Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Хорошее сделать тяжело, плохое — легко (мокша). (мордовская)

Кадряково с. Бимская волость Елабужского уезда Вятской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Агрызский р-н, село Кадряково

Кладбища Кадряково с. Бимская волость Елабужского уезда Вятской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  •  

История наименования и принадлежности:

  • с. Кадряково Бимская волость Елабужского уезда Вятской губернии.

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе церкви:

  •  

Архивы:

  •  

Село Кадряково входит в Кадряковское сельское поселение. Национальный состав - мари. Расстояние до районного центра Агрыз - 85 км, до узла связи - 13, до железной дороги – 45 км, до пристани - 35, до аэропорта – 100 км.

Этимологи утверждают, что название «Кадряково» произошло от расположения деревни на берегу реки Чекалдинка. Речка, изгибаясь, гнала свои воды в реку Кырыкмас.

На таких изгибистых берегах строили дома сельчане. Получилась кривая улица, поэтому в переводе с марийского «кривая» - «кадыр». Отсюда и название деревни – Кадряково.

Другие этимологи утверждают, что название это произошло отслова «кадырле», что в татарском языке это слово обозначает «дорогой» и междометия эх. Получается, что Кадряково, или по-марийски Кадрек, звучит дословно «дорогая, эх», или по-марийски «кадырле,эх». Итак, с названием разобрались. Но как объяснить существование на карте России еще четырех деревень с названием «Кадряково».

Одна из них – в Башкорстане, в Краснокамском районе, где насчитывается до 50 хозяйств, две других находятся в Рыбнослободском районе, а четвертая деревня расположена в Мензелинском районе Татарстана. Но что удивительно, одна из улиц села Лайсола Советского района, что в Республике Марий Эл, и лужайка неподалеку от нее носит название «Кадряково». 

Воспоминания бывшего учителя русского языка и литературы Исаева Исаная Исаевича:

«Очень тяжелые были времена в середине 16 века. После взятия Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году марийский народ, как и многие народы этого края, был насильно обращен в христианскую веру, увеличилась эксплуатация коренного народа.

Марийцы не раз поднимали восстания против царизма. Но царское правительство мечом и кровью, хитростью, изменениями налогов для христиан – мари вело свою политику. И тогда сильные духом мужики запрягли пару, а то и три пары лошадей и со своим богатством двинулись в сторону восходящего солнца. Так целые роды, признавая лишь только своих языческих богов, в надежде сохранить себя как личность начали великое переселение. Шел конец 16 века. Необходимо было двигаться лишь в тайне от царской стражи, по ночам возле крупных городов, ждать замерзания таких больших рек, как Кама, Вятка. И вот путникам, уже изможденным долгой дорогой т трудностями в пути, дозор сообщил необычную весть. Впереди деревня. Марийцы остановились в лесу. Ждут наступления темноты. Но в деревне нет света. Нет ничего напоминающего о жизни. Утром заметили стаю коршунов. Мужики, вооружившись топорами, двинулись в деревню. Перед ними открылась то, что они много раз слышали от татар, которые присоединялись к ним. Деревня вся была вырезана, выколота, обезглавлена русским карательным отрядом лишь за то, что жители не хотели принять христианскую веру. Собрав трупы, от которых лишь остались только кости, мужики сожгли в одном месте. Заняли деревню, стали жить в вечном страхе, что их когда-нибудь их тоже постигнет такая же участь. Так как эта деревня была за большим холмом и лесом, окруженная болотом, народ никто не тревожил. Деревню также назвали Кадрек, потому что место очень напоминало оставленное в марийском крае село с таким же названием. Одно поколение сменялось другим. Шли годы 17 века. Прибывали беглые русские и татары. Поощрялись смешанные браки, так как это способствовало смешению крови народа.

Но мнения разделились. Одна часть населения стремилась дальше продолжить путь, а другая не имея возможности дальше двигаться, предлагала подняться на север по небольшой реке, именуемой Иж.

Татары хотели остаться тут же. Они засели в нынешнем Мензелинском районе. Название «Кадряково» сохранилось. А марийцы отправились кто на север, а кто на восток. На востоке (Краснокамский район) появилась деревня Кадряково. Четыре рода бедняков Пектыш, Сапай, Пекоза, Ямбылат поднялись по реке Иж и в устье реки Кырыкмас обосновали селение Кадряково.

Был конец 17 века. В один из летних вечеров в селение ворвались речные пираты. Они начали жестоко бить и грабить местный люд. Непрошеные гости, вволю повеселившись и наевшись, крепко уснули. Старейшины решили проучить их. Всех бандитов закололи . Подожгли все дома. Бросили туда трупы. Собрали все необходимые и двинулись в глубь леса. Пройдя за короткую летнюю ночь лишь около 10 км, они остановились возле маленькой речушки, чтобы передохнуть. Кругом стояли могучие сосны и ели, озера и болота манили своей невинностью. Населению понравилось это место. Начали строить дома. Обосновались. А деревню так и назвали – Кадрек. Ведь им так дорога была та память о деревне в Марийском крае и эта таежная глухомань. Так и получилось, что четыре рода Пектыш, Сапай, Пекоза, Ямбылат ценой многих усилий и страданий обосновали наше село»

Первое документальное упоминание о нашей деревне датируется 1850 годом. В вышедшем в том году карте «Земли Башкирской дачи» указан населенный пункт Кадряково. Он входил тогда в Мушаковскую волость, Бимского уезда, Вятской губернии.

В домовой книге от 1878 года указывается, в селении Кадряково – 75 дворов, население – 600 человек. У каждого хозяйства было в наличии по 3 и более лошадей, крупного рогатого скота и несколько десятков пчелиных семей.

Рекрутские наборы не оставляли стороной и нашу деревню. Жители считались государственными крестьянами. Многие славные сыны мари села сложили головы на русско-японской, в первой мировой войнах. В историю села уже тогда можно было записать легендарного Янбаева Яная Янбаевича, кавалера Георгиевского креста 1 степени, Петаева Петая Петаевича, вернувшегося в звании унтер-офицера с первой мировой. Население деревни росло. Прибывшие из деревни Такаш несколько семей, образовали свой клан, который вскоре назвали «такаш тукым». Им прибывшим нравились богатые дичью леса, здоровый народ, живущие в гармонии с природой, которая и кормила, и одевала и одаривала богатой пушниной.

В 1888 году была открыта Кадряковская земская школа.

В 1937 году после раскулачивания Асанбаева Ивана и Илимбаева Тимофея их дома были переданы для школы. Так школа стала семилетней. Нарастало движение ликвидации безграмотности. В это движение под руководством Надежды Ильиничны и Самутова И. включились учащиеся Кадряковской школы, имеющие трехлетнее образование. И 20 апреля 1939 года был подписан Государственный акт «О завершении ликвидации неграмотности среди трудящихся».

И с осени 1939 года одновременно открылись 5, 6, 7, классы. Начала функционировать семилетняя Кадряковская школа

С 1941 года по 1948 год школа была начальной. Виной тому Великая Отечественная война.

С осени 1951 года в деревне Кадряково была вновь открыта семилетка.

С осени 1954 года дети начали учиться в новом здании.

В 1961 году Кадряковская семилетняя школа стала восьмилетней. Ас 1962 года открылась вечерняя школа, где получали восьмилетнее и среднее образование.

1989 год знаменателен тем, что в селе открылась средняя школа.

14 октября 1998 года школой получена лицензия на право ведения образовательной деятельности.

А с 20 февраля 2001 года школа получила статус юридического лица.

Экономическое развитие села до революции

В те времена, деревню окружал дремучий лес, небольшие озера, чистая речка. Все это давало хорошую пушнину, дичь, способствовало развитию бортничества. Так получилось, что у каждого хозяйства стало по несколько десятков пчелосемей. Деревней в ту пору в основном управлял «дин» - совет. По решению этого совета мужское население очищало лес и готовило место для поля на зерновые культуры и выгул скота. Пастуха вту пору не было. Скот выгоняли со двора, и он пасся возле полей, которые были огорожены жердями. Каждому хозяйству было поручено просматривать несколько километров ограды. За плохую ограду глава семейства публично наказывался перед избой сторожа.

По решению же «дина» население в нужных местах выравнивало русло речки, направляя поближе к огородам; решало, какую часть земли давать новорожденному.

Сельхозпродукты, мед, смолу, деготь марийцы меняли на соль и мыло и на другие товары на рынках в селе Мушак, Варзи-Ятчи.

Марийцы того времени преклонялись языческим богам. У каждого рода было определенное место, где старейший совершал богослужение. Здесь же происходило жертвоприношение.

Жизнь села во время гражданской войны

После установления советской власти в деревне был организован совет. Первым председателем совета стал Миляев Имай Миляевич.

Во время наступления белогвардейцев на запад в мае 1919 года он был расстрелян. В память о первом коммунисте деревни перед школой установлен обелиск. Недолго жила деревня во власти белых. До деревни доносились залпы орудий боев у Красного Бора, по вечерам виднелось зарево пожарищь под Елабугой. Через некоторое время отступающие части белогвардейцев остановились на ночь в деревне.

Эти события хорошо помнит Исаев Исанай Исанаевич:

- Был конец лета. В деревню со стороны Старой Чекалды ворвалась кавалерийская бригада с обозами оружия и боеприпасов. Останавливаясь у каждого дома по 2-3 человека, они требовали быстро испечь хлеб, заменить уставших лошадей и натопить баню. Утром белогвардейцы выбросили в озеро боеприпасы и оружие, погрузили продовольствие, заменили лошадей и направились в сторону Сарапула. К вечеру деревню заняли красноармейцы. Они ночью двинулись по следам белых. Вместе с солдатами ушли несколько добровольцев.

Во время гражданской войны прославились такие селяне, как Сапаев Сапай Сапаевич. Он был награжден золотыми карманными часами с дарственной надписью от командарма Азина. А сын Исанаева Исаная был кавалеристом у легендарного Чапаева, от которого он получил именную шашку и красные революционные шаровары.

Деревня во времена новой экономической политики

Во времена нэпа деревня преобразилась. Появились богатые люди. Самыми зажиточными были Илимбай и Субай. У них в руках были ветряные и водяные мельницы, маслобойный и смолокуренный заводы. В деревне было 3 ветряных, 2 крупяных , 2 водяных мельницы, 7 заводов по добыче смолы и 1 маслобойный завод. Несколько кустарей делали кирпичи, за продукцией которых приезжали из соседних деревень.

Но после времен нэпа наступило время раскулачивания. Субая и Илимбая выслали из деревни, а их богатство на пяти обозах увезли куда-то. Их детей оставили на произвол судьбы. Многие семьи, боясь раскулачивания, прятали свои сбережения, домашний скот в глухих лесах, другие пускались в бега.

Деревня во времена коллективизации

Весной 1930 года наиболее бедные крестьяне решили собраться и организоваться в колхоз под руководством Ишмана Ишмановича Егорова. Его поддерживали из района. Так из 78 хозяйств 7 наиболее бедных вошли в колхоз «Звено». Видя большую поддержку колхозов Советской властью, боясь раскулачивания, марийцы стали записываться в колхоз. Колхозом после И.И.Егорова руководил Ишпаев Иштуган Ишпаевич. «Звено» зажило в полную мощность, появились передовики, которые участвовали на Всероссийском сьезде колхозников в 1935 году. Получали хороший урожай- каждое хозяйство вывозило в поле по 6 навоза. Помогали государству продуктами из личного хозяйства. В 1937 году в селе появился первый трактор.

 

Деревня во время Великой отечественной войны

Как и многие тысячи сел и городов нашей страны, село Кадряково тоже внесло свою лепту в дело великой победы. На фронт из села ушло 137 человек, а вернулось - 57.

  • За годы войны сельчане были удостоены таких правительственных наград:
  • Орден Ленина – 1
  • Орден Красной Звезды – 6
  • Орден Отечественной войны 1-й степени – 1
  • Орден Славы второй и третьей степени – 1
  • Орден Отечественной войны 3-й степени – 4
  • Медалями:
  • «За отвагу» - 18
  • «За боевые заслуги» - 7
  • «За оборону Ленинграда» - 4
  • «За оборону Сталинграда» - 3
  • «За освобождение Праги» - 2
  • «За освобождение Кенигсберга» - 3
  • «За освобождение Берлина» - 5
  • «За победу над Германией» -32
  • «За победу над Японией» - 3

А медалью «За участие в партизанском движении» был награжден один из легендарных личностей деревни – Ишпаев Ишпай. Он был одним из отважных разведчиков партизанских соединений Ковпака. По его рассказам, лично знал партизанского командира, представлен к звании Героя Советского Союза. Но по роковой случайности самолет с документами был сбит прямо на глазах у партизан.

Деревня в послевоенные годы

После войны трудоспособное население составляли женщины и дети. На их плечи легло восстановление хозяйства. В 1957 году колхоз «Звено» был по основным показателям на первом месте в районе.

В 1958 году были построены здания клуба и библиотеки.

В 1959 году – медпункт.

В 1960 году открыли двери два магазина.

Набирало темп укрупнение колхозов. Так в 1960 году колхоз «Звено» вошел в колхоз «Дружба».

С 1948 года началась электрификация села. Жители сел Кадряково, Чельчи, Тоймы, и Саклово запрудили реку Кырыкмас вручную, поставили небольшую ГЭС, протянули линии электропередач в свои села. С увеличением потребности электроэнергии с 1960 года начала работать подстанция на дизельном энергосети.

Деревня на рубеже 21 века

В 1987 году 26 апреля открыл двери ясли-сад «Солнышко».

В ту пору страна жила в эпоху перестройки. В селе разворачивался арендный подряд. Так Васильев Михаил Викторович организовал арендную бригаду по возделыванию сельскохозяйственных культур на площади 530 га. Его бригада состояла из 7 человек и добивалась хороших результатов.

В семейном подряде работали две семьи: Артемьевы и Семеновы. Работа велась с осени 1987 года по 1989 год. Обслуживали 118 голов коров – это один корпус коровника. Расчет по чековой системе.

В 1988 одна из бригад колхоза «Дружба» отделилась, и образовался колхоз «Кадряково», руководителем которого стал Иванов Валентин Васильевич.

В январе 1998 года колхоз «Кадряково» реорганизовали на два фермерских хозяйства: «Ончыко» и «Колос». В 2000 году они обьединились в СПК «КОЛОС».

В 2002 году в деревню пришел природный газ.

В 2005 году СПК «КОЛОС» расформировали. Образовались четыре фермерских хозяйства.

Известные люди сельского поселения

  • Исламов Дмитрий Александрович – главный редактор ГТРК «Марий Эл» г. Йошкар-Ола, заслуженный работник культуры республики Марий Эл.
  • Шуматов Геннадий Ишаевич – подполковник – офтальмолог, г. Ростов–на–Дону.
  • Савельев Виталий Савельевич – кандидат химических наук, ведущий технолог хим. комбината г. Тобольск.
  • Якаров Анатолий Матвеевич – подполковник в отставке, г. Новосибирск.
  • Шуматов Альберт Ишаевич – врач-терапевт курорт – санаторий «Варзи-Ятчи».
  • Якаров Владимир Матвеевич – майор милиции с. Киясово.
  • Петроков Савелий Петаевич – подполковник в отставке, г. Ульяновск.
  • Миляев Виталий Ишаевич - подполковник в отставке, г. Москва.
  • Биктимиров Ефим Петаевич – подполковник в отставке, г. Йошкар–Ола.
  • Исламова Татьяна Матвеевна – почетный работник образования Российской Федерации.
  • Васильева Людмила Савельевна- кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, член сборной ТАССР, заместитель исполкома Кадряковского сельского поселения.
  • Савельев Владимир Савельевич – кандидат химических наук, г. Нижнекамск.
  • Асылбаев Василий Савельевич – майор милиции, г. Ижевск.
  • Ишкатов Геннадий Ильич – подполковник армии.
  • Герасимов Владимир Васильевич – подполковник внутренних войск, г. Киров
  • Миляев Имай – первый председатель Кадряковского сельского Совета, расстрелян белогвардейцами.

Кадряково - село в Агрызском районе, на р. Чекалдинка, в 70 км к югу от г. Агрыз.

На 2002 г. - 509 жителей (марийцы).

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Полеводство, мясомолочное скотоводство.

Основано в 17 в. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители в сословном отношении делились на государственных крестьян и тептярей. Занимались земледелием, разведением скота, извозом, заготовкой и продажей леса, смолокуренным промыслом. В начале 20 в. в Кадряково функционировали миссионерская школа (открыта в 1888 г.), мельница. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1710 дес.

До 1920 г. село входило в Бимскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Агрызского, с 1924 г. - Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Красноборском, с 28.10.1960 г. в Агрызском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 04.03.1964 г. в Агрызском районах.

Число жителей: в 1762 г. - 47 душ мужского пола, в 1834 г. - 154, в 1859 г. - 277, в 1887 г. - 412, в 1920 г. - 677, в 1926 г. - 757, в 1938 г. - 857, в 1949 г. - 672, в 1958 г. - 684, в 1970 г. - 704, в 1989 г. - 535 чел.


 

«Книга Вятских родов» В.А.Старостина

Реестр селений и жителей на 1891 год

Название селения Губерния, Уезд, Волость, Общество Приход Река Семей Жителей Промысел или занятие
5192 Кадряково Вятская губерния, Елабужский уезд, 
Бимская волость, Бимское общество
н/д н/д 72 412 лесом торг
Рода, число семей:
Нет — 72
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов