Покровская церковь с. Красный Бор Пьяноборская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Церковь Елисаветы с. Красный Бор Респ Татарстан, Агрызский р-н
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Административно-территориальное деление Союза ССР на 1 января 1926 г.
Административно-политическое строение Советского Союза 1927 г.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов 1929 г.
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
GPS-координаты:
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Село в Агрызском районе, пристань на Нижнекамском водохранилище, в 91 км к югу от г. Агрыз.
На 2002 г. - 1601 житель, в т.ч. русских - 63%.
Полеводство, мясомолочное скотоводство, маслозавод.
Средняя школа, дом культуры, 2 библиотеки. Здание пароходных контор - архитектурный памятник конца 19 - начала 20 вв.
Известно с 1680 г., до начала 1920-х гг. - с. Пьяный Бор. В дореволюционных источниках упоминается также как Тихоновское. До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 г. - дворцовые) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, торговлей, охотой, рыболовством, лесозаготовительным, кузнечным и красильным промыслами, нанимались на подённую работу. По сведениям 1887 г., в селе располагалось волостное правление, функционировали церковь, церковно-приходская школа для мальчиков, земская школа для девочек, хлебная пристань, контора пароходства, базар, ярмарка (трижды в год). Земельный надел сельской общины составлял 3464 дес.
До 1920 г. село являлось центром Пьяноборской волости Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в Вотской автономной области. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. центр Красноборского района. С 28.10.1960 г. в Агрызском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 04.03.1964 г. в Агрызском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 2039, в 1877 г. - 1917, в 1887 г. - 1917, в 1905 г. - 2180, в 1920 г. - 2582, в 1926 г. - 2057, в 1938 г. - 2208, в 1949 г. - 1926, в 1958 г. - 2254, в 1970 г. - 1702, в 1989 г. - 1588 чел.
По бывшему названию села названа археологическая культура (см. Пьяноборская культура).
История села Пьяный Бор началась с острога, поставленного волжскими казаками по пути следования к р. Чусовой для завоевания Сибирского ханства. Откуда же произошло это странное название села Пьяный Бор? В прошлом село являлось перевалочным пунктом судоходства на реке Кама. Здесь хозяева барок давали расчёт бурлакам за пройденный участок пути. Нередко все заработанные каторжным трудом деньги переходили от загулявших бедняков в карманы пьяноборских кабатчиков. День и ночь в эти дни по селу разносились песни загулявших бурлаков, то заунывные, полные скорби и жалобы на тяжелую долю, то наоборот буйные, с залихватским свистом, полные хмельные задора.
Первые дома начали строить вдоль ручья, позднее улицы Речная и Почтовая, очищая территорию от леса и кустарников. Крестьяне жили сельской общиной, земля делилась по количеству мужских душ, вплоть до Великой Октябрьской Социалистической революции. Крепостного права на территории села не было, крестьяне были государственные. Обедневшие крестьяне продавали земельный надел кулакам, превращаясь в батраков или нанимались бурлаками. Многие бедняки работали батраками у купцов Гоголевых, Чигвинцевых, занимавшихся торговлей хлеба, леса, ростовщичеством.
История школы.
В XIX веке в центре села Красный Бор (Пьяный Бор) была построена церковь, около которой стояла женская церковно-приходская школа, состоящая из 3-х классов, в котороы училось всего 25 человек. Мужская церковно-приходская школа находилась на улице Почтовой. Вначале она была одноклассной, а затем 4-х и 5-и классной. Обучалось в ней около 40 человек. В школе преподавало всего 2 учителя.
Начальная школа в селе существовала до 1931 года. 1931-1932 году открылась семилетка. В 1935-1936 учебном году была открыта средняя школа, здание которой находилось на улице Ленина до 1972 года. В 1972 году построено типовое двухэтажное здание.
Гражданская война.
Нет в стране уголка, которого бы не коснулся ураган гражданской войны. Вошло в историю гражданской войны и село Красный Бор. Летом 1918 г. по инициативе В.И. Ленина для борьбы с чехами и белогвардейцами в Нижнем Новгороде была создана боевая флотилия под руководством Николая Григорьевича Маркина.
Десятого сентября 1918 г. при активном содействии этой флотилии была освобождена Казань. Боевая флотилия и сухопутные войска преследовали белогвардейцев и чехов по Волге и Каме. 1 октября 1918 г. под Пьяным Бором разгорелся ожесточённый бой судов «Ваня-Коммунист», «Ольга», «Прыткий» с семью вражескими кораблями. Одним из первых снарядов «Ваня» был повреждён, но матросы потопили 2 судна и подбили 2 береговых пушки.
«Ваня» сильно пострадал. Огонь подкрадывался к боеприпасам. «Ваня» вот-вот взлетит на воздух, тогда Маркин дал команду - «всем за борт». Сам остался продолжать бой. Часть команды спаслась. У Маркина кончились патроны, тогда он достаёт гранаты и бросает их в люк с боеприпасами. Мощный взрыв прогрохотал на всю округу - это был словно прощальный салют в честь коммуниста, комиссара Волжской военной флотилии Н.Г. Маркина. Погибший в волнах Камы герой-матрос Маркин прожил всего 25 лет.
Прошли годы, но народ не забыл своего героя. Центральная улица села названа именем Н.Г. Маркина. В 1967 г. был поставлен на высоком берегу р.Камы обелиск, в 1978 студенты установили стеллу у здания школы, в 1981 - мемориальную доску на здании школы, увековечив события 1918 года.
Источники: kras-bor.ucoz.ru, edu.tatar.ru, Татарская энциклопедия
Родились в селе Красный Бор: Нурутдинов Дамир Махмутович. Родился 14 июня 1937 г. в с. Красный Бор Агрызского района Татарской АССР. До 1956 г. трудился в колхозе. В 1958-1963 гг. работал помощником бурильщика. С 1963 по 1967 гг. - бурильщик, затем до 1995 г. буровой мастер Альметьевского управления буровых работ «Татнефти». Почти все годы трудился в одной бригаде. Дамир Махмутович награжден также орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями. Он - лауреат Госпремии СССР, премии им. Губкина, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности ТАССР, РСФСР. Был делегатом XVII съезда профсоюзов СССР, членом ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, членом облсовпрофа, многократно - депутатом горсовета. Удостоен званий «Почетный нефтяник СССР», «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ». Сегодня является руководителем первичной организации ОО «Герои Татарстана» в Альметьевске. 14.06.2012 г. Дамиру Махмутовичу Нурутдинову по случаю 75-летия вручен орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» и ключи от легкового автомобиля «Фиат» за многолетний плодотворный труд, достойный вклад в развитие нефтяной промышленности.
Источник: Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы — наши земляки.
Решетникова Анна Филипповна 1929 г.р.
«Заслуженный учитель школы», Указом Президента РТ
Гильмутдинов Рифкат Камалеевич 1929 г.р.
«Заслуженный строитель» Указом Президента РТ
Сообщение на форуме http://forum.vgd.ru
Доброго времени, коллеги!
Возможно это кому-то поможет в его поисках.
При моих поисках в с. Старый Пьяный Бор Мензелинского уезда Уфимской губернии в метрической книге Сергиевской церкви была обнаружена следующая запись:
02.01.1842 родился и в этот же день крестили мальчика Василия
Родители: Казанской губернии г. Мамадыш экономический крестьянин Евдоким Михайлович Лошкин и законная жена его Анна Николаевна.
Восприемники: с. Старый Пьяный Бор Сергиевской церкви священник Прокопий Герасимович и того же села и церкви дьякона Семена Карповича жена Анна Гавриловна
НА РТ: ф. 1263, оп. 1, д. 4
Село Пьяный Боръ стоитъ на берегу рѣки Камы; посреди селенія протекаетъ рѣчка Пещерка. Отъ уѣзднаго города оно отстоитъ въ 80 верстахъ; правленіе-же, церковь и школа помѣщаются въ самомъ селѣ. Когда возникло село — неизвѣстно; очевидно только, что мѣстность эта была и ранѣе обитаема. Такъ въ 4-хъ верстахъ отъ селеніи, по Салаушекой дорогѣ, сохранились 2 «Чудскихъ Городища», поросшія лѣсомъ. На косогорѣ, за селомъ, находили раньше мѣдныя бляхи, серги, мѣдныя пуговицы, бисеринки и черепки отъ горшковъ, разукрашенные узорами съ наружной стороны. По берегамъ Камы находили кости мамонта. Ревизскихъ душъ числится въ селеніи 873; земля въ ревизію 1858-го года была раздѣлена на 866 надѣловъ (по 4 -десят. на душу). У большинства домохозяевъ скотъ пасется безъ пастуховъ и лишь нѣкоторые нанимаютъ пастуха. Жители занимаются крашениннымъ и кузнечнымъ промыслами; ходитъ также на работу поденно.
Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 6. Елабужский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1889.
Замечательные виды на воды Нижнекамского водохранилища открываются в селе Красный Бор (до начала 1920-х годов. называлось Пьяный Бор). Красный Бор считается старейшим русским селом на территории района. Это еще и пристань. По сведениям 1887 года, в селе располагалось волостное правление (село являлось центром Пьяноборской волости Елабужского уезда Вятской губернии); функционировали церковь, церковно-приходская школа для мальчиков (вначале одноклассная, затем четырех- и пятиклассная), земская школа для девочек, хлебная пристань, контора пароходства, базар, и трижды в год проходила ярмарка.
До 1917 года здесь проживало более 2000 человек (сегодня — около 1500 человек). В 1901 году в селе проездом побывал писатель Антон Чехов с женой (народной артисткой СССР) Ольгой Книппер. На берегу сохранилось здание конторы пароходства (архитектурный памятник конца XIX — начала ХХ веков).
Это село оставило свой след и в исторической науке: в 1901 году сотрудником Императорской археологической комиссии Александром Спициным (после того как в 1880 году в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете поступила пожертвованная П.П. Пасынковым коллекция древних вещей, собранная в селе Пьяный Бор) в научный оборот был введен термин «пьяноборская культура», подробнее о которой вы можете почитать в работах археологов Владимира Генинга и Петра Старостина, в I томе «Истории татар с древнейших времен» и в IV томе «Татарской энциклопедии». Предположительно, это культура финно-угорских народов III-го века до н.э. — II-го века н.э. На территории РТ памятники этой культуры выявлены также в Менделеевском, Мензелинском и Муслюмовском районах.
В селе Красный Бор сохранилось здание конторы пароходства (архитектурный памятник конца XIX — начала ХХ веков)
202. Село Пьяноборское, Покровская церковь1 . Село упоминается в челобитной 1682 г. (Вятские губернские ведомости. 1884 г. № 26; протоиерей священник Блинов «Г. Сарапул. Исторический очерк». 1887 г.). В этом году башкирцы сожгли церковь. Первая церковь была деревянная Тихоновская. Вторая тоже деревянная. Эти церкви обе истреблены пожарами. В начале XVIII столетия церковь была деревянная в честь Св. Тихона Аммафутского. Село называлось дворцовым и принадлежало к Уфимской провинции, а затем перешло в ведение Казанской епархии и, наконец, в 1791 г. перечислено в Вятскую епархию. Во время перечисления были две деревянные церкви без приделов: 1-я – во имя Преподобного Тихона, построенная по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Казанского, в 1762 г. и освящена 16 июня 1763 г.; 2-я – в честь Св. Афанасия и Кирилла, построенная в 1781 г. по благословению архиепископа Казанского Амвросия и освящена 30 октября 1782 г. (клировые ведомости 1814, 1815 гг.). 5 сентября 1816 г. вышеозначенные две деревянные церкви во имя Преподобного Тихона и в честь Св. Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев сгорели. 16 июля того же 1816 г. заложен каменный храм с тремя престолами, каковой и построен в 1826 г. До построения каменного храма службы совершались в деревянном покое вроде часовни. В холодной церкви главный престол освящен во имя Покрова Божией Матери, в теплой церкви престолы освящены: правый – в честь Св. Тихона Аммафутского и левый – в честь Св. Александрийских Афанасия и Кирилла. Эти же престолы существуют и ныне. Дела архива духовной консистории: 1049/1809, 620/1811 (выдан план), 1031/1814, 605/1815, 246 (сгорение церкви), 1021/1816, 1 По описанию церковь деревянная пожертвована в с. Старый Пьяный Бор Уфимской губернии Мензелинского уезда. – Прим. авт. 124 872/1817, 282, 552, 6/…/ /1818, 1249/1826, 478/1827 (освящение холодного храма), 743/1829, 388/1833, 681 (освящение Тихоновского придела), 1107, 1108, 1109 (освящение левого придела)/1834, 764/1836, 1724/1844, 660, 2040 (освящение храма)/1846, 201, 561/1848, 1328/1849, 843 (освящение придела), 1329 (освящение храма)/1850, 75/1854, 1363 (освящение придела), 1910/1855, 514/1865, 371/1870, 235/1871, 457/1872, 233/1873 (перестроение теплой церкви), 167/1875. Метрические книги с 1722 г. Примечание. Дела архива духовной консистории: 1021/1816, 2332/1850.
Изучая времена существования Нового Пьяного бора до 1835 года, столкнулся с каким-то провалом в информационном поле и многичисленными разночтениями и непонятностями. Эта информация будет полезна потомкам данного населенного пункта. Поправьте меня, если я неправ. Самое важное для поиска информации, это то, что Новый Пьяный Бор имел другое старинное название - назывался "Село Тихоновское Новый Пьяный Бор тож", которое используется в старинных документах и читать которые современникам тяжело. Это название использовалось в 18 веке, но его часто сокращали, в зависимости от того, в каких документах название использовалось - по левую или по правую сторону реки Камы, а также в зависимости от административной принадлежности в конкретное время. В 1763 году это была Уфимская провинция, Уфимский уезд, Ньяноборская (Пьяноборская) дворцовая волость. Село Пьяный бор по другую сторону Камы, на стороне Мензелинска называлось Старым Пьяным Бором, и это название было официальным. В зимнее время, после замерзания рек, крайне популярны были свадьбы между жителями Старого и Нового Пьяных Боров, особенно это касалась более близкой деревни Юртово с Мензелинской стороны и деревни Муново с другой стороны Камы, в будущей Елабужской округе.
Соседняя татарская деревня Салауши относились к Казанской дороге Бюлярской волости, все близлежащие земли в 1763 году были башкирскими. В метрических книгах церковь в Новом Пьяном Бору, существовавшая в нем с 1722 года Тихоновская церковь, после постройки к 1826 году в селе новой церкви стала называться Покровской, но по метрическим книгам до 1828 года везде указывалась как Тихоновская церковь, в 1828-1829 использовались оба названия - и Тихоновская и Покровская церковь, но с 1830 года используется название - только Покровская церковь, один из престолов в которой был Тихоновским.
что касается Бюлярской волости - то в 1654–1708 годах - административно-территориальная единица Казанской даруги Уфимского уезда Казанского царства Русского царства, 18 декабря 1708-44 годы - административно-территориальная единица Казанской даруги Уфимской провинции Казанской губернии Российской империи, 1744-81 годы - административно-территориальная единица Казанской даруги Оренбургской губернии Российской империи, 27 января 1781-96 годы - административно-территориальная единица Белебеевского уезда Уфимской области Уфимского наместничества Российской империи, 12 декабря 1796-1804 годы - административно-территориальная единица Оренбургской губернии Российской империи, дальнейший период для нас интереса не представляет, с 26 февраля (9 марта) 1804-65 годы - административно-территориальная единица Белебеевского уезда Оренбургской губернии Российской империи. Естественно, в разное время - волость в разных границах.
Другое одноименное село, Тихоново к нашему Тихоновскому отношения не имеет и является современным "пригородом" города Елабуги.
Очень интересная запись о передаче в пользование башкирами угодий, в настоящее время являющихся частью земель, попавших в будущем в зону подтопления Нижнекамского водохранилища в 20-м веке:
Лета 1763-го году февраля в 10-ы день. Уфимского уезду, Казанской дороги, Байлярской волости, деревни Салауш башкирцы Букай Касимов, Батырь Асанов, Аптикей Князев, Талей Князев, Бакей Бакиров, со всего родственников своих согласия, будучи Уфимской правинцы в пригороде Каракулине, дали сию на себя у крепостных дел запись Уфимского уезду, дворцовой Пьяноборской волости, села Тихоновского, Новой Пьяной Бор тож, дворцовым крестьянам Степану да Андрею Петровым детям Гоголевым в том, что отдали мы, Букай з братьями и родственниками своими, им, Степану и Андрею, в старинных жалованных своих отдельных нам, Букаю з братьями и родственники, от протчих нашей волости башкирцов 5 паев в называемых Тальнишных озерах, с верхней озеро Королево, а нижная межа озеро Акаики, и с подгородными юзеры (как напредь сего теми озерами по отдаче от нас, башкирцов, лротчи люди владели), с-ыстоки и суходолы, и с вешними заливы, и сетевыми метищи, и з духовою рыбою. А владеть им, Степану и Андрею, с предбудущаго 1767-аго году впредь на 10 лет. А оброку рядили мы, Букай с товарыпщ, у них, Степана и Андрея, за оные юзера, за рыбные в них ловли, на год по 13-ти руб. А наперед при написании сей записи взяли мы, Букай с товарыщи, у них, Степана и Андрея, задатку в зачет впредь оброка денег 13 руб. И впредь им, Степану и Андрею, во оных наших водах рыба ловить всякими ловецкими снастьми, и неводами как летную, так и зимную тянуть, и в пристойных местах езы и переимы городить, и чем пристойно рыба ловить. А нам, Букаю с товарыщи, в том не спорить и никакого помешательства и утеснения не чинить. А во оных наших озерах упоминаемые наши 5 паев напредь сей записи иному никому не отданы и ни в каких крепостях не укреплены. А буде к ним, Степану и Андрею, кто станет вступатца по каким крепостям или бес крепостей, и нам, Букаю с товарыщи, их, Степана и Андрея, во всем очищать и ни до каких проторей и убытков не доставить. А буде против сей записи мы, Букай с товарыщи, в чем не устоим или оные озера отдадим кому иному на сторону, или их, Степана и Андрея, будем изгонять и от вступщиков очищать не будем, и тем учиним им, Степану и Андрею, или работным их людям какое помешательство или не- очискою какие убытки, и за тое нашу неустойку взять им, Степану и Андрею, на нас, Букае, на братьях и родственниках наших протори и убытки по их, Степановой, скаске, что они скажут вправду, тому и верить, не принимая от нас никакого оправдания... (Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 450, Записные книги пригорода Каракулина 1763 г., лл. 1—1 об.) http://datex.mclarentrackside.com/node/29349
Где находились Тальнишные озера и озеро Акаика - я не знаю, скорее всего теперь они часть разлившейся Камы, но принимая участие в обработке данных по населенным пунктам Елабужской и Сарапульской округи за 1802 год, обнаружил, что Пьяноборская волость не относилась ни в одной, ни в другой округе. Причина - в прежней дворцовой статусности, в дворцовой волостной принадлежности в предыдущее время и сложными админинистративными территориальными преобразованиями имевшими место быть в отношении Вятской и Казанской губерний и Казанского генерал-губернаторства в целом. Очень любопытно узнать об административной принадлежности Нового Пьяного Бора до 1802 года. Если что-то найдется, сообщу.
Анкудинов Олег Феопентович (1914)
Атаманов Николай Ильич (1897)
Баранов Василий Васильевич (1876)
Баранова Екатерина Михайловна (1898)
Безбородов Николай Федорович (1885)
Беляев Петр Михайлович (1891)
Виноградов Михаил Николаевич (1908—07.05.1938)
Гарнышева Мария Петровна (1886)
Гоголев Александр Иванович (?)
Гоголев Дмитрий Михайлович (1923)
Гоголев Егор Саватеевич (1903)
Гоголев Ефим Дмитриевич (1909—08.01.1938)
Гоголев Иван Ефимович (1901)
Гоголев Иван Осипович (?)
Гоголев Илья Яковлевич (1877)
Гоголев Николай Романович (1919)
Гоголев Сергей Сергеевич (1902)
Гоголев Тихон Семенович (1862)
Гоголева Прасковья Тихоновна (1892)
Гурьев Александр Иванович (1904)
Гурьев Алексей Николаевич (1897)
Гурьев Иван Федорович (1916)
Гурьев Тихон Николаевич (1891)
Гурьев Федор Никитич (1892)
Гурьева Анна Ивановна (1892)
Гурьева Ирина Федоровна (1926)
Гурьева Мария Федоровна (1918)
Гурьева Фекла Николаевна (1858)
Двинская Евгения Ивановна (1890)
Елфимов Александр Тихонович (1896)
Елфимов Александр Тихонович (1896)
Елфимов Павел Тихонович (1902)
Замараев Николай Викторович (1891)
Заппаров Нургаян Запкарович (1908)
Карпова Елена Ивановна (1908)
Кошелев Алексей Николаевич (1909—1945 (?))
Кулакова Евдокия Алексеевна (1885)
Лощенов Константин Семенович (1891)
Лузьянов Василий Прохорович (1887)
Лузьянов Василий Прохорович (1887)
Лузьянов Василий Прохорович (1887)
Патрикаев Сергей Сергеевич (1891)
Патрикеев Николай Ефимович (1871 (1879))
Патрикеев Николай Степанович (1927)
Патрикеев Степан Ефимович (1878)
Патрикеев Степан Степанович (1907)
Патрикеева Александра Ивановна (1904)
Патрикеева Анна Степановна (1928)
Патрикеева Наталья Савельевна (1877)
Пономарев Василий Алексеевич (1898)
Пономарева Анастасия Никитична (1860)
Пономарева Анна Николаевна (1875)
Пономарева Анфиса Ивановна (1869)
Пономарева Анфиса Ивановна (1869)
Праздников Николай Николаевич (1891)
Радостев Федор Тихонович (1888)
Решетников Михаил Григорьевич (1919)
Решетников Прокопий Филимонович (1875)
Решетников Яков Афанасьевич (1870)
Рудницкий Петр Станиславович (1896)
Стефанов Николай Константинович (1868)
Тюшков Иван Степанович (Тюмков) (1882)
Холкин Александр Никифорович (1913)
Холкин Иван Ильич (28.01.1912)
Холкин Петр Васильевич (1924)
Чигвинцев Иван Никифорович (1871)
Чигвинцев Феодосий Трофимович (1889)
Чигвинцев Феодосий Трофимович (1889)
Чигвинцев Феодосий Трофимович (1889—09.12.1937)
Чигвинцева Агриппина Трофимовна (1882)
Чигвинцева Антонина Александровна (1896)
Чигвинцева Евдокия Осиповна (1845)
Шишкина Александра Терентьевна (1903)
Шишкина Александра Терентьевна (1903
Posted ПТ, 21/09/2012 - 06:42 by Кэп
ПЬЯНЫЙ БОР, КРАСНЫЙ БОР - Село в Агрызском районе, пристань на Нижнекамском вдхранилище, в 91 км к югу от города Агрыз. На 2002 - 1601 жителей, в том числе русских - 63%.
Полеводство, мясомолочное скотоводство; маслозавод.
Средняя школа, дом культуры, 2 библиотеки. Здание пароходных контор - архитектурный памятник конца 19 - начала 20 веков.
Известен с 1680; до начала 1920-х гг. - село Пьяный Бор. В дореволюционных источниках упоминается также как Тихоновское.
До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 - дворцовые) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, торговлей, охотой, рыболовством, лесозаготовительным, кузнечным и красильным промыслами, нанимались на подённую работу. По сведениям 1887 годов, в Красном Боре располагалось вольное правление; функционировали церковь, церковно-приходская школа для мальчиков, земская школа для девочек, хлебная пристань, контора пароходства; базар, ярмарка (трижды в год). Земельный надел сельской общины составлял 3464 десятка.
Пьяный бор (Красный бор)
До 1920 село являлось центром Пьяноборской вольности Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 в Вотской автономной области. С 1921 в составе Елабужского, с 1928 - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.8.1930 центр Красноборского района. С 28.10.1960 в Агрызском, с 1.2.1963 в Елабужском, с 4.3.1964 в Агрызском районах.
Число жителей:
в 1859 - 2039,
в 1877 - 1917,
в 1887 - 1917,
в 1905 - 2180,
в 1920 - 2582,
в 1926 - 2057,
в 1938 - 2208,
в 1949 - 1926,
в 1958 - 2254,
в 1970 - 1702,
в 1989 - 1588 человек.
РЕКА КАМА ОКОЛО ПЬЯНОГО БОРА
ИЗ ИСТОРИИ ПЬЯНОГО БОРА
Племена Пьяноборской культуры наряду с мотыжным земледелием занималось скотоводством, бортничеством, охотой на пушного зверя. Значительных успехов достигла добыча и обработка металлов.
После завоевания Казани в 1552 г. Иван 4, Грозный, для обороны восточных русских границ выдал жалованные грамоты именитым купцам Строгановым, разрешающие им набирать добровольцев из казаков и строить остроги и городки по Каме и Чусовой. Строгановы призвали себе на помощь волжских казаков во главе с Ермаком. Среди них были Вохма, Чигвинец, Седун, Пономарь, Голяк. От этих прозвищ образовались фамилии жителей села- Чигвинцевы, Голяковы, Пономарёвы, Седуновы, Вохмины. Так началась история с.Пьяный Бор. С острога, поставленного волжскими казаками по пути следования к р. Чусовой для завоевания Сибирского ханства.
ПАМЯТНИК В СЕЛЕ
Откуда же произошло это странное название села Пьяный Бор? В прошлом село являлось перевалочным пунктом судоходства на реке Кама. Здесь хозяева барок давали расчёт бурлакам за пройденный участок пути. Нередко все заработанные каторжным трудом деньги переходили от загулявших бедняков в карманы пьяноборских кабатчиков. День и ночь в эти дни по селу разносились песни загулявших бурлаков, то заунывные, полные скорби и жалобы на тяжелую долю, то наоборот буйные, с залихватским свистом, полные хмельные задора.
Пьяный бор (Красный бор)
Первые дома начали строить вдоль ручья, позднее улицы Речная и Почтовая, очищая территорию от леса и кустарников. Крестьяне жили сельской общиной, земля делилась по количеству мужских душ, вплоть до Великой Октябрьской Социалистической революции. Крепостного права на территории нашего села не было, крестьяне были государственные. Обедневшие крестьяне продавали земельный надел кулакам, превращаясь в батраков или нанимались бурлаками. Многие бедняки работали батраками у купцов Гоголевых, Чигвинцевых, занимавшихся торговлей хлеба, леса, ростовщичеством.
В этом селе В 1901г. побывал великий русский писатель А.П. Чехов со своей супругой. Его жена, народная артистка СССР Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, в своём письме в редакцию Красноборской районной газеты «По ленинскому пути» сообщала: « В 1901г. мы с Антоном Павловичем ехали в санаторий до Уфы. Доехав до Пьяного Бора, пароход дальше не пошел. Время было вечернее, нашли чистую избу, в которой мы устроились на ночлег. На меня эта ночь произвела огромное впечатление: кругом ширь необъятная, покой, тишина, ни звука, ни человеческого жилья, оторванность от всего мира. Эту ночь я помню и не забуду никогда. Утром появился пароход, который нас принял. Антон Павлович и я часто вспоминали ночь в Пьяном Бору.»
Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) — культурно-историческая общность, существовавшая во II веке до н. э. — II/IV веке н. э. в Нижнем Прикамье и по реке Вятке. Пьяноборская культурно-историческая общность сформировалась на основе распавшейся ананьинской культурно-исторической общности. Пьяноборская культура названа по двум могильникам у села Пьяный Бор (ныне Красный Бор на реке Каме в Татарстане), открытым Пасынковым в 1880 году.
Пьяноборские памятники II века до н. э. — II века н. э. плотно сосредоточены по правобережью Камы, против устья реки Белой, на протяжении 90 км и на прилегающей территории Башкирии по реке Белой и её притокам тоже примерно на 90 км.
Согласно последним данным их количество доходит до 175.
Городища двух типов: маленькие крепости-укрытия по окраинам культуры и большие в центральном районе. Население вело комплексное хозяйство, сочетающее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. Возрастает роль железа. Широко распространена бронза. В облике пьяноборцев, в отличие от монолоидных ананьинцев, преобладает европеоидный компонент.
Пьяный бор (Красный бор)
Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) - археол. культура (культ. -ист. общность). Назв. происходит от могильников у с. Пьяный Бор респ. Татарстан. Термин П.К. был введен в 1901 А.А.Спицыным, датировавшим эти древности V-VII вв. н. э. Ист. место этого образования в системе культур Прикамья было определено А.В.Шмидтом в 1930-х, к-рый к П.К. относил пам. III в. до н.э. - III в. н.э. Ср. Прикамья и отделял их от синхронных пам. гляденовского типа Перм. Прикамья. В 1980-х В.Ф.Генинг собственно П.К. в устье Белой переименовал в чегандинскую и ввел термин пьяноборская культ.-ист. общность (III в. до н.э. -II в. н.э.), в к-рую объединил чегандинскую, кара-абызскую, осинскую, гляденовскую и гафурийско-убаларскую культуры. Р.Д.Голдина рассматривает П.О. как юж. провинцию финно-перм. общности (III в. до н.э. - V в. н.э.), в к-рой выделяет три локальных варианта: кара-абызский (ср. течение р. Белой), чегандинский (низовья р. Белой, прилегающее Прикамье) и худяковский (нижняя и ср. Вятка). Сев. провинция финно-перм. массива представлена, по ее мнению, пам. гляденовской культуры в двух вариантах: сев. (Ср. и Верхняя Вычегда, верховья Печоры) и юж. (осинское и перм. Прикамье).
ЭКСПОНАТЫ ПЬЯНОБОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Изученность П.О. неодинакова. Наиб. иссл. чегандинская и кара-абызская культуры, наименее - худяковская.
Виды памятников: городища, селища, могильники, клады. Часто используются городища предшествовавшего ананьинского времени (ананьинская культура), иногда укрепленные дополнительным валом и рвом. Жилища изучены лишь на чегандинских пам. - остатки слегка углубленных прямоугольных бревенчатых построек пл. 40-60 кв. м с 1-2 очагами, имеющими глиняную осн. и обставленными камнями. Могильники бескурганные, содержат большое число захоронений.
Особенно велики могильники кара-абызской культуры (на Охлебининском могильнике по предварительным подсчетам располагалось около 10 тыс. погребенных). Осн. способ погребения - трупоположение вытянуто на спине. В чегандинском и особенно худяковском вариантах изв. трупосожжения. В могилах многочисленны украшения: застежки с неподвижным крючком, в т.ч. эполетообразные, накладки, височные подвески, гривны, нагрудные бляхи и др., встречаются также предметы вооружения, орудия труда и глиняная посуда. Последняя имеет чашевидную форму, украшена пояском ямок по шейке, иногда шнуром.
Археологи выделяют 2 стадии в развитии П.к. Первая датируется кон. 2 в. до н.э. - 1 в. н.э. и представлена комплексами Чеганда I, Ныргында II, I Уяндыкского, Камышлы-Тамакского, Юлдашевского и III Кушулевского могильников. К 2-й стадии (2-3 вв. н.э.) относится инвентарь Афонинского, Ново-Сасыкульского могильников. Пьяноборские могильники небольшие; погребения совершены в грунтовых ямах прямоугольной формы. Умерших заворачивали в луб, к-рым иногда выстилали и дно ямы. Остатки жертвенной пищи и сосуды в могилах редки. В муж. погребениях обычны наконечники стрел и копий, жел. мечи, удила. Для жен. погребений характерны височные подвески т. наз. пьяноборского типа (в виде знака вопроса с незамкнутым проволочным кольцом и стержнем конической формы), разл. бляшки и накладки, украшавшие одежду и обувь, ожерелья из бус, перстни, браслеты. Керамич. материал с поселений представлен обломками круглодонных сосудов чашевидной и горшковидной формы, орнаментиров. пояском ямочных вдавлений по шейке, иногда насечками по венчику.
Пьяноборское об-во было объединением родств. племен, в к-ром наблюдалась значит. имуществ. и соц. дифференциация как между отд. племенами и родами, так и внутри рода. Племена П.к. и караабызской культуры явились осн. компонентами в сложении мазунинской культуры.
ЖИЛИЩЕ ПЬЯНОБОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЬЯНЫЙ БОР
Вообще, странно - в окружении воды видеть лес. Ну пусть не лес, а его остатки, не до конца вырубленные человеком и не поглощенные водной стихией.
Это знаменитые Егимские леса. Именно под их сенью и возникло некогда село Красный Бор. До революции оно называлось Пьяным Бором. Но новая власть слово "пьяный" посчитала оскорбительным для сельчан. Есть еще один Красный Бор - на другом берегу Камы, где начинается Агрызский район, но с потонувшим Красным Бором это село в общем-то не связано.
Точная дата основания Пьяного Бора неизвестна. Признанным знатоком его истории считается Иван Дмитриевич Чигвинцев, проработавший много лет директором Мензелинского интерната и преподававший ребятам историю. Он родился в этом селе, скоро будет отмечать 75-летие и помнит многих старожилов и легенды, связанные с малой родиной.
Одну из них рассказал ему прадед по материнской линии - Федор Зиновьевич Армянинов, родившийся аж в 1835 году и проживший на белом свете без двух месяцев 100 лет. Федор Армянинов - совершенно легендарная личность, отличился в Крымской кампании и был награжден медалью "Герой Шипки". О том, как возник Пьяный Бор, он якобы узнал от своего прадеда.
Во времена походов Ермака несколько казаков, спасаясь от погони, схоронились в огромном бору на берегу речки Прость. Прежде чем расположиться на ночлег, они вдоволь накушались медовухи, залив водой дупло вековой липы, хранившей дикий мед. Утром операцию повторили. На следующий день - еще раз. Жизнь показалась медом, уходить отсюда никуда не хотелось. Так казаки Вохма, Чигвинец, Седун, Пономарь, Голяк, вырубив лесную чащу, основали селение, получившее название Пьяный Бор. Сначала казачки разбойничали на Каме, а потом построили лесную пристань и стали заниматься сплавом леса...
Впрочем, это не единственная версия. Местный краевед Юнус Юсупов приводит и другие. В XVII веке на месте, где возникло селение, камские бурлаки, тянувшие суда по реке, получали расчет и передавали эстафету вятским бурлакам. Ясное дело, на радостях гуляли на полную катушку - отсюда якобы и название Пьяный Бор.
А Камский путевой указатель утверждает, что пьянила людей земляника, которой тут тоже вдосталь. Историк же В.Лепешинский считает: одурманивающим свойством обладала не лесная ягода, а липняк, "коий рос в тех местах, и в пору своего цветения обладал способностью пьянить".
Оригинальную версию выдвинул и Ильгиз Каюмов, предположивший, что русское словосочетание "пьяный бор" может быть калькой с татарского "исрек урман" ("пьяный лес"). Дело в том, что, когда выпадало много снега, молодые деревья не выдерживали и искривлялись под тяжестью, а потом так и вырастали "пьяными". Таких "пьяных лесов" много в мензелинских краях.
Пьяный бор (Красный бор)
Но как бы там ни было, Пьяный Бор рос и разрастался. Согласно третьей царской ревизии, в 1762 году здесь проживали 83 человека мужеского пола, причисленных к разряду "дворцовых крестьян с окладом в 70 копеек". В 1795 году было уже 526 душ, в 1858-м - 1129, в 1906-м - 1662 души. К этому времени в деревне построили пристань, ветряную мельницу, две приходские школы при церкви, две кузницы, кожевенный завод...
Советскую власть в этих местах встретили равнодушно, коллективизация шла со скрипом. В 1933 году из 292 крестьянских хозяйств 80 так и не вошли в колхоз.
В связи со строительством Нижнекамского водохранилища было принято решение о плановом затоплении луговых угодий, и в начале 70-х этот план был реализован - около 24 тысяч гектаров, в том числе принадлежавших колхозу "Луговой", оказались под водой. Несмотря на то, что к мероприятию долго готовились, затопление провели наспех. Так, церковь в Красном Бору - уникальное сооружение - не разобрали, а просто разрушили, могильники не перезахоронили, кустарник и деревья не вырубили, что приводит к сильному заболачиванию водохранилища. Уже сейчас по нему затруднено судоходство, а что будет через пару десятков лет...
МЕЛЬНИЦА В ПЬЯНОМ БОРЕ
Село Красный Бор Агрызского района расположено на живописном берегу реки Кама. Сказочная местность издревле была привлекательной. На месте селения и в близлежащей округе историками – археологами ХIХ века был открыт ряд селищ и кладбищ древних людей, проживающих здесь в I- III веках нашей эры. Археологические находки этого периода известны в науке под названием «пьяноборской культуры». В дальнейшем эта территория являлась владением булгаро-татар.
Село Пьяный Бор основано примерно в конце ХVIII начале ХIX веков и является самым древним русским селением на территории Агрызского района. С 1843 года в селе Пьяный Бор ежегодно организовывались торговые ярмарки, действовали постоянные базары. В Пьяном Бору, который был одним из крупнейших пристаней Елабужского уезда, в то время насчитывалось 200 дворов, расположенных на 8 улицах. В 1918 году в селе проживало 2915 человек. До 1922 село Пьяный Бор было волостным центром, а в 1930-1960 гг. являлось центром Красноборского района ТАССР.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://kras-bor.ucoz.ru/publ/
http://www.shushara.ru/dumulen/
http://fotki.yandex.ru/users/
ПЬЯНЫЙ БОР, КРАСНЫЙ БОР - Село в Агрызском районе, пристань на Нижнекамском вдхранилище, в 91 км к югу от города Агрыз. На 2002 - 1601 жителей, в том числе русских - 63%.
Полеводство, мясомолочное скотоводство; маслозавод.
Средняя школа, дом культуры, 2 библиотеки. Здание пароходных контор - архитектурный памятник конца 19 - начала 20 веков.
Известен с 1680; до начала 1920-х гг. - село Пьяный Бор. В дореволюционных источниках упоминается также как Тихоновское.
До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 - дворцовые) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, торговлей, охотой, рыболовством, лесозаготовительным, кузнечным и красильным промыслами, нанимались на подённую работу. По сведениям 1887 годов, в Красном Боре располагалось вольное правление; функционировали церковь, церковно-приходская школа для мальчиков, земская школа для девочек, хлебная пристань, контора пароходства; базар, ярмарка (трижды в год). Земельный надел сельской общины составлял 3464 десятка.
До 1920 село являлось центром Пьяноборской вольности Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 в Вотской автономной области. С 1921 в составе Елабужского, с 1928 - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.8.1930 центр Красноборского района. С 28.10.1960 в Агрызском, с 1.2.1963 в Елабужском, с 4.3.1964 в Агрызском районах.
Число жителей:
в 1859 - 2039,
в 1877 - 1917,
в 1887 - 1917,
в 1905 - 2180,
в 1920 - 2582,
в 1926 - 2057,
в 1938 - 2208,
в 1949 - 1926,
в 1958 - 2254,
в 1970 - 1702,
в 1989 - 1588 человек.
ИЗ ИСТОРИИ ПЬЯНОГО БОРА
Племена Пьяноборской культуры наряду с мотыжным земледелием занималось скотоводством, бортничеством, охотой на пушного зверя. Значительных успехов достигла добыча и обработка металлов.
После завоевания Казани в 1552 г. Иван 4, Грозный, для обороны восточных русских границ выдал жалованные грамоты именитым купцам Строгановым, разрешающие им набирать добровольцев из казаков и строить остроги и городки по Каме и Чусовой. Строгановы призвали себе на помощь волжских казаков во главе с Ермаком. Среди них были Вохма, Чигвинец, Седун, Пономарь, Голяк. От этих прозвищ образовались фамилии жителей села- Чигвинцевы, Голяковы, Пономарёвы, Седуновы, Вохмины. Так началась история с.Пьяный Бор. С острога, поставленного волжскими казаками по пути следования к р. Чусовой для завоевания Сибирского ханства.
ПАМЯТНИК В СЕЛЕ
Откуда же произошло это странное название села Пьяный Бор? В прошлом село являлось перевалочным пунктом судоходства на реке Кама. Здесь хозяева барок давали расчёт бурлакам за пройденный участок пути. Нередко все заработанные каторжным трудом деньги переходили от загулявших бедняков в карманы пьяноборских кабатчиков. День и ночь в эти дни по селу разносились песни загулявших бурлаков, то заунывные, полные скорби и жалобы на тяжелую долю, то наоборот буйные, с залихватским свистом, полные хмельные задора.
Пьяный бор (Красный бор)
Первые дома начали строить вдоль ручья, позднее улицы Речная и Почтовая, очищая территорию от леса и кустарников. Крестьяне жили сельской общиной, земля делилась по количеству мужских душ, вплоть до Великой Октябрьской Социалистической революции. Крепостного права на территории нашего села не было, крестьяне были государственные. Обедневшие крестьяне продавали земельный надел кулакам, превращаясь в батраков или нанимались бурлаками. Многие бедняки работали батраками у купцов Гоголевых, Чигвинцевых, занимавшихся торговлей хлеба, леса, ростовщичеством.
В этом селе В 1901г. побывал великий русский писатель А.П. Чехов со своей супругой. Его жена, народная артистка СССР Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, в своём письме в редакцию Красноборской районной газеты «По ленинскому пути» сообщала: « В 1901г. мы с Антоном Павловичем ехали в санаторий до Уфы. Доехав до Пьяного Бора, пароход дальше не пошел. Время было вечернее, нашли чистую избу, в которой мы устроились на ночлег. На меня эта ночь произвела огромное впечатление: кругом ширь необъятная, покой, тишина, ни звука, ни человеческого жилья, оторванность от всего мира. Эту ночь я помню и не забуду никогда. Утром появился пароход, который нас принял. Антон Павлович и я часто вспоминали ночь в Пьяном Бору.»
Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) — культурно-историческая общность, существовавшая во II веке до н. э. — II/IV веке н. э. в Нижнем Прикамье и по реке Вятке. Пьяноборская культурно-историческая общность сформировалась на основе распавшейся ананьинской культурно-исторической общности. Пьяноборская культура названа по двум могильникам у села Пьяный Бор (ныне Красный Бор на реке Каме в Татарстане), открытым Пасынковым в 1880 году.
Пьяноборские памятники II века до н. э. — II века н. э. плотно сосредоточены по правобережью Камы, против устья реки Белой, на протяжении 90 км и на прилегающей территории Башкирии по реке Белой и её притокам тоже примерно на 90 км.
Согласно последним данным их количество доходит до 175.
Городища двух типов: маленькие крепости-укрытия по окраинам культуры и большие в центральном районе. Население вело комплексное хозяйство, сочетающее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. Возрастает роль железа. Широко распространена бронза. В облике пьяноборцев, в отличие от монолоидных ананьинцев, преобладает европеоидный компонент.
Пьяный бор (Красный бор)
Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) - археол. культура (культ. -ист. общность). Назв. происходит от могильников у с. Пьяный Бор респ. Татарстан. Термин П.К. был введен в 1901 А.А.Спицыным, датировавшим эти древности V-VII вв. н. э. Ист. место этого образования в системе культур Прикамья было определено А.В.Шмидтом в 1930-х, к-рый к П.К. относил пам. III в. до н.э. - III в. н.э. Ср. Прикамья и отделял их от синхронных пам. гляденовского типа Перм. Прикамья. В 1980-х В.Ф.Генинг собственно П.К. в устье Белой переименовал в чегандинскую и ввел термин пьяноборская культ.-ист. общность (III в. до н.э. -II в. н.э.), в к-рую объединил чегандинскую, кара-абызскую, осинскую, гляденовскую и гафурийско-убаларскую культуры. Р.Д.Голдина рассматривает П.О. как юж. провинцию финно-перм. общности (III в. до н.э. - V в. н.э.), в к-рой выделяет три локальных варианта: кара-абызский (ср. течение р. Белой), чегандинский (низовья р. Белой, прилегающее Прикамье) и худяковский (нижняя и ср. Вятка). Сев. провинция финно-перм. массива представлена, по ее мнению, пам. гляденовской культуры в двух вариантах: сев. (Ср. и Верхняя Вычегда, верховья Печоры) и юж. (осинское и перм. Прикамье).
ЭКСПОНАТЫ ПЬЯНОБОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Изученность П.О. неодинакова. Наиб. иссл. чегандинская и кара-абызская культуры, наименее - худяковская.
Виды памятников: городища, селища, могильники, клады. Часто используются городища предшествовавшего ананьинского времени (ананьинская культура), иногда укрепленные дополнительным валом и рвом. Жилища изучены лишь на чегандинских пам. - остатки слегка углубленных прямоугольных бревенчатых построек пл. 40-60 кв. м с 1-2 очагами, имеющими глиняную осн. и обставленными камнями. Могильники бескурганные, содержат большое число захоронений.
Особенно велики могильники кара-абызской культуры (на Охлебининском могильнике по предварительным подсчетам располагалось около 10 тыс. погребенных). Осн. способ погребения - трупоположение вытянуто на спине. В чегандинском и особенно худяковском вариантах изв. трупосожжения. В могилах многочисленны украшения: застежки с неподвижным крючком, в т.ч. эполетообразные, накладки, височные подвески, гривны, нагрудные бляхи и др., встречаются также предметы вооружения, орудия труда и глиняная посуда. Последняя имеет чашевидную форму, украшена пояском ямок по шейке, иногда шнуром.
Археологи выделяют 2 стадии в развитии П.к. Первая датируется кон. 2 в. до н.э. - 1 в. н.э. и представлена комплексами Чеганда I, Ныргында II, I Уяндыкского, Камышлы-Тамакского, Юлдашевского и III Кушулевского могильников. К 2-й стадии (2-3 вв. н.э.) относится инвентарь Афонинского, Ново-Сасыкульского могильников. Пьяноборские могильники небольшие; погребения совершены в грунтовых ямах прямоугольной формы. Умерших заворачивали в луб, к-рым иногда выстилали и дно ямы. Остатки жертвенной пищи и сосуды в могилах редки. В муж. погребениях обычны наконечники стрел и копий, жел. мечи, удила. Для жен. погребений характерны височные подвески т. наз. пьяноборского типа (в виде знака вопроса с незамкнутым проволочным кольцом и стержнем конической формы), разл. бляшки и накладки, украшавшие одежду и обувь, ожерелья из бус, перстни, браслеты. Керамич. материал с поселений представлен обломками круглодонных сосудов чашевидной и горшковидной формы, орнаментиров. пояском ямочных вдавлений по шейке, иногда насечками по венчику.
Пьяноборское об-во было объединением родств. племен, в к-ром наблюдалась значит. имуществ. и соц. дифференциация как между отд. племенами и родами, так и внутри рода. Племена П.к. и караабызской культуры явились осн. компонентами в сложении мазунинской культуры.
ЖИЛИЩЕ ПЬЯНОБОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЬЯНЫЙ БОР
Вообще, странно - в окружении воды видеть лес. Ну пусть не лес, а его остатки, не до конца вырубленные человеком и не поглощенные водной стихией.
Это знаменитые Егимские леса. Именно под их сенью и возникло некогда село Красный Бор. До революции оно называлось Пьяным Бором. Но новая власть слово "пьяный" посчитала оскорбительным для сельчан. Есть еще один Красный Бор - на другом берегу Камы, где начинается Агрызский район, но с потонувшим Красным Бором это село в общем-то не связано.
Точная дата основания Пьяного Бора неизвестна. Признанным знатоком его истории считается Иван Дмитриевич Чигвинцев, проработавший много лет директором Мензелинского интерната и преподававший ребятам историю. Он родился в этом селе, скоро будет отмечать 75-летие и помнит многих старожилов и легенды, связанные с малой родиной.
Одну из них рассказал ему прадед по материнской линии - Федор Зиновьевич Армянинов, родившийся аж в 1835 году и проживший на белом свете без двух месяцев 100 лет. Федор Армянинов - совершенно легендарная личность, отличился в Крымской кампании и был награжден медалью "Герой Шипки". О том, как возник Пьяный Бор, он якобы узнал от своего прадеда.
Во времена походов Ермака несколько казаков, спасаясь от погони, схоронились в огромном бору на берегу речки Прость. Прежде чем расположиться на ночлег, они вдоволь накушались медовухи, залив водой дупло вековой липы, хранившей дикий мед. Утром операцию повторили. На следующий день - еще раз. Жизнь показалась медом, уходить отсюда никуда не хотелось. Так казаки Вохма, Чигвинец, Седун, Пономарь, Голяк, вырубив лесную чащу, основали селение, получившее название Пьяный Бор. Сначала казачки разбойничали на Каме, а потом построили лесную пристань и стали заниматься сплавом леса...
Впрочем, это не единственная версия. Местный краевед Юнус Юсупов приводит и другие. В XVII веке на месте, где возникло селение, камские бурлаки, тянувшие суда по реке, получали расчет и передавали эстафету вятским бурлакам. Ясное дело, на радостях гуляли на полную катушку - отсюда якобы и название Пьяный Бор.
А Камский путевой указатель утверждает, что пьянила людей земляника, которой тут тоже вдосталь. Историк же В.Лепешинский считает: одурманивающим свойством обладала не лесная ягода, а липняк, "коий рос в тех местах, и в пору своего цветения обладал способностью пьянить".
Оригинальную версию выдвинул и Ильгиз Каюмов, предположивший, что русское словосочетание "пьяный бор" может быть калькой с татарского "исрек урман" ("пьяный лес"). Дело в том, что, когда выпадало много снега, молодые деревья не выдерживали и искривлялись под тяжестью, а потом так и вырастали "пьяными". Таких "пьяных лесов" много в мензелинских краях.
Пьяный бор (Красный бор)
Но как бы там ни было, Пьяный Бор рос и разрастался. Согласно третьей царской ревизии, в 1762 году здесь проживали 83 человека мужеского пола, причисленных к разряду "дворцовых крестьян с окладом в 70 копеек". В 1795 году было уже 526 душ, в 1858-м - 1129, в 1906-м - 1662 души. К этому времени в деревне построили пристань, ветряную мельницу, две приходские школы при церкви, две кузницы, кожевенный завод...
Советскую власть в этих местах встретили равнодушно, коллективизация шла со скрипом. В 1933 году из 292 крестьянских хозяйств 80 так и не вошли в колхоз.
В связи со строительством Нижнекамского водохранилища было принято решение о плановом затоплении луговых угодий, и в начале 70-х этот план был реализован - около 24 тысяч гектаров, в том числе принадлежавших колхозу "Луговой", оказались под водой. Несмотря на то, что к мероприятию долго готовились, затопление провели наспех. Так, церковь в Красном Бору - уникальное сооружение - не разобрали, а просто разрушили, могильники не перезахоронили, кустарник и деревья не вырубили, что приводит к сильному заболачиванию водохранилища. Уже сейчас по нему затруднено судоходство, а что будет через пару десятков лет...
МЕЛЬНИЦА В ПЬЯНОМ БОРЕ
Село Красный Бор Агрызского района расположено на живописном берегу реки Кама. Сказочная местность издревле была привлекательной. На месте селения и в близлежащей округе историками – археологами ХIХ века был открыт ряд селищ и кладбищ древних людей, проживающих здесь в I- III веках нашей эры. Археологические находки этого периода известны в науке под названием «пьяноборской культуры». В дальнейшем эта территория являлась владением булгаро-татар.
Село Пьяный Бор основано примерно в конце ХVIII начале ХIX веков и является самым древним русским селением на территории Агрызского района. С 1843 года в селе Пьяный Бор ежегодно организовывались торговые ярмарки, действовали постоянные базары. В Пьяном Бору, который был одним из крупнейших пристаней Елабужского уезда, в то время насчитывалось 200 дворов, расположенных на 8 улицах. В 1918 году в селе проживало 2915 человек. До 1922 село Пьяный Бор было волостным центром, а в 1930-1960 гг. являлось центром Красноборского района ТАССР.