаны изречения пророка, нельзя ошибиться ни в единой точке или запятой…Привезли турки и ковры - порядка 840 квадратных метров. Ковры с особым узором, разделяющим пространство на квадраты - чтобы верующим было удобней располагаться в определенном порядке. На одном квадратном метре при молитве могут расположиться двое мусульман. Вместимость мечети более тысячи человек.В здании два этажа, причем на первом расположен зал для женщин. От мужского он отличается тем, что в нем установлены стулья: пожилым женщинам трудно становиться на колени, совершая намаз. Есть классы для воскресной школы. Приспособленность здания к исполнению мусульманских обрядов выражается даже в том, что в туалетах есть краны, с установленными перед ними табуретами. Здесь мусульмане должны омывать ноги перед совершением молитвы. Перед входом в молельный зал - полка, на которой лежат головные уборы: на случай, если верующий позабыл свою шапочку, в которой надо молиться. Даже отопление здания осуществляется через трубы, проложенные в полу: в холодное время года правоверные будут совершать намаз на теплых коврах! На сегодняшний день в Ростовской области есть три мечети. Две других находятся в Шахтах и на границе с Волгоградской областью. И еще в 17 районах области действуют молельные дома. МЕЧЕТЬ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ Новая мечеть построена в 2002 году, при ее возведении учитывались все новейшие строительные технологии и старинные архитектурные традиции. Одновременно на молитву сюда могут прийти до полутора тысяч человек. На первом этаже мечети расположены молитвенный зал для женщин, два класса воскресной школы и комнаты для ритуального омовения. Для удобства пожилых людей стоят табуреты возле бассейнов с кранами. Весь второй этаж, кроме подсобных помещений, занимает мужской молитвенный зал. Полы мечети выстелены мягчайшими турецкими коврами, к тому же продумана система их подогрева: зимой температура пола поднимется до 37 градусов. На все четыре стороны света выходят окна, которые выполнены по современным технологиям. Высотой от пола до потолка, они украшены декоративными решетками. На потолке - огромная люстра на 830 лампочек, также молитвенный зал освещают еще четыре боковых люстры. Для росписи стен пригласили художника из Турции. Теперь убранство мечети украшают яркие орнаменты с письменами. Это цитаты из Корана на арабском языке. 
 Рядом с двухэтажным зданием мечети возвышается 27-метровый минарет. В день пятничной проповеди муэдзин с него верующих на молитву. Но это больше дань традиции - в шумном мегаполисе дальше остановки азан практически никто не слышит. Проповеди в мечети Ростова-на-Дону ведутся на русском языке. По субботам и воскресеньям здесь проводятся занятия по изучению арабского языка, Корана, истории возникновения и распространения ислама.
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов