Кладбища д. Старый Куклюк Черкасовская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Село в Елабужском районе, на р. Куклюк, в 38 км к северо-западу от г. Елабуга.
На 2008 г. - 332 жителя (по переписи 2002 г., марийцев - 61%).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано не позднее 1719 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Верхний Куклюк. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 1074,8 десятин.
До 1920 г. село входило в Черкасовскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского, с 1921 г. - Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Костенеевском, с 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 229, в 1887 г. - 308, в 1905 г. - 373, в 1920 г. - 420, в 1926 г. - 442, в 1938 г. - 481, в 1949 г. - 370, в 1958 г. - 364, в 1970 г. - 388, в 1979 г. - 386, в 1989 г. - 484, в 2002 г. - 412 чел.
* * *
Село Старый Куклюк - административный центр сельсовета. В состав Старокуклюкского сельского поселения входят шесть населенных пунктов: село Старый Куклюк, поселок Студеный Ключ, село Черкасово, поселок Мишка-Овраг, деревня Нижний Куклюк, село Атиаз.
Впервые марийцы (мари) упоминаются в летописи древнего народа готов епископом Иорданом в VI в. в его сочинении "О происхождении и деянии готов", а затем и в других письменных источниках, в том числе в Киевской летописи «Повесть временных лет» в XII веке.
Марийцы, кто они? На земном шаре проживает множество народов. Некоторые учёные насчитывают их около двух тысяч, другие называют даже пять. Одни народы очень велики по численности - в несколько десятков миллионов человек, а есть небольшие народности - всего несколько тысяч или даже сотен человек.
Марийцы относятся к средним по численности народам. По последней переписи 1989 года их насчитывалось 671 тысяча человек. Они имеют свою государственность - Республику Марий Эл, входящую в состав Российской Федерации, но большая половина населения живет за пределами Республики.
По своим языковым, культурным особенностям марийцы делятся на горных, луговых и восточных. Марийцы относятся к финно-угорской языковой семье, т.е. являются родственниками финнов, венгров, эстонцев, карелов, мордвы, удмуртов. Коми относится к тюркской группе.
Старый Куклюк, Куклюк, Куплык, Куплук - край болота, угол болота возникло в XVII веке, точнее - в 1699 году. Очень давно никто этого уже не помнит и не знает, переселились марийцы в дремучие леса и непроходимые болота. Может быть они бежали сюда, чтоб зажить снова вольно, свободно, как жили их отцы и деды, может быть шли в эти края в поисках добычи, это установить трудно, но приплыли они сюда по Вятке, потом по реке Умяк.
Село Умяк по-марийски звучик Вомек, Волмек (спустившись) - значит спустились с верховьев Вятки и обосновали селение. И здесь не было вольно: их нашли татарские сборщики ясака. Марийцы углубились ещё дальше вглубь.
Обосновали несколько поселений, жили на месте деревни Нижний Куклюк, опять снялись и углубились в леса, основали Марий Возжай в 30 км к востоку. Жители села занимались охотой: ловили зверей, рыбу, ставили капканы и морды, устанавливали сети, собирали ягоды, коренья, ходили на медведя, занимались бортничеством и обрабатывали маленькие участки возле своих домов.
Постепенно перезнакомились со своими соседями, потом переселились в одно место, в один из лучших илемов. И назвали село Куклым-Куклымо, место, отвоёванное у леса. Жители были язычниками, имели своих богов, молились в священной роще (школьный парк) хоронили в сосновом бору (конный двор). Клали покойников головой на север, без гробов, украшали их. Последнее моление было в 1921 году. Пригласили из-за Вятки карта-жреца Шакара. Вот о чём он молил «Поянлан поян, укелан укелыкым пужо» (богатому-богатство, бедному-бедность).
Одежду и обувь производили на простейшем прядильном и ткацком инвентаре. Выделывали тонкий шарпанный, толстый рубашечный, редкий подкладочный и другие холсты. Шили мужскую и женскую одежду (тувыр), штаны (елаш). Платья украшали марийским орнаментом.
Одежда сверху стягивалась поясом, поверх одежды надевали в холодную погоду распашной кафтан (шовыр), который носили и мужчины и женщины. Ежедневной обувью были лапти (йыдал) с холщовыми и суконными онучами (штэр), а в холодную погоду надевали теплый кафтан из домашнего сукна (мыжер).
источник: www.elabugacity.ru
Эти деревни, входящие в состав Старокуклюкского сельского поселения, - история, живые люди, что остались верны своей малой родине. В каждой из них теперь менее или чуть больше десятка домов, а когда-то кипела жизнь
Нижний Куклюк, что всего километрах в трех от многочисленного Старого Куклюка, славился своими веселыми праздниками, на которые летом съезжалась молодежь со всей округи. Здесь, на живописных берегах мелководной Куключки (кстати, река Умяк тоже находится неподалеку), бывало, гуляли до утра, не уставая петь, плясать, затевать различные игры, забавы, шутливые, и не только, соревнования.
***
Всего в полукилометре от Нижнего Куклюка есть деревушка с немного странным названием - Мишкоовраг. Возможно, когда-то это место именовалось просто Мишкиным оврагом, но со временем название видоизменилось, как изменился и облик деревни, насчитывающей теперь немногим более десятка домов. В них доживают свой век те, кто остался верен своей земле, - в основном бывшие животноводы, что, не жалея с детства натруженных рук, трудились в бывшем совхозе «Серп и Молот», одна из ферм которого была рядышком.
Пенсионеры (а их в Мишкоовраге большинство) потихоньку занимаются своим хозяйством, копаясь в огородах да на подворьях, ждут в гости детей и внуков-правнуков. Выращивают они мясо, другую продукцию для тех же детей, прочно осевших в соседних городах. И не судят престарелые родители их за это - сами когда-то благословили в дорогу.
Молодые наезжают сюда в пору сенокоса да на посадку-уборку картошки. Заодно городские гости и грибами, ягодами, которых в здешних местах тьма-тьмущая, запасутся.
***
Атияз от центральной усадьбы подальше - целых семь километров до этой деревни. Скорее всего, из-за отдаленности и бездорожья его, как и соседние малые деревни, вездесущие дачники не совсем жалуют. А ведь здесь не места, а загляденье! Один пруд чего стоит. На рыбалку сюда едут за 50-60, даже более километров.
От когда-то многонаселенного пункта домов осталось всего ничего - пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать. Остальные смотрят на мир заколоченными окнами. Старожилы еще помнят то время, когда в деревне был свой большой колхоз, пострадавший в результате политики укрупнения. О лишениях Великой Отечественной войны им напоминает скромненький памятник, установленный когда-то в честь погибших земляков. Это одна-единственная достопримечательность деревушки, тихо доживающей свой век. Вряд ли когда-нибудь здесь вновь зазвенят детские голоса. Само собой, что свадеб не предвидится. Даже старожилы забыли уже, когда играли последнюю.
И все-таки заканчивать повествование на столь печальной ноте не буду: примеры возрождения малых деревень в Елабужском районе есть. Взять хотя бы Черенгу, которую я в своей недавней публикации назвала деревней будущего. И не случайно - она уже получила второе дыхание.
"Новая Кама"
Изобретатель лошемобиля, окамобиля, передвижной бани, инициатор создания трех музеев в марийском селе Старый Куклюк и сооружения памятников, - это все об одном человеке – Иване Мельникове, более сорока лет работающем в сельской школе и возглавляющего ее более тридцати лет. Он – феномен не только родной кряшенской деревни Черкасово, но и всего Елабужского района
Черкасово – родина Мельниковых
Доподлинно неизвестно, откуда произошло название деревни Черкасово. Исследователь Вертников пишет, что хан Улу-Мухаммед привел в этот край 2 тысячи казаков. Родственные татарам по языку, они составили первую и самую надежную гвардию хана, несмотря на принадлежность их к православной вере. Писатель Максим Глухов в своей книге «Судьба гвардейцев Сеюмбеки» пишет, что слово «черекусы» обозначает «казаки, бойцы, военные люди». Это слово видоизменилось в «черук каз» - «черукас» - «черкас». Возможно, так появилось название деревни.
По данным «Татарской энциклопедии», деревня Черкасово была основана в 18 веке. В 1855 году она стала волостным центром и объединила сорок пять деревень – кряшенских, удмуртских, марийских, татарских и русских. «Почему именно Черкасово стало центром? Потому что, во-первых, удобное местоположение, во-вторых, добротная дорога», - пояснил наш спутник Иван Мельников.
«Здесь располагались волостная тюрьма, клуб, пожарная каланча, школа, магазин. До войны здесь было 180 дворов. При мне было 60 дворов, школа и магазин. Сейчас в деревне живет 18 человек, есть 12 домов, газ, вода, только людей нет…», - продолжил свой рассказ Иван Мельников. По его словам, жители Черкасово были высокими, голубоглазыми, работящими, здоровыми кряшенами. Они отличались строгостью, никого не боялись.
Предки нашего собеседника были зажиточными людьми, но благодаря хитрости и смекалке смогли избежать раскулачивания. Когда-то у них была своя мельница. Отсюда и пошла фамилия Мельниковых.
Родник
Этнотуризм в деревне
Иван Мельников стоит у истоков создания этнотуризма не только в родной местности, но и во всем Татарстане. На сегодняшний день елабужские деревни посетило более 15 тысяч туристов. Это немцы, турки, китайцы, азербайджанцы и представители других народов. Окунаясь в деревенский колорит, туристы катаются на лошемобиле и окамобиле, изобретенными Иваном Мельниковым, доят коров, коз, знакомятся с деревенским бытом.
Наш герой не только развивает этнотуризм, но и следит за благосостоянием деревни. Благодаря его инициативе был поставлен поклонный крест, камни, лежащие у его основания, обладают уникальным свойством – они согревают руки при поднесении ладоней. Местная Ванга сказала, что здесь нашли озоновые дыры.
Недалеко от поклонного креста, внизу, спустившись по лестнице, можно увидеть не просто родник, а целый комплекс, где есть домик с символикой кряшен – подсолнухом и белым гусем, сооружение для будущего купеля, часовня с образом Богородицы. Особенность этого родника заключается в том, что он впадает в Каспийское море. А происходит это таким образом: воды родника впадают в реку Куклюк, Куклюк в Умяк, Умяк в Вятку, Вятка в Каму, Кама в Волгу, Волга в Каспийское море.
Поклонный крест
Три музея в Старом Куклюке
Кряшен по происхождению Иван Мельников является председателем марийского общества! Он активно работает не только в продвижении в массы кряшенской культуры и истории, но и марийской. Иван Мельников много сил и труда вложил в создание музеев при школе: краеведческого и форменной одежды, а также марийского подворья. Им собран богатый материал по истории деревень Елабужского района, о людях, оставивших зна- чительный след в истории родного края.
В музее форменной одежды хранится внушительное число образцов одежды: тут форма космонавта, генерала, пожарника, газовика, медицинского работника, полицейского, летчика, таможенного работника соседствует с национальной одеждой кряшен, казахов, татар. Кряшенская одежда дарована музею жительницей села Мишкаовраг.
В мечтах у Ивана Мельникова собрать национальную одежду всех бывших союзных республик. Он начал собирать форменную одежду три года назад. Теперь коллекционирует и часы. Например, в музее, кроме прочих, есть часы подводника. В основном люди приносят экспонаты в дар. Еще директор старокуклюкской школы собирает головные уборы – тюбетейки.
Краеведческий музей посвящен быту и культуре марийцев. Посетители могут ознакомиться с обиходной жизнью, орудиями труда финно-угорского народа, во многом схожего с кряшенскими. В музее можно найти уголки, посвященные нашему народу, например, информационный лист об участниках войны в Афганистане. Музей, посвященный исключительно быту кряшен, планируют открыть в скором времени в селе Большой Шурняк.
Иван Мельников у памятника репрессированным
Марийское подворье – это комплекс экзотики для неискушенных деревенской жизнью туристов. Здесь есть баня по-черному, баня на колесах, дом с образцом быта марийцев.
Кроме музеев, в селе Старый Куклюк расположены семь памятников: ангел-хранитель деревни, памятник тру- женикам тыла, детям войны, репрессированным, пограничникам, памятник картошке, участникам войны.
Самый необычный из них – это памятник картошке. Он представляет собой комплекс орудий для посадки картофеля и собственно корзинку с главной едой деревенских жителей.
Не в каждом населенном пункте есть памятник труженикам тыла, детям войны. И тем более редко встретишь памятник в честь 100-летия образования пограничной службы пограничников всех поколений.
Монументом, хранящим печальные страницы истории деревни, является памятник репрессированным. На нем высечены имена 112 человек. Это семьи раскулаченных, расстрелянных и высланных в течение 1931-1950 годов. Иван Мельников рассказал истории о некоторых из них: «Вот Березкины. Их отец был кулаком. Его отправили в Сибирь. Жена осталась с четырьмя детьми. Кормить их было нечем. Тогда она украла зерно с поля, набив им карманы. Ее поймали и расстреляли. Не менее печальная судьба у Окуневых. Их раскулачили и отправили в Сибирь. Посадили на поезд в Кизнере и оставили в поле. Кто-то остался ждать, когда придет комиссия и распределит их. Окуневы не стали ждать. А начали копать землянку. Там они перезимовали, другие, не выдержав холодов, умерли. Окуневы работали на шахте. Одному из них дали звание Героя Социалистического труда. Однако, узнав, что он репрессированный, ограничились орденом Ленина. У каждого человека, чья фамилия высечена на монументе, есть своя история».
Иван Мельников бережно хранит эту историю и передает ее подрастающим поколениям. Благодаря его работе живет село, а значит, у него есть будущее.