Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Пока душа не вышла, в ней еще есть надежда. (татарская)

Елабуга уездный город (тат. Алабуга, Alabuğa) Елабужского уезда Вятской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, г Елабуга

Кладбища Елабуга уездный город (тат. Алабуга, Alabuğa) Елабужского уезда Вятской губернии.

Религиозные сооружения и организации г. Елабуга Елабужского уезда Вятской губернии.



Ела́буга (тат. Алабуга, Alabuğa) — город (с 1780) в России, административный центр Елабужского района Татарстана. Елабуга — одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей. Миллениум города широко отпразднован в российском масштабе в 2007 году.

Утопающий в зелени город с панорамой церквей, со старинными каменными особняками является образцом купеческой архитектуры XIX века, сохранившим свой неповторимый облик и ландшафт. Расположен среди лесов на высоком правом берегу Камы у впадения в неё реки Тойма, в 200 км к востоку от города Казани. Площадь 18,4 км². Центр промышленности Татарстана с 2005 года. Седьмой по населению город Татарстана.

Глава Елабужского района — Емельянов Геннадий Егорович.

История Елабуги в глубине веков

Целая эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до н. э. На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации учёный совет Института истории АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам. Таинственная башня Елабужского «Чёртова» городища — свидетель бурных событий средневековья.


Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре — Болгаре (IX—XX вв.) и Болгаре (XIII—XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи. Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в ещё домонгольский период нашей истории. В IX—X столетии н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества верующих, гостей города, туристов.

Основание села Трёхсвятского

После покорения Казанского царства на месте Елабужского Чёртового городища была устроена иноческая обитель в 1614 году. В 1616 году на этом месте было закончено строительство Троицкого монастыря и его церквей, но просуществовал он недолго и в 1764 году был упразднён. Примерно ко времени создания обители относится и основание села Трёхствятского, так в записках известного князя Курбского упоминается о походе на Каму, совершенном русскими вскоре после покорения Казани царем Иоанном IV Васильевичем Грозным. В книге Большого Чертежа, составленной в первой четверти XVII столетия Трехсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме город Чертов — Елабуга тож». Существует предположение что после основания села Трехсвятского и первой Покровской церкви царем Иваном Васильевичем, по приказанию коего и была заложена Покровская церковь, был пожалован в Покровскую церковь образ Трех Святителей, отчего Елабуга и стала называться селом Трехсвятским. Образ Трех Святителей до сих пор хранится в Покровской церкви города Елабуги, живопись его нисколько не пострадала и принадлежит к древнейшему греческому стилю. Со времени пожалования иконы Трех Святителей царем Иоанном IV в Покровскую церковь село Трехсвятское называлось «Трехсвятское, Елабуга тож».

Елабуга становится городом

В 1780 году был обнародован указ императрицы Екатерины II, по которому Елабуга получила статус уездного города Вятской губернии. Проживало в Елабуге в то время около 1000 жителей и было менее 400 домов.

Вторая половина XIX века — период становления и расцвета династии купцов промышленников Ушковых. Именно Ушковы явились основателями химических заводов в Прикамье. Первый химический завод был построен К. Я. Ушковым в Кокшане в 1850 году, как по разнообразию и размерам своего производства, так и по образцовой постановке дела он занял в 1890-х годах едва ли не первое место среди всех русских химических заводов[4].

 
Елабуга на карте Вятской губернии, 1901 год.

В начале XX века в городе Елабуга уже 10 000 жителей, из них более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров. Наиболее известная династия купцов Стахеевых, крупнейшие торговые дома «И. Г. Стахеев и сыновья», «Г. И. Стахеев и наследники» имели ежегодный оборот до 150 миллионов рублей, поставляла хлеб в различные регионы России, а также в Англию, Германию, Францию, Голландию, Бельгию. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Их могущественный род опирался на огромные капиталы. Они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы и фабрики. Хорошо была поставлена торгово-закупочная деятельность и у купцов Гирбасовых. Торговый дом «ФЛ. Гирбасов с сыновьями» ежегодно закупал 510 тысяч пудов хлеба. Были у Гирбасовых и свои биржи. Хлеб продавали в Рыбинске, Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге.

В документах переписи населения России царским чиновником в 1904 г. записано: «Граждане города славятся благотворительностью. Трудно указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размерах как в Елабуге. Елабужское купечество, с исстари отличавшееся благотворительностью, строило на свои средства храмы как в городе, так и в других местах империи…» В Елабуге с 1870-х годов и до 1917 года существовал особый «Благотворительный граждан И. И. и Д. И. Стахеевых комитет», огромные средства которого направлялись исключительно на помощь людям. Кроме стахеевского благотворительного комитета, на счётах которого в 1904 году было более 2 млн рублей, существовал ещё и созданный по аналогии комитет купца Чернова, также владевший значительными капиталами, на проценты от которых строились храмы в различных приходах.

Гражданская война

6 марта 1917 года cтоявший в Елабуге 230-й запасный пехотный полк произвел выборы нового командира. По требованию солдат полка командующего полка подполковника Лукашевича сменил капитан Дроздин.[5]

После Октябрьской революции в Петрограде в стране началась смена власти. В Елабуге этот процесс происходил в сложных условиях. Захват власти осуществляли рабочие Бондюжского химического завода, а возглавлял их большевик С. Н. Гассар.[6]

Елабужские купцы, и прежде всего Стахеевы, оказывали упорное сопротивление восставшим. Постоянную помощь они получали со стороны монархически настроенного офицерского состава 230-го пехотного запасного полка, расположенного в Елабуге.[7]

16 ноября 1917 года уездный съезд крестьянских депутатов принял решение о переходе власти Советам. Большевиками был избран Елабужский уездный Совет, председателем которого стал Гассар. Под его руководством проходила национализация собственности местных купцов, его разграбление рабочими.

24 февраля 1918 года в Елабуге были расстреляны протоиерей Спасского собораП. В. Дернов и трое его сыновей — их обвинили в организации контрреволюционного мятежа в Елабуге.[8]

В мае 1918 года исполком Елабужского Совета принял постановление, в котором говорилось: «… считать Сюгинский стеклозавод национализированным, о чём просить санкцию Высшего Совета народного хозяйства».[9] В то же время в Челябинске началось восстание Чехословацкого корпуса против большевиков. Наступление чехословаков получило поддержку эсеров, организовавших в Самаре, Комитет из депутатов Учредительного собрания (части Народной армии КОМУЧа).

Летом 1918 в Елабуге был образован отряд крестьянской самообороны, действующий против большевиков. Его возглавил участник 1-й мировой войны подполковник Викторин Михайлович Молчанов. Успехи отряда привели к тому, что он вырос до 9 тыс. человек и В. М. Молчанов стал во главе всех вооруженных формирований уезда.

В июле—августе часть Народной армии КОМУЧа В. О. Каппеля пробивалась через Бугульму к Симбирску (22.07.1918) и вместе они шли на Саратов и Казань. Двигались на запад, они занимали города один за другим: 5 июля — Уфу, 7 июля — Бугульму, 6 августа — Казань, 17 августа — Мензелинск.

К вечеру 18 августа отряд красногвардейцев под командованием А. М. Железкина ударом из Сарапула через Пьяный Бор взял Мензелинск. С переменным успехом велись бои в районе сёл Байсарово, Поисево, Матвеевка. Отряды Народной армии КОМУЧа перенесли центр наступления на западное направление. 7 сентября 1918 года они на трёх вооружённых пароходах прорвались к Елабуге и заняли город.[10]

Осенью, под давлением красногвардейских частей, отряд Молчанова, сократившийся до 4 тыс. человек, получил приказ отходить на Уфу.[11]

В октябре 1918 года, после того как части войск Российской армии адмирала А. В. Колчака вошли в Елабугу, Л. А. Говоров в чине подпоручика был мобилизован в Белую армию и зачислен в батарею 8-й Камской стрелковой дивизии 2-го Уфимского армейского корпуса.

25 апреля 1919 года — сражение при Кокшанском заводе возле Елабуги, красным противостоял 58-й Акмолинский стрелковый полк армии Колчака[12].

2 мая 1919 года Елабугу заняла армия Колчака. Белогвардейцы восстановили царскую администрацию.[13]

В мае—июне 1919 года бои велись речным флотом на Каме. 24 мая 1919, в районе мыса Святой Ключ произошло наиболее крупное столкновение между флотилиями противоборствующих сторон, в котором победа осталась на стороне белой флотилии. Командующий красной флотилией самостоятельно, без учета оперативной обстановки и организации взаимодействия с наступавшими 28-й дивизии 2-й армии принял решение обстрелять город Елабугу. На обстрел города и находящегося рядом тракта вышли 2-й и 4-й дивизионы Волжской военной флотилии. Между тем корабли 1-го и 3-го дивизионов Речной боевой флотилии, выполняя оперативный приказ командующего Сибирской армии № 24, сосредоточились в Елабуге ещё с рассветом 24 мая.

Опасаясь окружения, отряды армии А. В. Колчака, 14 мая оставили Набережные Челны, 17 мая — Мензелинск, 25 мая — Елабугу. Наступающие части 2-й Красной армии Восточного фронта 26-27 мая заняли Елабугу.[14]

В июле 1919 года Елабугу посетила в ходе круиза Н. К. Крупская. Она выполняла миссию по революционной агитации среди населения населенных пунктов, освобождённых от частей белой армии.[15]

СССР

В 1921 году в связи с образованием национальных автономий Елабужский уезд был разделён на две части: южная — Елабужский кантон была передана в состав Татарской АССР, а северная — Можгинский уезд в состав Вотской АО.

С 1921 по 1928 год Елабуга — центр Елабужского кантона, с 10 августа 1930 года — центр Елабужского района Татарской АССР.

В годы Великой Отечественной войны в Елабуге была размещена часть эвакуированной из города Вышний Волочек хлопчатобумажной фабрики. Здесь же 31 августа 1941 покончила с собой Марина Цветаева.

В послевоенное время возле города были открыты крупные месторождения нефти. Были открыты новые месторождения — Первомайское, Елабужское, Красноборское и др. В 1961 году в Елабуге было организовано шестое в Татарстане управление по добыче нефти и газа «Прикамнефть».

Постсоветское время

24—26 августа 2007 года широко отпраздновано в российском масштабе тысячелетие Елабуги, второй из миллениумов поселений Татарстана после его столицы. К юбилею в городе было построено и реконструировано несколько важных объектов[16][17].

Население

Численность населения, чел.
1959 1970 1979 1989 2002 2010
21 992[18] 31 728[19] 35 574[20] 53 537[21] 68 663[22] 70 505[1]

Национальный состав: русские — 58,7 %, татары — 34,3 %, чуваши — 1,7 %.

Глава администрации Елабужского района и города Елабуга, председатель Елабужского объединенного совета народных депутатов — Гафуров Ильшат Рафкатович; в должности с 27 апреля 1998 года по 13 апреля 2010 года.
С 13 апреля 2010 года — исполняющий обязанности Главы администрации Елабужского района и города Елабуга, председателя Елабужского объединенного совета народных депутатов — бывший министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Геннадий Емельянов, с 25 апреля — руководитель Елабужского района.

Архитектура города

 
 

Расцвет города как архитектурного ансамбля приходится на вторую половину XIX века. Большой пожар в августе 1850 года превратил в пепел более 500 деревянных домов; началось строительство каменных зданий, и ныне украшающих город. Улицы Набережная, Покровская, Спасская, Казанская — это целый ряд интереснейших особняков, корпусов учебных заведений, магазинов. На этих улицах жили известные купцы. Уездное и городское училища, Женская гимназия, Училище для слепых, Епархиальное женское училище, Александринский детский приют, Никольская церковь и другие были выстроены на средства купцов. Именно благодаря купеческой благотворительности Елабуга была среди первых десяти городов России, которые установили электрическое освещение и водопровод.

Уникальная по целостности ландшафтно-пространственная организация города XIX века сочетается с большим количеством памятников истории и культуры. Проект регулярной планировки учитывал сложившиеся градостроительные параметры Елабуги, её естественную «прикрепленность» к берегу реки Тоймы.

Внутренняя городская среда исторической части города, благодаря относительно хорошей сохранности и единовременности формирования, отличается редкой цельностью. Город образует в основном прямоугольные кварталы, ограниченные (согласно регулярному проекту XVIII века) взаимно перпендикулярными улицами и обстроенные по периметру 2-3-этажными домами гражданской архитектуры. Единым центром такой планировки становилась соборная площадь Спасского собора.

 
 
  • Кафедральный Собор во имя Спаса Нерукотворного образа — величественное сооружение о пяти главах и трех пределах с двухэтажной пристройкой для духовного правления. Был освящен в 1821 году (является самым большим храмом Елабуги). В росписях храма участвовали известные художники-академисты: И. А. Осокин, Братья Верещагины, Бруни. Самую главную святыню Собора составляла икона Нерукотворного образа Христа-Спасителя. Рядом со Спасским Собором расположена небольшая по размерам Часовня Александра Невского.
  • Улица Набережная. Возникла по плану 1780—1784 годов, проложена по краю высокого берегового склона р. Тоймы. Следуя изгибу надпойменной террасы, огибает с юга кварталы западной части города. Хорошо сохранилась историческая застройка Набережной улицы, открытой на широкую пойму Тоймы и Камы. Это главный «фасад» Елабуги, усиленный крупными архитектурными объёмами Спасского собора и Никольской церкви. Набережная — единая, по преимуществу жилая и прогулочная, респектабельная зона старого города. Это единственная улица в Елабуге, которая, подчиняясь условиям природного рельефа, сохраняет связь со старой, дорегулярной планировкой.
  • Здание Епархиального женского училища, одна из городских доминант. Здание в стиле «вятского барокко» построено в 1903 г. на средства Глафиры Федоровны Стахеевой, богатой елабужской купчихи, потомственной почётной гражданки. План и смета на постройку Епархиального училища были выполнены вятским губернским инженером, классным художником, архитектором I степени И. А. Чарушиным. Из рода в род, из поколения в поколение передавались благотворительные традиции в Елабуге. Благотворительная деятельность формировала в городе атмосферу особой духовности, которая, в свою очередь, создавала условия для рождения или пробуждения в этой среде людей гениальных, верных своему Отечеству.

Экономика

Нефтедобывающая промышленность: НГДУ «Прикамнефть», Елабужское управление буровых работ. Заводы: легковых автомобилей — ОАО «ПО ЕлАЗ», металлической арматуры, железобетонных конструкций, кирпичный. Фабрика школьной мебели; Завод по производству бытовой техники: бытовых масляных электрообогревателей, электрических мясорубок — ЗАСС Алабуга, входящий в состав группы De'Longhi; Предприятия лёгкой (швейная фабрика) и пищевой промышленности: мясоконсервный комбинат, молкомбинат, хлебозавод, пивзавод. Предприятия энергетики: (Елабужская ТЭЦ).

С декабря 2005 года на территории Елабужского района открыта «Алабуга (особая экономическая зона)» промышленно-производственного типа. Планируется строительство автозавода СП компаний «SOLLERS-Isuzu» и «SOLLERS-Елабуга»[23]. Запущено серийное производство автомобиля FIAT Ducato на предприятии «SOLLERS-Елабуга».

Объём отгружённых товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2011 год 24,60 млрд рублей.

В городе действует оператор кабельного телевидения — компания «Волна», абонентами которой, на 2010 год, стали более 12,5 тысяч домовладельцев.

Социальная сфера и достопримечательности

 
Памятник И. И. Шишкину, великому русскому художнику

С Елабугой связано много известных людей, здесь родился и часто бывал И. И. Шишкин (многие его картины, в том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей Елабуги), здесь же в его доме-музее хранится часть его картин, на ул. Набережной установлен памятник, в Елабуге находится музей-усадьба Н. А. Дуровой, музей поэта М. И. Цветаевой. В Елабужском уезде родился и вырос В. М. Бехтерев (1857—1927) — учёный-психоневролог, в честь него открыт музей.

В городе действует Елабужский государственный педагогический университет, который расположен в здании, в котором ранее располагалось Епархиальное училище. Перед зданием установлен памятник Стахееву, самому известному благотворителю Елабуги, на средства которого и было построено это здание, являющееся памятником архитектуры начала XX века. Кроме того, в Елабуге много других зданий, построенных купцами и представляющих архитектурную и историческую ценность.

В 1990 году был подписан указ президента Российской Федерации о создании в Елабуге историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Убийство священника Павла Дернова в 1918 году.

О гибели Павла Дернова и его сыновей

В квартиру протоиерея г.Елабуги Павла Александровича Дернова  ворвались ночью 15 человек красноармейцев и увели трех его сыновей. Через несколько минут увели и отца.  В квартире произвели обыск, никого из оставшихся близких  идти за арестованными не допустили. Обыск сопровождали издевательством и грабежом.

 На рассвете стало известно  о судьбе трех юношей-сыновей, они сидели под арестом  в Исполнительном комитете. А отца Павла не могли разыскать.  Но вскоре родственникам сообщили, что за городом у мельницы лежит труп убитого священника.  Матушка поехала туда, а навстречу ей уже везли на розвальнях убитого Павла. Его не отдали матушке, а повезли в морг.  Немало хлопот было, чтоб получить труп. Оказалось, что о.Павел был расстрелян еще в 5 часов утра, труп хотели бросить в прорубь, но увидевшие это крестьяне не дали надругаться над телом священномученика.

 Лишь в 4 часа вечера привезли тело  в квартиру почившего. Родные поехали в революционный штаб и умоляли отпустить арестованных детей к убитому отцу. Там распорядились: «Напишите заявление, чтобы следствие над арестованными произвели вне очереди». В 7 часов вечера обещали рассмотреть его. Но присутствовавший при этом матрос заявил: «Никаких привилегий, разбирать по очереди».

Когда арестованные дети узнали,  что их отец убит, то один из них не выдержал и назвал красноармейцев «душегубами».  Этого было достаточно, чтобы всех их вывели за город, на пристань, и расстреляли.

 «Представьте себе, - пишет автор корреспонденции об этом, - яснее представьте себе эти живые картины нашей ужасной действительности, когда в доме достойного священнослужителя из доброй духовной семьи, известной во всем крае, лежат четыре трупа невинных жертв, лежат долго без гробов. Представьте эту,  сначала оцепеневшую от горя и ужаса, не в силах пролить смягчающих душу слез, а потом огласившую стонами и рыданиями  весь дом жену-мать. И поставьте перед собой вопрос: не вопиет ли эта кровь убиенных и эти рыдания оставшихся сирот к небу, и не звучат ли нам, еще живым, укором»?

 

Отчет из «Церковных ведомостей». 1918 г. № 15-16, с.503.

Источник: http://urzhum-uezd.ortox.ru/elabuzhskijj_uezd._genealogija/view/id/1207231
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2021-10-21 21:32:15 | Отредактировано: - |

Выдающиеся уроженцы г. Елабуга.

Владимир Михайлович Бехтерев

Владимир Михайлович Бехтерев родился  в январе 1857 г.  в небольшом селе Сарали, расположенном  в самом южном, Елабужском уезде Вятской губернии.  Проживание семьи Бехтеревых  в этом селе было важным этапом в истории рода, своеобразным апофеозом, венцом которого стало рождение будущего великого ученого. В селе Сарали  отмечены и другие знаменательные  для  всей семьи события, в том числе и печальные.

 История появления семьи Бехтеревых в селе Сарали  началась с того, что отец ученого Михаил Павлович Бехтерев, как следует из его  формулярного списка за 1866 год,  по распоряжению губернатора  в 1851 г.  был «командирован  к исправлению  должности пристава 1 стана  Елабужского уезда» и «утвержден  в сей должности» в 1852 г.

… Село Сарали было местом поселения станового пристава – оно являлось квартальным, т.е. центральным  для нескольких волостей. Михаил Павлович прибыл в Сарали  с женой Марией Михайловной, дочерью титулярного советника  из города Нолинска Вятской губернии Михаила Тимофеевича Назарьева, и первенцем Николаем, который родился 23 сентября 1853 г., еще до переезда.

 Первое время Бехтеревы проживали в доме, принадлежащем  крестьянину  Панфилу Байгулову. В Сарали появились на свет братья Александр и Владимир.

 Как удалось выяснить в ходе  архивного поиска, в семье станового  пристава Бехтерева помимо  троих сыновей была еще дочь Мария, родившаяся уже в Саралях  и умершая в младенческом возрасте в 1853  году (причиной смерти был обозначен «родимец», под которым  тогда понимался широкий спектр детских инфекционных болезней).  Несмотря на то, что детская смертность в российской глубинке  была делом обычным и, увы, привычным, свою маленькую дочурку Бехтеревы не забывали.

В 1855 году появился на свет младенец Александр, который родился 16 марта  и в тот же день, согласно записи метрической книги,  был крещен. Восприемниками (крестными)  Александра были:  служащий в штате Вятского губернского правления  писарь 2 разряда Иван Павлович Бехтерев (родной брат Михаила Павловича)  и коллежская секретарша Александра Павловна Малыгина. Рождение  и крещение детей Бехтеревых почти всегда сопровождалось  приездом близких родственников.

Метрические книги Петропавловской церкви села Сарали за 1857 год свидетельствуют, что  в январе у Бехтеревых родился младший сын – Владимир, имя которого впоследствии   стало известным далеко  за пределами России. Согласно преданиям, вскоре после его рождения дом,  в котором проживала семья, сгорел, и Бехтеревы были вынуждены перебраться в большое двухэтажное здание,  принадлежавшее  некогда заводопромышленнику С.Т.Красильникову. Бехтеревы  занимали второй  этаж,  а на первом располагался полицейский участок.

 … В 1857 году Михаил Павлович в связи  с ухудшающимся здоровьем (он болел неизлечимым тогда туберкулезом) вместе с семьей  планировал перебраться  на новое место службы. Согласно  устному прошению на имя губернатора Михаил Павлович был переведен  на вакансию пристава  1 стана Малмыжского уезда в 1857 году. Тогда же  семья Бехтеревых переехала на жительство  в вотяцкое (удмуртское) село Уни Малмыжского уезда. Но состояние  здоровья главы семейства  не позволило ему продолжить службу и, как следует из записей формулярного списка 22 августа 1858 года, постановлением № 98 он был отстранен  от службы по болезни, а семья хлопотами Марии Михайловны Бехтеревой перебралась на постоянное место жительства в  губернский город Вятку. Супруга Михаила Павловича не теряла надежды, что  более опытные городские врачи смогут  поправить здоровье еще такого молодого  отца семейства.  К нему применялись самые передовые  тогда методы лечения, но – увы! – безрезультатно.

 

А.Г.Комиссаров. Из рода богатырей – Казань 2013 г.

 

Георгий (Анисимов), епископ

1861 г. – родился в с.Мещеряково Вятской губернии.

По окончании Вятской духовной  семинарии  определен  учителем в народное училище.

Приняв священнический  сан,  стал служить в храме с.Костенеево Елабужского уезда Вятской губернии.  По благословению правящего архиерея в течение ряда был катехизатором, законоучителем в разных школах, наблюдателем народной библиотеки, членом Сарапульского отделения совета Вознесенского братства, благочинным сарапульских городских церквей, следователем по Сарапульскому городскому благочинию,  членом Сарапульского духовного правления.

 Избирался председателем Можгинского церковно-приходского попечительства, депутатом  на окружные  училищные и вятские епархиальные съезды (в течение 5 лет), членом ревизионного комитета по Сарапульскому духовному училищу, миссионерского  и других обществ.

 За труды  на благо Церкви получил  многочисленные награды, начиная с набедренника  и кончая палицей и орденом св.Анны.

 За вклад в благоустройство и украшение сарапульского Троицкого  храма удостоился благословения епископа Вятского и Слободского Филарета.

 После 1918 г. в течение трех с половиной лет о.Николай  проводил «в путь всея земли»  свою семью (супругу и  троих детей), после чего  принял монашество с именем Георгий.

 11 февраля 1922 г. по благословению Патриарха Тихона возведен в архиерейское достоинство и определен  епископом Елабужским, викарием Сарапульской епархии.

 1925 г. – временно  управлял Воткинской  епархией, затем (в марте) занял свободную Малмыжскую кафедру, на которой находился неполных два года.  3 сентября 1927 г. переведен  в Курганскую епархию и благословен  духовно окормлять духовно также Уржумскую и Петропавловскую (Омское викариатство) епархии.

 2 января 1928 г. назначен епископом Малмыжским с временным управлением Сарапульской епархией.

1929 г. – определен епископом Нолинским.

13 марта 1932 г. занял Ижевскую кафедру.

 1934 г.-1937 г. – управляющий  Златоустовской епархией.

1938-сентябрь 1940 г. – епископ Вологодский.

1940 г. -  вышел на покой и переехал на постоянное  место жительства в г.Нолинск Кировской области, где в Успенской церкви в меру своих сил продолжал совершать богослужения.

17 февраля 1947 г. после непродолжительной болезни  отошел ко Господу.

Погребен в г.Нолинске на местном кладбище.

Протоиерей Алексий Сухих.  Вспомним поименно, книга 2 – Киров 2004 г., с.25-26

 

Надежда Дурова в Елабуге

А.С.Пушкин – Н.А.Дуровой. 1836 год, Петербург.

Вот начало Ваших записок. Все экземпляры уже напечатаны и теперь переплетаются. Не знаю, возможно ли будет остановить издание. Мнение мое, искренное и бескорыстное, - оставить как есть. «Записки амазонки» как-то слишком изысканно, манерно, напоминает немецкие романы. «Записки Н.А.Дуровой»  - просто, искренне и благородно. Будьте смелы  - вступайте на поприще литературное столь же отважно, как и на то, которое Вас прославило. Полумеры никуда не годятся.

Весь Ваш А.П.

Дом мой к Вашим услугам. На Дворцовой набережной, дом Баташева у Прачечного мосту.

 

После  смерти отца в 1826 г. брат Надежды Василий Андреевич  стал городничим Сарапула, но из-за конфликта с настоятелем Вознесенского собора  в 1829 г. был  переведен в Елабугу. Вместе с семьей брата туда перебралась и Надежда. В 1839 г. Василий Андреевич переведен обратно в Сарапул и прослужил здесь в должности городничего до 1847 г., но Дурова обратно уже не вернулась.

Благодаря знакомству своего брата с А.Пушкиным, в 1836 г.  она отправилась в Петербург, чтобы издать «Записки кавалерист-девицы». Пушкин, принимавший самое активное  участие в их издании, писал: «Сейчас прочел переписанные «Записки…»: прелесть! Живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен…» Прочитавший «Записки…»  известный литературный  критик В.Г.Белинский был убежден, что их автором являлся сам Пушкин: «Если это мистификация, то признаемся, очень мастерская… Если подлинные записки, то занимательные и увлекательные до невероятности». По словам «Пушкина, русские читатели «… с изумлением увидели, что женские пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным».

 В последующие годы увидел свет роман «Гудишки», повести и рассказы, но именно «Записки…»  сделали Дуровой имя славу  одной из первых писательниц России.  И первым, кто раскрыл русским людям литературные достоинства и тайну корнета  Александрова, был Пушкин. Дурова отнеслась с чувством глубокого преклонения перед талантом  поэта и редактора  популярного в то время журнала «Современник». В 1840 г. вышло собрание ее сочинений в четырех томах. Прожив некоторое время в Петербурге, Дурова вернулась в Елабугу, где в полном одиночестве в мужском платье под именем Александрова прожила до 1866 года.

 В Сарапуле всегда помнят и глубоко чтят подвиг Надежды Дуровой. В центре города установлена и издалека видна  памятная стела, посвященная легендарной женщине. Ее именем названа одна из сарапульских улиц.

В 1901 году на ее могиле в Елабуге  состоялось торжественное открытие памятной плиты с надписью: Надежда Андреевна Дурова  - по повелению Императора  Александра, корнет Александров, кавалер военного ордена.  Движимая любовью к Родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в поручики и уволена в чине штабс-ротмистра. Родилась в 1783 г.  Скончалась  в 1866 г. Мир ее праху. Вечная память, в назидание потомству, ее доблестной душе».

 

Н.Дурова. Записки кавалерист-девицы – Ижевск 2012 г.

Источник: http://urzhum-uezd.ortox.ru/elabuzhskijj_uezd._genealogija/view/id/1207225
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2021-10-21 20:56:04 | Отредактировано: - |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов