Мечеть с. Крынды Мушаковская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Кладбища Крынды с. (Кырынды) Мушаковская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Мечеть Крынды с. (Кырынды) Мушаковская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Село в Агрызском районе, в бассейне р. Иж, в 50 км к югу от г. Агрыз.
На 2002 г. - 643 жителя (татары).
Полеводство, мясомолочное скотоводство, маслозавод.
Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Основано во 2-й половине 17 в. Часть татарского населения, подвергшаяся в 18 в. насильственному крещению, в начале 20 в. вернулась в ислам. В 1840-х гг. в Крынды поселились русские. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, извозом, кузнечным промыслом, торговлей. В начале 20 в. в Крынды функционировали Петропавловская церковь (построена в 1882-92 гг., памятник архитектуры), мечеть (открыта в 1907 г.), мектеб, миссионерская школа (открыта в 1871 г.), кожевенный завод, 2 водяные мельницы. Земельный надел сельской общины составлял 1747,7 дес. В 1920-х гг. в официальных источниках Крынды было известно как 2 населенных пункта: Татарские и Русские Крынды.
До 1920 г. село входило в Мушаковскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в Вотской автономной области. С 1921 г. в составе Агрызского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Агрызском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 04.03.1964 г. в Агрызском районах.
Число жителей: в 1744 г. - 18 душ мужского пола, в 1859 г. - 249, в 1887 г. - 800, в 1905 г. - 963, в 1920 г. - 1046, в 1926 г. - 907, в 1938 г. - 885, в 1958 г. - 1156, в 1970 г. - 990, в 1989 г. - 723 чел.
Год основания неизвестен. Считается, что деревня Крынды была основана татарами-переселенцами из Сабинской местности, во время завоевания Казани войсками Ивана Грозного. По некоторым данным считается, что деревня была основана в 1-й половине XVII века татарами и расположена в 50 км к югу от Агрыза, на речке Турдалинка.
В некоторых документах говорится, что татары Терсинской волости переселились сюда приблизительно XVII века. А по другим документам, что деревня Крынды была основана в начале XVIII века.
По объяснениям жителей деревни, она расположена на крутом берегу реки и поэтому стала называться Крынды.
Также есть предположения, что название деревни происходит от слов «граница» (по татарский «чик»), «край» (по татарский «кырый», т.к. деревня Крынды, во-первых, была расположена на самой границе, которые принадлежали Тафкилевым). Во-вторых, деревня Крынды расположена на краю деревни Турдали, которая была основана раньше. А в третьих, деревня Крынды расположена возле гор (по татарский «кырын-тау».)
В 1840-ых годах сюда переселились русские. В 1860-ых годах в Крынды переселяются новые русские семьи из Закамья.
В конце XVIII века татары деревни Крынды были насильно переведены в христианскую веру и в документах были записаны как православные. В документах 1795 года имена жителей деревни были записаны и по-мусульманский, и по-христиански. Далее, например, в 1834, 1858, годах имена записаны только по-христиански. С тех пор, всех татар Крындов стали называть «новыми кряшенами».
Но это была только формальность, т.к. церковное и православное духовенство не могло оказать должного воздействия на татар ввиду большой отдаленности от Крындов (в Пьяном Боре, в Варзи Ятчах). Поэтому татары никогда себя не считали христианами и жили также, как их деды и прадеды, соблюдая мусульманские обычаи и традиции, имена у них были только татарские (в быту).
Но, в это же время, они не могли пояснять свои православные имена, они были не в силах, т.к. христианизация - это было требование государственной власти, а те, кто был против, сразу же довольно жестоко наказывался: без суда и следствия были отправлены в ссылку или посажены в тюрьму, таким образом, несколько поколений татар деревни Крынды были русскими.
Насильно данные жителям чужие имена и вера никак не могли прижиться в Крындах. Это только усиливало неприязнь жителей. В России в 1860-1870 годах распространяется движение против христианизации. «Новые кряшены» начинают требовать у власти возвращение в мусульманскую веру. В октябре 1871 года в Крындах тоже принимается решение вернуться в мусульманство и требуют признания этого факта у государства.
Из рапорта Крындинского попа Ивана Тронова в 1876 году следует, что основная причина возвращения жителей в мусульманство - это активная пропаганда муллы деревни Турдали - Гиззатуллы. В Крындах в то время не было мечети и они обращались к мулле Турдалей. В 1824 году по приглашению жителей деревни Турдали сюда приезжает уроженец д. Бизяки Гиззатулла Миндекеевич (1801-1868), он становится имамом деревни, обучает детей. Он 44 года ведет мусульманскую религиозную деятельность среди татар д. Крынды и д. Турдали. Скрытно, у себя на дому он обучает и детей «новых кряшенов», за что к нему было приставлено жандармское наблюдение.
После смерти Гиззатуллы Миндекеевича работу продолжают его сыновья – Ахмади, Мухаммедшакер и Мухамедсадык. Они активно пропагандируют людей отказаться от православия и от строительства церкви, за что они жестоко поплатились: их отправили в ссылку на 10 лет.
Чтобы христианизировать татар д. Крынды, власти идут на различные меры. В 1871 году в деревне открывается миссионерская школа, в 1874 году принимается решение о строительстве церкви.
Сначала церковь хотели построить по середине деревень Крынды и Турдали, но этому не суждено было сбыться: татары разрушают постройку, разворовывают материалы, избивают русских, которые строят церковь. Татары запугивают русских, грозят убийством даже тем, кто не имеет к этому никакого отношения: вытравливают их поля, сенокосные угодья, устраивают пожары. Известно, что во всех этих беспорядках участвовали не только мужчины-татары, но и молодые девушки. Все это показывает, что христианизация татар – это только формальность, ни к чему она не привела. Очень многих мужчин-татар пострадало, т.к. они были отправлены в тюрьмы и ссылку.
Но в 1892 году Петропавловская церковь была построена на краю деревни Крынды. И в настоящее время церковь сохранились в полуразрушенном состоянии и считается архитектурным памятником Республики Татарстан. Но, к сожалению, власти не признавали крындинцев мусульманами и в 1890-1895 годах еще были предприняты попытки сделать их православными.
Мусульмане Крындов, исключительно все 117 хозяйств и 659 человек, считают себя татарами и наконец-то, в 1906 году добиваются у государства признания этого. В этом же году получают разрешение на строительство мечети и открывают мусульманскую татарскую школу. На строительство мечети Мирза Ибрагим Хамиди (д. Балтачево) выделил бревна, торговец хаджи Ахметшакир Заитов дал деньги. И в 1907 году в сабантуй была открыта мечеть. Люди уже не думали, что это произойдет когда-либо.
Во времена пугачевского бунта 11 жителей Крындов были воинами Пугачевского войска.
С 1870 года в Крындах работал завод по переработки кожи К.А. Лихачева. Сельское население до 1917 года, в основном, занималось земледелием и кузнечным ремеслом. Крынды славилось крупным землевладельцем Закиром Нафиковым, торговцами - Алексей Сухих, Сибгатуллин, Закиров, Бадретдинов, Вали. С 1921 по 1930 годы Крынды были разделены на две части: Татарские Крынды и Русские Крынды.
В настоящее время в деревне Крынды основную часть населения составляют татары, но есть и русские. В 1924 году 17 хозяйств (75 человек русской национальности) основали деревню Петропавловский.
В 1744 году в Крындах жило 18 мужчин, 1897 году - всего 907 жителей, 1926 году в татарских Крындах жило 707, а в русских Крындах – 192 человека. А в 1992 году здесь жители 735 человек.
В начале 1950-х годов частью Крындов стали считать деревню Турдали.
Жители работают в основном в ООО «Агрофирма «Ак Барс — Агрыз» и крестьянских фермерских хозяйствах, занимаются полеводством и мясо-молочным животноводством. Действуют начальная школа, детский сад, сельский дом культуры с библиотекой, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение и несколько магазинов. Имеются 3 кладбища, зерноток и ферма КРС.
В селе две мечети (1992 и 1995 годов). Сохранились руины Петропавловской церкви.
источник: agryz.tatarstan.ru/rus/krindinskoye/about_krindi.htm
Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Кырынды | Елабужский уезд | Мушаковская волость, Кырындинское общество | 144 | 399 | 401 | 800 | 1, с. 16—17 | |
Сословие (разряд)
Народность
|
|||||||||
государственные крестьяне
русские
|
53 | — | — | — | |||||
государственные крестьяне
татары
|
91 | — | — | — | |||||
Справка: Село Кырынды лежитъ при сліяніи рѣчекъ Кырындынки и Турдалинки. Отъ уѣзднаго города отстоитъ въ 70-ти верстахъ, отъ волостнаго правленія — въ 15-ти верстахъ. Въ селѣ имѣются училище и мечеть. Населеніе состоитъ изъ русскихъ и татаръ (тѣ и другіе — государственные крестьяне. Первые поселенцы татары выселились сюда съ земель помѣщика Тевкелева, находящихся въ этой-же волости, около 250 лѣтъ тому назадъ. До татаръ-же это мѣсто было будто-бы заселено вотяками. Первые русскіе пріѣхали черезъ 50 лѣтъ послѣ татаръ изъ-за Камы (точнѣе опредѣлить мѣсто не могутъ). Ревизскихъ душъ въ селѣ числится 214, земля же нынѣ дѣлится на 215 надѣловъ Скотъ пасется на своихъ поляхъ безъ пастуха. Въ селѣ имѣются двѣ общественныя водяныя мельницы
|
1, прил., с. 25 |
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/107907
Село основано татарами в первой половине XVII века.
В сословном отношении, в XVIII столетии и вплоть до 1860-х годов жители деревни числились государственными крестьянами. Их основными занятиями в то время были земледелие, скотоводство, извоз, торговля, кустарные промыслы.
По материалам II ревизии в деревне Каранде, относившейся к Бакейковой сотне Смаилова Арской дороги Казанской губернии, насчитывалось 18 государственных ясачных татар мужского пола.
В 1802 году в деревнях Турдалес Рган Чишмы и Крынды, относившихся тогда к Иж-Бобьинской волости Сарапульской округи Вятской губернии, числилось 83 души татар мужского пола.
В конце XVII века — первой половине XVIII века татар деревни Крынды насильно крестили и в официальные документы записали как числившихся в православной религии. В документах 1795 года имена жителей указывались двояко: по-мусульмански и по-христиански. А потом, например, в 1858 году имена записывались в документах только по-христиански. Таким образом, все татары деревни Крынды в государственных документах считались «новыми крещёнными». Но это считалось только формальным, потому что духовные лица церкви и православия, которые должны были оказывать главное влияние, находились далеко (в Пьяном Боре, Варзи-Ятчах). Татары деревни Крынды никогда не считали себя христианами.
В 1840 годах здесь обосновались и русские.
Рядом с селом располагалась деревня Турдали (по сведениям 1850 г., в ней проживали 213 человек).
В «Списке населённых мест Российской империи», изданном по данным 1859 года, населённый пункт упомянут как казённая деревня Кырынды 2-го стана Елабужского уезда Вятской губернии, при речке Кырындинке, расположенная в 72 верстах от уездного города Елабуга. Здесь насчитывалось 47 дворов и проживало 349 человек (159 мужчин и 190 женщин), имелась мельница. В казённой деревне Итурдали того же стана насчитывалось 33 двора и проживал 231 человек (109 мужчин, 122 женщины).
В 1860—1870 годах в России среди татар, которые считались «новыми крещенными», развертывается движение, требующее от царского правительства признать себя «документально мусульманами». В октябре 1871 года все татары деревни объявляют себя мусульманами и требуют от правительства признания этого. Ради возвращения жителей деревни к христианству правительство принимает разные меры. В 1871 году в деревне открывается школа миссионеров, в 1872 году построена деревянная Петропавловская церковь, в 1874 году было принято решение построить большую каменную церковь. Однако построить её в центре деревни на условленном месте не удалось. Жители деревень Турдали и Крынды перетаскивали строительные материалы или разрушали; избивали русских, которые содействовали строительству церкви.
В 1887 году в селе Кырынды Кырындинского сельского общества Мушаковской волости проживало 800 жителей (399 мужчин, 401 женщина) в 144 дворах государственных крестьян (53 двора русских и 91 двор татар). Земельный надел села составлял 1747,7 десятин земли (в том числе 21,2 десятины усадебной земли, 1281,6 десятин пашни, 4,8 — сенокоса, 218,2 десятины подушного леса и 167,7 — лесного надела и 54,2 десятины неудобной земли). У жителей имелось 273 лошади, 218 коров и 843 единицы мелкого скота (овец, свиней и коз); 138 человек занимались местными промыслами (в том числе 48 пилили и продавали тёс), 43 — отхожими промыслами (в том числе 17 извозчиков). Было 58 грамотных и 11 учащихся.
В деревне Турдали того же сельского общества проживало 524 человека (260 мужчин, 264 женщины) в 95 дворах государственных крестьян (31 двор русских и 64 двора татар). Земельный надел деревни составлял 1219,6 десятин земли (в том числе 18,7 десятин усадебной земли, 707,7 десятин пашни, 60,8 — сенокоса, 3,1 — выгона, 291,4 десятины подушного леса и 118,9 — лесного надела и 19 десятин неудобной земли). У жителей имелось 122 лошади, 100 коров и 554 единицы мелкого скота (овец, свиней и коз); 86 человек занимались местными промыслами (в том числе 16 пильщиков), 17 — отхожими промыслами (в том числе 5 пильщиков). Было 16 грамотных и 16 учащихся.
В 1892 году на окраине Крындов была построена каменная Петропавловская церковь. Здание церкви сохранилось в полуразрушенном виде и является архитектурным памятником Республики Татарстан.
По переписи 1897 года в селе Кырынды проживало 907 человек (454 мужчины, 453 женщины), из них 542 магометанина и 365 православных, в деревне Турдали — 657 жителей (321 мужчина, 336 женщин), из них 465 магометан и 192 православных.
В 1905 году в селе Кырынды Мушаковской волости проживало 963 жителя (470 мужчин, 493 женщины) в 191 дворе, в деревне Турдали той же волости — 655 человек (325 мужчин, 330 женщин) в 137 дворах.
В начале XX века часть татарского населения, подвергшаяся в XVIII веке насильственному крещению, вернулась в ислам. После указа Николая II о свободе религии татары деревни Крынды получили право считаться мусульманами; тогда же было разрешено построить здесь мечеть.
В начале XX века здесь функционировали церковь, мечеть (с 1907 года), мектеб, миссионерская школа, кожевенный завод К. А. Лихачёва (работал с 1870 года) и 2 водяные мельницы.
До 1919 года село Крынды входило в Кучуковскую волость Елабужского уезда Вятской, с 1919 года — Казанской, с 1920 года — вновь Вятской губерний. С января 1921 года в составе Елабужского кантона (до июня — уезд), с конца 1921 года в составе Агрызского, с 1924 года — вновь Елабужского кантонов ТАССР. С 14 февраля 1927 года село в Агрызском районе (в 1930 и 1948 годах — центр сельсовета). В 1921—1930 годах село было разделено на Татарские Крынды (723 жителя в 1926 году) и Русские Крынды (184 жителя).
В начале 1950-х годов деревня Турдали вошла в состав села Крынды.
С 1 февраля 1963 года село Крынды — в Елабужском сельском районе, с 4 марта 1964 года — вновь в Агрызском районе.
В 2011 году средняя школа в селе преобразована в начальную.
По переписи 2002 года в селе проживало 643 человека (305 мужчин, 338 женщин), татары (93 %). По переписи 2010 года — 637 человек (299 мужчин, 338 женщин).
1744 | 1859 | 1887 | 1897 | 1905 | 1920 | 1926 | 1938 | 1958 | 1970 | 1989 | 2002 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
18 | 249 | 800 | 907 | 963 | 1046 | 907 | 885 | 1156 | 990 | 723 | 643 | 622 |
Жители работают в основном в ООО «Агрофирма «Ак Барс — Агрыз» и крестьянских фермерских хозяйствах, занимаются полеводством и мясо-молочным животноводством. Имеются зерноток и ферма КРС.
Действуют начальная школа, детский сад, сельский дом культуры с библиотекой, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение и несколько магазинов. Имеются 3 кладбища. Через село проходят автомобильные дороги регионального значения «Агрыз — Красный Бор», «Псеево — Крынды».
Крынды (Кырынды) — татарское село в Агрызском районе Татарстана. Административный центр Крындинского сельского поселения,находится в Восточном Предкамье, в низовьях реки Иж, по обеим берегам ручья Крындинский Лог.
Село Кырынды основано татарами в первой половине XVII века.
В сословном отношении, в XVIII столетии и вплоть до 1860-х годов жители деревни числились государственными крестьянами.
Их основными занятиями в то время были земледелие, скотоводство, извоз, торговля, кустарные промыслы.
По материалам II ревизии в деревне Каранде, относившейся к Бакейковой сотне Смаилова Арской дороги Казанской губернии, насчитывалось 18 государственных ясачных татар мужского пола.
В 1802 году в деревнях Турдалес Рган Чишмы и Крынды, относившихся тогда к Иж-Бобьинской волости Сарапульской округи Вятской губернии, числилось 83 души татар мужского пола.
В конце XVII века — первой половине XVIII века татар деревни Крынды насильно крестили и в официальные документы записали как числившихся в православной религии.
В документах 1795 года имена жителей указывались двояко: по-мусульмански и по-христиански. А потом, например, в 1858 году имена записывались в документах только по-христиански.
Таким образом, все татары деревни Крынды в государственных документах считались «новыми крещёнными».
Но это считалось только формальным, потому что духовные лица церкви и православия, которые должны были оказывать главное влияние, находились далеко (в Пьяном Боре, Варзи-Ятчах).
Татары деревни Крынды никогда не считали себя христианами.
В «Списке населённых мест Российской империи», изданном по данным 1859 года, населённый пункт упомянут как казённая деревня Кырынды 2-го стана Елабужского уезда Вятской губернии, при речке Кырындинке,
расположенная в 72 верстах от уездного города Елабуга. Здесь насчитывалось 47 дворов и проживало 349 человек (159 мужчин и 190 женщин), имелась мельница.
В казённой деревне Итурдали того же стана насчитывалось 33 двора и проживал 231 человек (109 мужчин, 122 женщины).
В 1860—1870 годах в России среди татар, которые считались «новыми крещенными», развертывается движение, требующее от царского правительства признать себя «документально мусульманами».
В октябре 1871 года все татары деревни объявляют себя мусульманами и требуют от правительства признания этого. Ради возвращения жителей деревни к христианству правительство принимает разные меры.
В 1871 году в деревне открывается школа миссионеров, в 1872 году построена деревянная Петропавловская церковь, в 1874 году было принято решение построить большую каменную церковь.
Однако построить её в центре деревни на условленном месте не удалось. Жители деревень Турдали и Крынды перетаскивали строительные материалы или разрушали; избивали русских, которые содействовали строительству церкви.
В 1887 году в селе Кырынды Кырындинского сельского общества Мушаковской волости проживало 800 жителей (399 мужчин, 401 женщина) в 144 дворах государственных крестьян (53 двора русских и 91 двор татар).
Земельный надел села составлял 1747,7 десятин земли (в том числе 21,2 десятины усадебной земли, 1281,6 десятин пашни, 4,8 — сенокоса, 218,2 десятины подушного леса и 167,7 — лесного надела и 54,2 десятины неудобной земли).
У жителей имелось 273 лошади, 218 коров и 843 единицы мелкого скота (овец, свиней и коз); 138 человек занимались местными промыслами (в том числе 48 пилили и продавали тёс), 43 — отхожими промыслами (в том числе 17 извозчиков).
Было 58 грамотных и 11 учащихся.
В деревне Турдали того же сельского общества проживало 524 человека (260 мужчин, 264 женщины) в 95 дворах государственных крестьян (31 двор русских и 64 двора татар).
Земельный надел деревни составлял 1219,6 десятин земли (в том числе 18,7 десятин усадебной земли, 707,7 десятин пашни, 60,8 — сенокоса, 3,1 — выгона, 291,4 десятины подушного леса и 118,9 — лесного надела и 19 десятин неудобной земли).
У жителей имелось 122 лошади, 100 коров и 554 единицы мелкого скота (овец, свиней и коз); 86 человек занимались местными промыслами (в том числе 16 пильщиков), 17 — отхожими промыслами (в том числе 5 пильщиков).
Было 16 грамотных и 16 учащихся.
В 1892 году на окраине Крындов была построена каменная Петропавловская церковь. Здание церкви сохранилось в полуразрушенном виде и является архитектурным памятником Республики Татарстан.
По переписи 1897 года в селе Кырынды проживало 907 человек (454 мужчины, 453 женщины), из них 542 магометанина и 365 православных, в деревне Турдали — 657 жителей (321 мужчина, 336 женщин), из них 465 магометан и 192 православных.
В 1905 году в селе Кырынды Мушаковской волости проживало 963 жителя (470 мужчин, 493 женщины) в 191 дворе,
в деревне Турдали той же волости — 655 человек (325 мужчин, 330 женщин) в 137 дворах.
В начале XX века часть татарского населения, подвергшаяся в XVIII веке насильственному крещению, вернулась в ислам.
После указа Николая II о свободе религии татары деревни Крынды получили право считаться мусульманами; тогда же было разрешено построить здесь мечеть.
В начале XX века здесь функционировали церковь, мечеть (с 1907 года), мектеб, миссионерская школа, кожевенный завод К. А. Лихачёва (работал с 1870 года) и 2 водяные мельницы.
До 1919 года село Крынды входило в Кучуковскую волость Елабужского уезда Вятской, с 1919 года — Казанской, с 1920 года — вновь Вятской губерний.
С января 1921 года в составе Елабужского кантона (до июня — уезд), с конца 1921 года в составе Агрызского, с 1924 года — вновь Елабужского кантонов ТАССР.
С 14 февраля 1927 года село в Агрызском районе (в 1930 и 1948 годах — центр сельсовета).
В 1921—1930 годах село было разделено на Татарские Крынды (723 жителя в 1926 году) и Русские Крынды (184 жителя).
В начале 1950-х годов деревня Турдали вошла в состав села Крынды.
С 1 февраля 1963 года село Крынды — в Елабужском сельском районе, с 4 марта 1964 года — вновь в Агрызском районе.
В настоящее время в селе в основном живут татары, есть и русские.
По переписи 2002 года в селе проживало 643 человека (305 мужчин, 338 женщин), татары (93 %).
По переписи 2010 года — 637 человек (299 мужчин, 338 женщин)
В 2011 году средняя школа в селе преобразована в начальную.
Жители работают в основном в ООО «Агрофирма «Ак Барс — Агрыз» и крестьянских фермерских хозяйствах, занимаются полеводством и мясо-молочным животноводством. Имеются зерноток и ферма КРС.
В селе Крынды есть две мечети, начальная школа, детский сад, сельский дом культуры с библиотекой,
ФАП(фельдшерско-акушерский пункт), почтовое отделение, несколько магазинов.
Через село проходят автомобильные дороги регионального значения «Агрыз — Красный Бор», «Псеево — Крынды».
Крынды (Кырынды) история.(Институт Татарской Энциклопедии).
Кырынды татарское село в Агрызском районе, в бассейне р. Иж, в 50 км к югу от г. Агрыз.
На 2002 г. — 643 жителя (татары).
Основные направления:Полеводство, мясомолочное скотоводство, маслозавод.
Мечеть.Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано во 2-й половине 17 в. Часть татарского населения, подвергшаяся в 18 в. насильственному крещению, в начале 20 в. вернулась в ислам. В 1840-х гг. в Крынды поселились русские. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян.
Занимались земледелием, разведением скота, извозом, кузнечным промыслом, торговлей.
В начале 20 в. в Крынды функционировали Петропавловская церковь (построена в 1882-92 гг., памятник архитектуры), мечеть (открыта в 1907 г.), мектеб, миссионерская школа (открыта в 1871 г.), кожевенный завод, 2 водяные мельницы.
Земельный надел сельской общины составлял 1747,7 дес. В 1920-х гг. в официальных источниках Крынды было известно как 2 населенных пункта: Татарские и Русские Крынды.
До 1920 г. село входило в Мушаковскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в Вотской автономной области.
С 1921 г. в составе Агрызского кантона Татарской АССР.
С 14.02.1927 г. в Агрызском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 04.03.1964 г. в Агрызском районах.
Число жителей: в 1744 г. — 18 душ мужского пола, в 1859 г. — 249, в 1887 г. — 800, в 1905 г. — 963,
в 1920 г. — 1046, в 1926 г. — 907, в 1938 г. — 885, в 1958 г. — 1156, в 1970 г. — 990, в 1989 г. — 723 чел.
Деревня Крынды была основана татарами-переселенцами из Сабинской местности, во время завоевания Казани войсками Ивана Грозного.
По некоторым данным считается, что деревня была основана в 1-половине ХУ11 века татарами и расположена в 50 км к югу от Агрыза, на речке Турдалинка.
В некоторых документах говорится, что татары Терсинской волости переселились сюда приблизительно ХУ11 века. А по другим документам, что деревня Крынды была основана в начале ХУШ века.
По объяснениям жителей деревни, она расположена на крутом берегу реки и поэтому стала называться Крынды.
Название деревни происходит от слов «граница» (по татарский «чик»), «край»(по татарский «кырый», т.к. деревня Крынды, во-первых, была расположена на самой границе, которые принадлежали Тафкилевым.
Во-вторых, деревня Крынды расположена на краю деревни Турдали, которая была основана раньше. А в третьих, деревня Крынды расположена возле гор (по татарский «кырын-тау».)
В 1840-ых годах сюда переселились русские. В 1860-ых годах в Крынды переселяются новые русские семьи из Закамья.
В конце ХУШ века татары деревни Крынды были насильно переведены в христианскую веру и в документах были записаны как православные.
В документах 1795 года имена жителей деревни были записаны и по — мусульманский, и по христиански.
Далее, например, в 1834,1858, годах имена записаны только по христиански. С тех пор, всех татар Крындов стали называть «новыми крешенами».
Но это была только формальность, т. к. церковное и православное духовенство не могло оказать должного воздействия на татар ввиду большой отдаленности от Крындов (в Пьяном Боре, в Варзи Ятчах).
Поэтому татары никогда себя не считали христианами и жили также, как их деды и прадеды, соблюдая мусульманские обычаи и традиции, имена у них были только татарские (в быту).
Но, в это же время, они не могли пояснять свои православные имена они были не в силах, т.к. христианизация- это было требование государственной власти, а те, кто был против, сразу же довольно жестоко наказывался: без суда и следствия были отправлены в ссылку или посажены в тюрьму, таким образом,несколько поколений татар деревни Крынды были русскими.
Насильно данные жителям чужие имена и вера никак не могли прижиться в Крындах. Это только усиливало неприязнь жителей. В России в 1860-1870 годах распространяется движение против христианизации.
«Новые кряшены» начинают требовать у власти возвращение в мусульманскую веру. В октябре 1871 года в Крындах тоже принимается решение вернуться в мусульманство и требуют признания этого факта у государства.
Из рапорта Крындинского попа Ивана Тронова в 1876 году следует, что основная причина возвращения жителей в мусульманство — это активная пропаганда муллы деревни Турдали — Гиззатуллы.
В Крындах в то время не было мечети и они обращались к мулле Турдалей.
В 1824 году по приглашению жителей деревни Турдали сюда приезжает уроженец д. Бизяки Гиззатулла Миндекеевич (1801-1868), он становится имамом деревни, обучает детей.
Он 44 года ведет мусульманскую религиозную деятельность среди татар д. Крынды и д. Турдали. Скрытно, у себя на дому он обучает и детей «новых кряшенов», за что к нему было приставлено жандармское наблюдение.
После смерти Гиззатуллы Миндекеевича работу продолжают его сыновья – Ахмади, Мухаммедшакер и Мухамедсадык. Они активно пропагандируют людей отказаться от православия и от строительства церкви, за что они жестоко поплатились: их отправили в ссылку на 10 лет.
Чтобы христианизировать татар д. Крынды, власти идут на различные меры. В 1871 году в деревне открывается миссионерская школа, в 1874 году принимается решение о строительстве церкви.
Сначала церковь хотели построить посередине деревень Крынды и Турдали, но этому не суждено было сбыться: татары разрушают постройку, разворовывают материалы, избивают русских, которые строят церковь.
Татары запугивают русских, грозят убийством даже тем, кто не имеет к этому никакого отношения: вытравливают их поля, сенокосные угодья, устраивают пожары.
Известно, что во всех этих беспорядках участвовали не только мужчины- татары, но и молодые девушки. Все это показывает, что христианизация татар – это только формальность, ни к чему она не привела. Очень многих мужчин-татар пострадало, т. к. они были отправлены в тюрьмы и ссылку.
Но в 1892 году Петропавловская церковь была построена на краю деревни Крынды. И в настоящее время церковь сохранились в полуразрушенном состоянии и считается архитектурным памятником Республики Татарстан.
Но, к сожалению, власти не признавали крындинцев мусульманами и в 1890-1895 годах еще были предприняты попытки сделать их православными.
Мусульмане Крындов, исключительно все 117 хозяйств и 659 человек, считают себя татарами и наконец-то, в 1906 году добиваются у государства признания этого. В этом же году получают разрешение на строительство мечети и открывают мусульманскую татарскую школу.
На строительство мечети Мирза Ибрагим Хамиди (д. Балтачево) выделил бревна, торговец хаджи Ахметшакир Заитов дал деньги. И в 1907 году в Сабантуй была открыта мечеть. Люди уже не думали, что это произойдет когда — либо.
Во времена пугачевского бунта 11 жителей Крындов были воинами Пугачевского войска.
С 1870 года в Крындах работал завод по переработки кожи К.А Лихачева. Сельское население до 1917 года, в основном, занималось земледелием и кузнечным ремеслом. Крынды славилось крупным землевладельцем Закиром Нафиковым, торговцами — Алексей Сухих, Сибгатуллин, Закиров, Бадретдинов, Вали.
С 1921 по 1930 годы Крынды были разделены на две части: Татарские Крынды и Русские Крынды.
В настоящее время в деревне Крынды основную часть населения составляют татары, но есть и русские.
В 1924 году 17 хозяйств (75 человек русской национальности) основали деревню Петропавловский.
В 1744 году в Крындах жило 18 мужчин,1897 году-всего 907 жителей, 1926 году в татарских Крындах жило 707, а в русских Крындах – 192 человека. А в 1992 году здесь жители 735 человек.
GPS-координаты объекта:56.139873, 52.915882
https://tatobzor.ru/tatarskie-sela-respubliki-tatarstan/istoriya-sela-kryndy.html
Русский населённый пункт Крында сформировался в 1920-е годы и имел второе название "Красная Крында", по названию организованного здесь в период коллективизации колхоза.
В переводе с татарского языка «КЫРЫЙ» означает «Край», «КЫРЫЙДА» - «На краю».
Из истории: после того как селу Старая Чекалда в 1918 году прирезали земли, отобранные советской властью у частных землевладельцев, крестьяне из Старой Чекалды начали разъезжаться на многочисленные поселки - малые деревни. В результате этого вокруг Старой Чекалды организовалось 12 поселков: Михайловка - 22 дома; Гурьево — 20 домов; Лебединое озеро - 18 домов; Красная Крында - 15 домов; Поляны - 10 домов; Малиновка - 10 домов; Москва – 12 домов; Ивановское – 4 дома; Канада – 9 домов; Петроград – 6 домов; Никольск – 11 домов; Георгиевск - 6 домов.
На географических картах название поселка "Красная Крында" не обозначалось, он значился как "Крында".
Хозяином одного из домовладений в Красной Крынде был Иван Данилович Королёв, выходец из села Старой Чекалды, как и большинство жителей поселка. Еще одним семейством в Крынде было семейство Фроловых, в далеком прошлом - потомков выходцев из деревни Девятовой, Сарапульского уезда.
В Агрызском архиве сохранились материалы по хозяйствующему субъекту: К-з «Красная-Крында» Старо-Чекалдинского с/с Красноборского р-на (Агрызский м. а., ф. 44, 3 ед. хр., 1950-1957 гг., оп. 1.). Более ранние материалы по колхозу находятся на хранении в ГАРТ (НАРТ): Ф. Р–6971, 2 ед. хр., крайние даты: 1948 г. Колхоз «Красная Крында» Старо-Чекалдинского сельсовета Красноборского района.
В 1957/1958 г г. колхоз вошел в состав более крупного колхоза, а с 1960 года, в связи с объединением Красноборского и Агрызского районов, произошло очередное укрупнение хозяйств, Красная Крында оказалась частью колхоза «Дружба».
В 1960-1970 г.г. жители поселка Крынды разъехались, некоторые (в т.ч. Фроловы) осели на центральной усадьбе в Старой Чекалде.
/Автор информационной справки о населённом пункте: Собин С.А./
«Книга Вятских родов» В.А.Старостина
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие |
---|---|---|---|---|---|---|---|
5506 | село Кырынды | Вятская губерния, Елабужский уезд, Мушаковская волость, Кырындинское общество |
н/д | н/д | 135 | 800 | пильщик |
Рода, число семей: Беляев — 1 Васильев — 1 Горюхин — 1 Гребенщиков — 5 Желваков — 3 Залетов — 8 Козьминых — 1 Костеньков — 4 Красноперов — 4 Лихачев — 1 Мымрин — 1Нет — 85 Новгородцев — 2 Павлов — 1 Пастухов — 3 Полев — 1 Санников — 3 Сергеев — 1 Сухих — 2 Темляков — 1 Филимонов — 1 Цыгвинцев — 3 Шадрин — 2 |