Кладбища Хороший Ключ д. (Чишмэ, Тоба) Мушаковская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Год основания: не позднее 1640 года
Упоминается (ссылка на источник информации):
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Деревня в Агрызском районе, в 3 км от реки Иж, 48 км к югу от города Агрыз. На 2010 год - 68 жителей (татары).
Полеводство, мясное скотоводство.
Основана не позднее 1640 года. В дореволюционных источниках известна также под названием Тоба. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, изготовлением коробов и туесов из берёзовой коры. В 19 веке здесь работал кожевенный завод купца К. Лихачёва. В начале 20 века земельный надел сельской общины составлял 412 десятин.
До 1921 года деревня входила в Мушаковскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 года в составе Агрызского, с 1924 года - Елабужского кантонов Татарской АССР. С 14.02.1927 года в Агрызском, с 01.02.1963 года в Елабужском, с 04.03.1964 года в Агрызском районах. Число жителей: в 1744 - 14 душ мужского пола, в 1859 году - 81, в 1887 году - 171, в 1905 году - 247, в 1920 году - 283, в 1926 году - 193, в 1938 году - 270, в 1958 году - 157, в 1970 году - 106, в 1989 году - 69, в 2002 году - 70 чел.
Литература: Мэрданов Р.Ф., Цадиев И.Г. Эгерже тэбэге тарихы. Казань, 2003 год.
С сайта agryz.tatarstan.ru:
Деревня была основана татарами. Дата основания точно неизвестна. Во всяком случае, в 1640 году эта деревня была расположена в 48 км к югу от Агрыза, до реки Иж - 3 км.
В 1850 году в Хороший Ключ переехали две русские семьи из деревни Ярумцево Сарапульского уезда.
В Х1Х веке здесь работал завод по переработке кожи Кузьмы Лихачева. Жители деревни занимались изготовление туесов и торосов из бересты, они были мастерами своего дела.
В 1744 году мужчин было 14 человек, 1918 году 331 житель, а в 1992 здесь жили 77 человек.
В 1920-1930-ых годах в документах название деревни было различным: Хороший Ключ, Большой Ключ, Нижний Ключ, Верхний Ключ.
В 1713 году организуется экспедиция из-под Москвы во главе с Габдулнасиром, татарином по национальности. Габдулнасир, его супруга, сын Сиразетдин и многочисленные родственники (братья, зятья со своими семьями) пускаются в далекий путь на лошадях. Они едут очень долго, много месяцев.
Очень устают в пути, некоторые погибают. Габдулнасир принимает решение: «Если в ближайшее время будут обнаружены более или менее нормальные условия для жизни, остаемся там». Они продолжают путь дальше по лесам, по болотистым местам, густо заросшим кустарниками. Затем останавливаются на ночлег.
Мужчины разбредаются по лесу в поисках дров и дичи. Женщины с маленькими детьми остаются около костра. И вдруг в это время раздается громкий крик Сиразетдина на русском языке: «Ой, хороший ключ!»
Это был 1714 год. Семейство принимает решение осесть на этом месте. Они строят временное жилье, ведут вырубку леса, кустарника, занимаются выращиванием зерна.
В 1718 году они ставят большой дом. Начинают дальше развивать свое хозяйство. Своему поселению они дают название «Хороший Ключ» по хорошему вкусу воды в роднике. Спустя годы, в жизнь людей будут входить такие изменения, как фамилия, первые поселенцы возьмут себе фамилию Масковы. Так как жители все эти долгие годы, обращаясь к ним или говоря о них, будут говорить о них «Мэскэулэр», «Маскуфлар». С тех пор это вошло в привычку и постепенно образовалась фамилия Масковы. В настоящее время Масковы все еще живут здесь, род их продолжается. У Сиразетдина родился сын Шихабетдин, у него сын Хуснутдин.
У Хуснутдина - родились 2 сына: Гыният (сейчас живет в Красном Боре) и Гафият (сейчас живет в Хорошем Ключе). Сын Гафията – Фарит (живет в Терсях), а у Фарита сейчас растет сын Булат, ученик VII класса.
Хороший Ключ, (Чишма, Курашай Чишмэсе), деревня, расположена в 3 км от реки Иж, в 48 км от Агрыза.
С 1727 года деревня начинает усилению развиваться, переселяются все новые и новые семьи, разрабатываются новые участки для земледелия, население начинает заниматься полеводством, скотоводством.
На начало ХХ века деревня становится все больше. Переселяются жители русской национальности. Русские и татары совместно проживают и трудятся на одной земле.
Обмениваясь хозяйственным опытом, навыками, так же они выполняют свой долг перед Родиной: мужчины служат на благо царя и Отечества, не пасуют перед трудностями. В 1904 году Вахрушев Алексей спасает в одном из переходов адмирала. В награду за это он получает «Золотой Крест» и благополучно возвращается домой. Потом он вместе с сыном Александром ставит ветряную мельницу. Благо, место для этого было выбрано хорошее.
Деревня находится на возвышенности, постоянно дуют ветры. Население очень обрадовалось этому, так как отпадала необходимость на несколько дней отбывать из дома, для того, чтоб поехать на мельницу в близлежащее село, простоять длинную очередь, намолоть муки, вернуться домой. То что мельница была рядом было очень удобно, меньше становилось проблем, особенно в весеннюю распутицу и осеннее бездорожье. Мельница долго и исправно работала до начала 50-х годов. Мельником там уже был сын Алексея - Александр Вахрушев. Но постепенно камни приходили в негодность, запасных не было. Строение тоже пришло в негодность, ремонт не производили и в 1953 году мельницу разобрали. В начале ХХ века в селе был построен магазин. Его хозяином был Ахмадиев Салимгарай. Сельские жители могли приобрести все необходимое в этом магазине. Но произошла Октябрьская революция и новые изменения постепенно доходят и до провинциальных сел и деревень. В 1928 году частный магазин ликвидируется, Салимгарай подвергается раскулачиванию.
В истории деревни есть и очень темные пятна. Так, в 1921 году у жителя деревни Хисамби Низамбиева пропала овца. Шел очень тяжелый, голодный год. Многие крестьяне догадывались, чьих рук это дело. В деревне был известный карак, то есть вор - Салахиев Минаж. Но обвинение его не коснулось, а незаслуженно пострадали двое жителей Хорошего Ключа - Хайби Салахиев и Хисмат Шакиров.
Сначала их, связанных, провели по всей деревне. Несчастная овца тоже была к ним привязана. Затем их заставили вырыть собственноручно могилу, одному из них отрезали нос, а другому - руку. В завершении, Хайби и Хисмата заживо похоронили. И даже на третий день из могилы доносились стоны.
Но жизнь шла своим чередом… И в 1929 году здесь создается колхоз «Хороший Ключ» или «Курашай Чишмэсе». Первым председателем колхоза становится Динмухаметов Гали, а первым бухгалтером Дресвянников Максим.
Затем первого председателя заменяет другой. Им становится Валиев Хази. Через несколько лет снова избирают председателя, на сей раз им становится Саттахиев Зия. Так же переизбирают бухгалтера. Максим Дресвянников уходит, на его место приходит Мингазова Мархаб, а потом Минекаева Разия. А последним председателем колхоза «Хороший Ключ» становится Касимов Лукман.
В 1929 году в деревне открывается начальная школа. Первым учителем был Мазитов Нафик. Второй учительницей становится Фаима. Третьей – Вахитова Махира, потом учительствует - Валиева Таиба. Затем ее место занимает приезжий учитель Маннан. Но он долго преподает, приезжают молодые педагоги Валиева Амина, Бикиева Закия. Они преподают с 1945 по 1950 годы. Затем на место Закии приходит Хикматова Завгария Хикматовна. Она преподает с 1950 по 1957 годы. Потом приходит учительствовать Яхина Мунавара.
Идет 1929 год. В селе организуется комсомольская ячейка. Первой комсомольской становится Динмухаметова Сара. В деревне в 1930 году строится клуб. В соседней деревне Йолдыз была мечеть, ее разбирают, перевозят в Хороший Ключ и строят из нее клуб. Там начинают работать уроженцы села крестьян Чишмэсе Идрисов Шаех и Идрисов Зариф. Они ведут большую просветительскую работу среди населения, проводят ликвидацию безграмотности, открывают красный уголок, выдают книги читателям.
В 1931 году открывается первый государственный магазин. Продавцом там становится Шамсутдинов Гаскар. Магазин открывают в том же здании, которое было построено Ахмадиевым Салимгараем. Наступает 1941 год, вскоре начинается Великая Отечественная война и 48 мужчин Хорошего Ключа уходят на фронт. И председатель Касимов Лукман вместе с ними. Председателем заново избирается Валиев Хази, несмотря на свой возраст. Но надо жить, работать не только для тыла, но и для фронта. Очень тяжело ему пришлось в тылу с женщинами и подростками. Все лучшие лошади были отправлены на фронт.
Техники в деревне не было. Поэтому все, от мала до велика, все, кто мог держать в руках серп, работали на уборке урожая. Здесь тоже происходит одно из неприятнейших событий. Люди после революции были атеистично настроены, в общественных местах им внушалось, что бога нет, а кто доказывал обратное - страдал. В селе тоже были люди исповедовавшие мусульманскую веру. Первым муллой был Ахмади - мулла, затем Салимгарай - мулла и последним муллой был Габдулла Уразманов. Вот именно с ним, с Габдуллой-хазратом произошло это чрезвычайное происшествие. В 1943 году вместе со всеми он работал на зернотоке: обмолачивал снопы овса. Объявили обеденный перерыв, Габдулла хазрат пошел к себе домой. И через некоторое время к нему во двор врываются милиционеры, делают обыск и обнаруживают у него снопик овса. За это Габдулла-хазрат попадает в тюрьму, проводит там много месяцев. Затем освобождается, но домой не суждено было добраться. По пути домой, он умирает в деревне Биктово, где останавливается на ночь, не задолго до смерти он успевает рассказать хозяйке: кто он и откуда. Сыновья этой женщины хоронят Габдуллу-хазрата не местном кладбище и передают его супруге эту печальную новость.
Вскоре и Салахиев Минаж попадает в тюрьму по чьему-то доносу и оттуда уже не возвращается.
Но вот наступает и долгожданный 1945 год! 9 мая! Долгожданная победа! Из 48 мужчин, ушедших на фронт, вернулось только 18. 30 человек осталось лежать на полях сражения. Вот их имена: Миникаев Гафур, Ватинцев Василий, Дресвянников Максим, Дресвянников Михаил, Вахрушев Гриша, Мусифуллин Саитгарай, Гыймадиев Гали, Миннегулов Нурмухамат, Гайнетдинов Имаметдин, Хазиев Агзам, Гайнетдинов Шамсетдин, Ситдиков Ибрагим, Салимгараев Мухаметгарай, Мингазов Галяетдин, Хузяхметов Султан, Хузяхметов Шайхенур, Садыков Гариф, Файрушин Габдунур, Хатбуллин Гати, Миннегулов Мулламухамат, Мусифуллин Муллаян, Рахматуллин Шарип, Мингазов Аглям, Мингазов Мулланур, Муллахметов Мухтар, Габидуллин Гарай, Сафиуллин Муллаян, Елисеев Петр, Шамсетдинов Илали.
Деревня постепенно залечивала раны после войны, приводила все в порядок, строилось заново. С фронта возвращается Лукман Касимов, его заново избирают председателем. Строится новая начальная школа. Но все еще не было медицинского пункта, чтобы люди могли получить медицинскую помощь. Особенно женщины нуждались в этом и новорожденные малыши. В таких случаях роженицы обращались за помощью к повивальным бабкам (кендек эбилэр) Муллахметовой Фахернисе, затем - Шайдуллиной Фатиме.
К 1950 году колхоз «Хороший Ключ» имел общую площадь своих угодий в 586 га. Из общего фонда пашня составляла 419 га. В хозяйстве было 20 лошадей, 31 корова, 12 свиней, 113 овец, 302 кролика, плугов было 21 штука, сеялки - 4, работоспособное население составляло 104 человека: 57 женщин и 47 мужчин. В колхозе было хорошо развито кролиководство, овцеводство, овощеводство. Здесь выращивали огурцы, помидоры, морковь, лук. Для выращивания рассады делали специальные котлованы, заполняли их плодородной почвой, сверху покрывали застекленными рамами. Еще хозяйство занималось рыболовством, река Иж находится в 3 км от деревни.
В 1950 году принимается решение провести собрание по укрупнению хозяйства. В июне в деревни Крынды около церкви состоялось собрание. И по единогласному решению произошло объединение 8 колхозов: «Яна-Элиф», «Буденный», «Хороший Ключ», «Вязкий Ключ», «Чапаев», «Йолдыз», «Дмитриевский», «Пушкин». Новообразованное хозяйство стало называться колхозом им. Чапаева.
Его председателем с 1950 по 1955 годы был Ахмадеев. Хозяйство, как и прежде, занималось полеводством и животноводством. С целью осушения болота от Хорошего Ключа и до деревни Йолдыз была прорыта канава за 9 дней. Ежедневно там работало по 60 человек. Затем началась «кукурузная политика». В Хорошем Ключе велась разработка торфа и во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева изготовлялись торфоперегнойные горшочки (чулмэк сугу) для выращивания рассады кукурузы.
В 1952 году открывается фельдшеро-акушерский пункт (ФАП). Его первым фельдшером становится Маскова Рамзия, уроженка д. Чачка, супруга Гафията Маскова. Она проработала до 1989 года и ушла на заслуженный отдых. В 1955 году избирается председателем Запускалов. Он работает до 1958 года. В это время в хозяйстве большое внимание уделяется свиноводству. Колхоз занимает первые места по их откорму и становится колхозом - миллионером.
В 1956 году в деревне Хороший Ключ зажигается первая лампочка.
С 1958 по 1973 года председателем колхоза им. Чапаева избирается Салимгараев Ильгизар Асылгараевич. Тогда большое внимание уделяют полеводству. Колхоз из года в год получает все более высокие урожаи, становится участником сельскохозяйственных выставок. С 1973 по 1975 годы председателем работает Мурзин, а с 1975 по 1988 годы - Шабаев Мухтар Шабаевич, в 1988 году председательствует Гарифуллин Асаф. Он работает до марта 1991 года. С марта 1991 года председателем колхоза становится Каримов Явдат Хикматович.
В 1993 году колхоз имени Чапаева перестает существовать, организуется акционерное общество «Йолдыз», в 2003 году - АО «Крынды». Население деревни Хороший Ключ сейчас составляет всего 77 жителей. 60, -70, -80-е годы оставили свой отпечаток в жизни деревни. Молодежь ринулась в город, в селе остались только люди среднего и старшего возраста. Много лет даже не было детей, которые пошли бы в школу. Но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Молодежь возвращается в деревню, рождаются дети, строятся новые дома. Люди старшего возраста уходят на заслуженный отдых. На сегодняшний день в деревне живут 10 ветеранов труда: Бикиева Закия, Миникаева Раиса, Минекаев Равиль, Масков Гафият, Маскова Рамзия, Миникаева Магсума, Валеева Назиба, Ахметова Асия, Хатбуллина Марьям, Салимгараева Алмазия.
В настоящее время в деревне работает газораспределительная станция, магазин, автозаправочная станция. Клуба, школы, животноводческих ферм нет уже много лет. Еще в деревне есть небольшой пруд, в котором разводят карпов. Дети с удовольствием ходят на рыбалку и возвращаются с неплохим уловом. Люди ходят на работу, в основном, в центральную усадьбу – д. Крынды, а в личных подсобных хозяйствах разводят скот и птицу, занимаются выращиванием овощей и картофеля.
И самая главная достопримечательность нашей деревни - Хороший Ключ, хороший родник. Он расположен среди ив.
А родник действительно очень хороший, в нем очень вкусная, прозрачная вода, которая имеет одинаковую температуру и зимой, и летом, и течет она день и ночь, не переставая, на своем пути проходит несколько километров по лугам и лесам и вливается в реку Иж.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3807 | Хороший ключ (Чигима) | д. каз. | при ключе Хорошем | Елабужский уезд, Стан 2 |
По правую сторону на продолжении Елабужско-Малмышского почтового тракта | 73 | 25 | 10 | 42 | 39 | 81 |
Реестр селений и жителей на 1891 год
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие |
---|---|---|---|---|---|---|---|
5508 | Чешма; Шишма; Хороший ключ | Вятская губерния, Елабужский уезд, Мушаковская волость, Кырындинское общество |
н/д | н/д | 33 | 171 | пильщик |
Рода, число семей:
Вахрушев — 2
Вотинцев — 1
Дресвянников — 4
Елисеев — 1
Мувтохутдинов — 1
Нет — 23
Попохов — 1
|
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
03141003 | починок | Хороший Ключ (Чешма, Шишма) | Елабужский уезд | Мушаковская волость, Кырындинское общество | 31 | 88 | 83 | 171 | 1, с. 16—17 | |
Сословие (разряд)
Народность
|
||||||||||
государственные крестьяне
русские
|
10 | — | — | — | ||||||
государственные крестьяне
татары
|
21 | — | — | — | ||||||
Справка: Починокъ Хорошій Ключъ (Чешма) расположенъ при ключѣ того-же имени въ 70-ти верстахъ отъ города, въ 14-ти верстахъ отъ правленія, въ верстѣ отъ церкви и школы и въ 8-ми верстахъ отъ мечети. Населеніе по народности — русско-татарское, по сословію — государственные крестьяне. Основателями деревни были татары, но когда и откуда они переселились жители не знаютъ; русскіе-же пріѣхали 39 лѣтъ назадъ изъ деревни Ярумсовой, Омшинской (Кіясовской) волости, Сарапульскаго уѣзда. Ревизскихъ душъ считается 50. Во время ревизіи земля была раздѣлена только на 38 надѣловъ, а теперь дѣлится по числу ревизскихъ душъ. Часть пахотной земли въ количествѣ 109 дес. крестьяне сдаютъ въ аренду. Скотъ пасется на своихъ поляхъ безъ пастуха. При селеніи имѣется общественная водяная толчея.
|
1, прил., с. 25 |
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/107908