Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Каждый плод растет в свое время. (татарская)

Костенеево с. Козыльская волость Елабужского уезда Вятской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

респ Татарстан, Елабужский р-н, село Костенеево

Церковь с. Костенеево Козыльская волость Елабужского уезда Вятской губернии.

Кладбища Костенеево с. Козыльская волость Елабужского уезда Вятской губернии.

Водяная мельница при имении вблизи села Костенеева принадлежащая купцу Щербакову мельн. Козыльская волость Елабужского уезда Вятской губернии.



 

Село в Елабужском районе, в 1,5 км от автомобильной дороги Казань-Уфа, 35 км к юго-западу от г. Елабуга. 
     На 2002 г. - 533 жителя (русские). 
     Полеводство, молочное скотоводство. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (построена в 1722 г., закрыта в конце 1930-х гг., возобновила работу в 1944 г., памятник архитектуры). 
     Известно с 1680 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, работали подёнщиками и бурлаками. В начале 20 в. в Костенеево имелись церковь, школа, библиотека (открыта в 1896 г.). В этот период земельный надел сельской общины составлял 3500,6 дес. 
     До 1920 г. село входило в Казыльскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в Вотской автономной области. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском районе. С 19.02.1944 г. центр Костенеевского района. С 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах. 
     Число жителей: в 1859 г. - 1230, в 1887 г. - 1516, в 1905 г. - 1415, в 1920 г. - 1170, в 1926 г. - 1160, в 1938 г. - 844, в 1949 г. - 534, в 1958 г. - 411, в 1970 г. - 352, в 1979 г. - 454, в 1989 г. - 483 чел. 
     


     История этого края уходит в глубины древнейшего прошлого человечества. Более ста тысяч лет назад, в те времена, когда современные районы Татарстана с запада и севера окаймляли толщи ледника, на берегах Волги и Камы появились первые люди - люди ашельской эпохи раннего палеолита. 
     С VIII по XIII век на берегах Волги и Камы, от устья рек Суры и Ветлуги на западе, до верховий Белой и Камы на востоке, продолжали обитать местные финно-угорские племена, археологически известные под именем ананьинских. Поселки ананьинских племен, расселявшихся небольшими группами, обычно располагались по высоким, естественно укрепленным берегам реки, и нередко имели земляные укрепления. Такого рода поселки-городища в Татарстане находятся, в частности, у сел Котловка на реке Кама и Свиногорье на реке Вятка. 
     Племена занимались земледелием и охотой. Кузнецы-металлурги, захоронения которых исследованы в могильниках у сел Ново-Мордово и Котловка, занимались добычей металла и изготовлением орудий, оружия и украшений из меди, бронзы и железа. Были распространены также орудия и различные поделки из кости и дерева. Для всех ананьинских поселений обычны обломки различной величины круглодонных чаш и горшков, нередко украшенных по верхней части ямочно-шнуровым орнаментом. 
     Исследователи обнаружили на каменных надгробьях изображения оружия, на могильниках военных вождей были изображены воины.

     О названии села Костенеево живет такая легенда: 
     «Более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили, Костянтин ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву... Эти события нашли свое отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют ...». 
     Говорят, в далекие времена в этих краях были большие леса, поэтому первым жителям пришлось выкорчевывать их, распахивать землю и засевать поля, так развивалось земледелие. 
     Население было русское. В центре села была церковь, основанная в 1722 году и названная храмом Иоанна Предтечи. Кроме Костенеева в приход церкви входили селения Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители окрестных сел входили в разряд государственных крестьян. 
     В 50-60-х годах восемнадцатого века они были приписаны к Ижевскому оружейному заводу. Среди приписанных крестьян росло недовольство, они отказывались идти на работу. Это движение проходило под лозунгом «Под заводом не быть». 
     Об этих событиях более подробно описано в рукописи жителя Костенеево, члена партии с 1919 года, Степана Григорьевича Кашина. Заглядывая в прошлое, он рассказывает о героической борьбе крестьян, длившуюся почти два года, о тех кровавых событиях, которые глубокими ранами были нанесены им, которые долго не заживали и ... «порождали не немую покорность, а затаенную ненависть и сопротивление, пусть даже пассивное. Мужики не собирались на сходы, как прежде, не сговаривались между собой, но в отношении заводской работы были единодушны - они отказывались работать. 
     Эти кровавые события были прологом надвигавшихся еще более грозных событий. Спустя десять лет в этих краях прокатилась крестьянская война под водительством Емельяна Ивановича Пугачева.» 
     В этих краях с началом крестьянской войны 1773-1775 годов действовал крупный отряд в 1700 человек под руководством Кузмета Ишметова. 
     В восемнадцатом и девятнадцатом веках и особенно в начале двадцатого века в Костенееве быстро развиваются различные промыслы, ремесла. Обработкой кожи занимался Тимофей Гладышев, маслозавод имел Павел Гладышев, шерстобитню - Василий Веревкин. Они нанимали до пяти человек работников. Жители разводили скот: лошадей коров, овец, птицу. Сеяли разные хлеба. Улучшались орудия труда, появлялись первые машины: жнейки, конные косилки, полностью металлические плуги. В качестве двигателя использовали ветряные и водяные колеса, а также коногоны. 
     В селе действовала церковноприходская школа, где учились одни мальчики. Позднее эта школа была преобразована в смешанное училище.    


Источник: www.elabugacity.ru

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов