Введенская церковь д. Сарали Трехсвятская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Петропавловская церковь д. Сарали Трехсвятская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Кладбища Сарали д. (Бехтерево, Введенское) Трехсвятская волость Елабужского уезда Вятской губернии.
Село Сарали Елабужского уезда Вятской губернии известное нашим современникам как село Бехтерево, расположено в настоящее время на территории Республики Татарстан и знаменито тем, что в 1857 году в нем родился ученый с мировым именем – Владимир Михайлович Бехтерев. Также село Сарали было знаменито тем, что в 1720 году его посещал высокопоставленный чиновник Василий Никитич Татищев, село описывал известный путешественник капитан , в 1774 году тут останавливался во время своего похода на Казань бунтарь Емельян Пугачев. С селом Сарали тесно связана биография известного рода Кулыгинских, среди которых были священники, проявляющие огромный интерес к «преданиям старины глубокой». Таким образом, духовная жизнь села Сарали была богатой и разнообразной, а, как известно, центром духовности и культуры на селе являлся православный храм, краткое описание истории которого и явилось целью настоящего исследования.
Как удалось выяснить, в начале 1700 года село Сарали имело второе название – Введенское, данное поселению по главному престолу церкви, которая была освещена в честь Введения Пресвятой Богородицы и относилась в административном отношении к Казанской епархии вплоть до 1791 года. В марте 1743 года был издан епархиальный указ о построении (вместо имеющегося при Введенской церкви) теплого придела во имя Петра и Павла «в особливой теплой церкви того же наименования». Существовавший Введенский придел был настолько ветх, что службы в нем совершать было просто невозможно. 14 июня 1791 года была дана храмозданная грамота за № 000 на построение «вместо обветшавшей теплой деревянной Введенской церкви вновь деревянной же Введенской». Видимо, учитывая недолговечность деревянных строений, новую церковь по Указу решили не строить, а 12 июня 1800 года была выдана храмозданная грамота на построение «вместо деревянной холодной Введенской церкви и Петропавловской упраздненной - новой каменной церкви на три престола». В 1801 году разрешено деревянную холодную Введенскую церковь разобрать. Резолюцией Гедеона Вятского от 01.01.01 года старую деревянную теплую Петропавловскую церковь позволено было также разобрать.
Таким образом, в 1800 году началось строительство новой каменной церкви, по ходу строительства которой происходило и освящение престолов. Каменный храм делился на теплую и холодную (летнюю) части. В холодной церкви центральный придел был освящен 29 ноября 1806 года во имя Апостолов Петра и Павла. В теплом храме правый Введенский придел был освящен 29 июня 1808 года в память о разобранной деревянной церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы, а левый 29 июня 1810 года во имя святого Василия Великого. В новый каменный храм были перенесены иконы и документация из упраздненных церквей. Так на хранении в нем числились храмозданные грамоты с 1791 по 1800 г. и метрические книги с 1722 года.
Таким образом, каменный храм во имя Апостолов Петра и Павла возник на месте двух церквей, существовавших в селе Сарали до начала 19 века. А датой образования Петропавловского придела можно считать день выдачи храмозданной грамоты на его постройку – 30 марта 1743 года. Одним из первых священников прихода был Алексей Никитин (1751-?), служивший в храме с 1790 по 1827 год.
Клировые ведомости описывают основные вехи созидания каменного Петропавловского храма. Так в ведомости о церкви за 1831 год указано, что каменный храм начал строиться с 1800 года по благословению Амвросия, Епископа Вятского и Слободского «при помощи средств владельцамедеплавильного Каринского завода Семена Красильникова». С учетом того, что храмы на селе в России возводились в течение многих лет, точную дату завершения строительства церкви назвать сложно. В документах указано, что колокольня была возведена на средства прихожан. Одним из первых священников, служивших уже в каменном храме в начале 19 века был Федор Никитич Кулыгинский, брат известного краеведа, священника Петра Никитича Кулыгинского (1798 – 1855 г). Отец их тоже был священником в селе Сарали, а затем в сане протоиерея служил в Спасском соборе в городе Елабуге.
Петр Никитич Кулыгинский был очень дружен с (отцом известного русского живописца) и много времени посвящал изучению родному краю, описывая его историю и обычаи. После его смерти Иван Васильевич Шишкин под своим именем опубликовал большую часть материалов, собранных , в своей книге «История города Елабуги». Петр Никитич родился 22 августа 1898 года в селе Сарали (в метрических книгах запись не обнаружена - прим. авт.) Образование получил в Елабужском уездном училище и принадлежал к числу его первых учеников. Затем окончил курс в Вятской духовной семинарии и в 24 года получил место учителя Сарапульского духовного уездного училища. 5 декабря 1824 года был рукоположен в сан священника и назначен в село Можгу Елабужского уезда. 20 ноября 1827 года был переведен священником в свое родное село Сарали. Уже затем на этом месте его сменил брат – Федор Никитич Кулыгинский (род. в 1805 году). образование получил в Вятской духовной семинарии, которую закончил с аттестатом второго разряда. 2 октября 1830 года он был рукоположен в священника. Проживал в селе Сарали с женой Афанасией Андреевой и сыном Петром.
По данным метрической книги Петропавловской церкви села Сорали за 1857 год в храме служил священник Алексей Мышкин с дьяконом и пономарем Василием Кудрявцевым. В зимний январский день у станового пристава Михаила Павловича Бехтерева родился сын. Священник с пономарем таинство Крещения будущего великого психиатра и ученого совершили 23 января 1857 года. До нашего времени сохранилась копия с метрической книги о рождении Владимира Бехтерева.
Строительные работы и улучшение внешнего вида храма продолжались по мере поступления денежных средств. Так, по данным церковной ведомости за 1881 года известно, что в 1877 году на пожертвованные сборы прихожан вокруг Петропавловского храма была воздвигнута каменная ограда с железными решетками. В том же отчете священник пишет, что «холодная церковь прочна и устойчива, а теплая, от присоединения колокольни и наклонности ее назад от самого бута – с трещиной и разрывом связи. По сему случаю с 1850 года по 1858 г. она находилась под наблюдением строительной комиссии, а в 1858 году по освидетельствованию архитектора Галкина признана безопасной для священнослужения».
В 1881 году настоятелем Петропавловского храма был священник Симеон Александрович Сперанский. Известно, что он родился 2 февраля 1842 года. После окончания Вятской духовной семинарии был рукоположен во священники 11 августа 1868 года. С 1869 по 1876 год миссионерствовал, за что получил Архипастырское одобрение. На его счету было обращение из язычества в православие двух черемисок, одного черемиса и башкирца. 6 января 1846 года за «благочестное служение и ревностное исполнение пастырских обязанностей» был награжден церковным знаком отличия - «набедренником». В дальнейшем по собственному прошению указом Консистории от 8 января 1876 года был определен священником в село Сарали, где с 1877 года занимал должность законоучителя Саралинского земского училища.
был женат на дьяконской дочери Марии Николаевне. В семье у них было трое детей. Старшая дочь Ироида обучалась в Вятском епархиальном училище, две другие – Мария и Надежда находились с родителями.
В то время церковным дьяконом был Николай Никифорович Дрягин, который родился в 1850 году и был потомственным дьяконом. Образование он получил в виде начального курса Вятской духовной семинарии. Женат был на дочери дьяка Агафье Стефановне.
Церковным старостой с 1875 являлся «владеющий грамотой» крестьянин села Косолапов, которому было 46 лет.
В ведомости о Петропавловской церкви за 1915 год в разделе сведений, относящихся к постройке храма, сообщается, что он был построен в 1808 году, представляет собой здание «каменное, с таковою же колокольнею в одной связи», что церковь «покрыта железом, прочна. Ограда такого же камня с железными решетками и вратами, построена в 1878 году на средства прихожан». В документе приводятся данные о жаловании духовенства, составляющего для священника 300 рублей в год, дьякона – 150 и псаломщика – 100 рублей годовых. К тому времени при храме существовала большая по тем временам библиотека, включающая 802 тома церковных книг. В 1915 году в приходе имелись две смешанные школы: в селе Сарали (основана в 1874 году) и в деревне Полянке (основана в 1897 году). В Саралинской школе обучалось 57 мальчиков и 34 девочки, а в Полянской – 53 мальчика и 17 девочек. Церковным старостой в 1915 году состоял крестьянин Григорий Павлович Матвеев, пребывающий на этой должности со 2 февраля 1909 года. Особо отмечалось, что 19 сентября 1915 года приход был удостоен посещения Преосвященнейшим Епископом Сарапульским Амвросием. С 1897 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство, в задачи которого входило заботиться об отоплении и благоустройстве храма.
Из послужного списка священнослужителей за 1915 год известно, что настоятелем Петропавловского храма в то время был священник Петр Васильевич Чистосердов, который родился 15 января 1863 года в семье священника. В 1884 году он окончил курс Уфимской духовной семинарии, после чего работал учителем в Билярском земском училище. В 1888 году он был рукоположен в сан священника. Со 2 августа 1891 года по личному прошению был определен в село Сарали Елабужского уезда. Как указано в послужном списке, он также состоял в гг. следователем по 1-му округу Елабужского уезда. Петр Васильевич был женат на дочери священника Ироиде Симеоновне Сперанской, 1870 года рождения (ее отец с 1876 года служил в Петропавловском храме села Сарали). В семье у них было 10 детей, среди которых сын Николай был студентом Казанского университета, а дочь Людмила обучалась в Казани музыке. Сын Александр служил дьяконом в селе Александровском Котельнического уезда, а дочери Елизавета и Ольга являлись ученицами Елабужского Стахеевского Епархиального женского училища. Сын Иоанн проходил курс наук в Уфимской духовной семинарии. Василий учился во 2-ом классе Елабужского духовного училища. Младшие дети Мария и Борис обучались в Земском училище. А самая младшая дочь – Надежда жила вместе с родителями в селе Сарали.
В 1915 году дьяконом в церкви села Сарали служил Леонид Чудецкий, до этого бывший псаломщиком в Вятском Спасском соборе. Одновременно с ним дьяконом на вакансиипсаломщика служил Алексей Никитич Вахрушев.
Должность просфорницы в 1915 году занимала по штату церкви вдова умершего дьякона Александра Дрягина - Надежда Ивановна, «вдовствующая с 1911 года» которая была определена на эту должность из церкви села Гарей Елабужского уезда.
Попечительский совет храма возглавлял упомянутый выше церковный староста Григорий Павлович Матвеев. Членами попечительского совета являлись крестьяне села Барышов, деревни Мамсов и деревни Колобков.
В таком составе встретило духовенство села Сарали грозные и жестокие годы октябрьского государственного переворота 1917 года. После революции и тяжелых лет гражданской войны, когда страна только начала оправляться от голода, резко усилилась богоборческая кампания, достигшая пика своей активности к 1930 году. Все это время Петропавловский храм был действующим. Священником в нем служил сын Петра Чистосердова Василий. Как служитель культа он был лишен избирательных прав и, конечно же, числился у новой власти неблагонадежным. В списке «лишенцев», согласно ст. 69 Конституции РСФСР по Елабужскому кантону ТАССР в селе Сарали вместе со священником Василием Чистосердовым оказались (псаломщик), и (местные торговцы).
Усиливающийся режим диктатуры пролетариата продолжил непримиримую борьбу с Церковью.2 Основным документом, выступающим в регуляции отношений между Церковью и государством, стал декрет новой власти от 01.01.01 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который на словах предполагал полную независимость религии от государства и невмешательство последнего в дела вероисповедания. Однако наступление на Церковь началось с конца 20-х годов, когда власть в Советской России стала принадлежать ОГПУ и НКВД, а в партийных кругах усилилось воинствующее отношение к религии. Началась активная политика закрытия храмов, проходящая зачастую без согласия верующих. На 30-е годы приходится пик ликвидации культовых зданий. Конечные решения о закрытии церквей принимали комиссии по вопросам культа. На территории Елабужского района в 1926 году действовало 14 церквей, в которых служило около 30 священников. Процесс закрытия храмов проходил в Елабужском районе крайне болезненно. Власти искали любой повод для закрытия храма, начиная от неуплаты налогов, кончая нарушениями в ведении документации.
С 1938 года процесс закрытия храма в селе Сарали активизировался местной партийной ячейкой и колхозным руководством, которые инициировали проведение собраний жителей села для сбора подписей о закрытии Петропавловской церкви.
Из протокола № 3 общего собрания жителей села Сарали, которое состоялось 1 февраля 1938 и на котором присутствовало 211 человек, известно, что в президиуме собрания состояли: , , , , , Колчерин, Конюхов, , На повестке дня первым стоял вопрос о закрытии церкви и использовании ее под культурное помещение. В итоге собрание постановило: 1) закрыть церковь и передать ее под культурное учреждение; 2) просить Елабужский райисполком направить постановление на утверждение в ЦИК ТАССР.
Согласно выписке из протокола № 6, точное такое же собрание было проведено 9 февраля 1938 года среди членов колхоза «Смычка», на котором присутствовало 85 человек. Протоколы № 46 и №4 свидетельствуют, что в том же месяце состоялись собрания в колхозах «Рудный» (48 человек) и «Заря» (55 человек). Во всех случаях присутствующие высказались за закрытие церкви и передачу здания под культурное учреждение.
13 мая 1938 года было дано заключение по делу № 27-438 о закрытии церкви села Сарали Елабужского района ТАССР: «В селе Саралях имеется 653 человек взрослого населения. Из них 399 человек участвовали на собраниях, проведенных по колхозам и приняли единогласное постановление о закрытии церкви и передачи ее здания под клуб. Кроме того, собрано 512 подписей также за закрытие церкви, что составляет 78% взрослого населения. Елабужский РИК поддерживает ходатайство граждан. Возражений со стороны верующих не поступило. Исходя из вышеизложенного, полагал бы: удовлетворить ходатайство Елабужского РИКа и граждан с. Сорали о закрытии церкви и передаче здания под клуб. Консультант ЦИК ТАССР по вопросам культов К. Мустафин».
21 мая 1938 года состоялось заседание Президиума Центрального Исполнительного комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов ТАССР, в протоколе которого было записано: «Слушали: 26. О закрытии церкви села Сорали, Елабужского района (дело №27-438). Постановили: Удовлетворить ходатайство Елабужского РИКа и граждан села Сорали о закрытии церкви и передачи ее здания под клуб. Зав. протокольной частью ЦИК ТАССР Волков».
Таким образом, 21 мая 1938 года можно считать трагической датой закрытия Петропавловской церкви в селе Сарали. После этого в здании храма был организован клуб, а со временем открыта совхозная подстанция и зерновая мельница. Больше 60 лет простояла церковь, используемая не по своему прямому назначению. У храма проломилась крыша, которая вскоре была покрыта «казенным» шифером. Варварски была разрушена колокольня. По рассказам старожилов села большой купол храма загорелся от удара молнии, после чего с него упал обгоревший крест. Стараниями новых хозяев к храму был пристроен гараж. Этот период истории Петропавловской церкви можно назвать периодом надругательства над храмом. Даже, несмотря на то, что с 1954 года село Сарали официально было переименовано в Бехтерево, и все понимали, что это поселение является родиной великого ученого, власти даже не предпринимали попыток сохранить храм хотя бы как исторический памятник, позволяя продолжать осквернять его вандалам и смотреть на его разрушение от времени. Хочется верить, что эти печальные страницы истории нашей Родины останутся для нынешнего поколения лишь в учебниках истории. Хотя у истории есть одно неписанное правило – она любит повторяться.
Есть надежда, что общими усилиями и с Божьей помощью Петропавловский храм в селе Сарали-Бехтерево будет восстановлен. И в будущем, проезжающим по автостраде М-7 Москва - Уфа путникам, издалека будут видны купола Петропавловского храма, хранящего образы Татищева, Пугачева, Бехтеревых, Кулыгинских, Красильниковых….известных и не очень, бедных и богатых… благословляющих нас на мирные дела. Настанет время, когда в храме Петра и Павла села Бехтерево получат благословение и наши современники: «Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла».
1 Село Сарали – родина , Комисаров А..Г. – Елабуга, Изд-во Елабуж. Гос. пед. ун-та, 2006
2 Из истории государственно-религиозных отношений в Елабужском крае ( гг). // В кн.: Древняя Елабуга: Сборник /Под ред.: , – Елабуга: Из-во: «Мастер-Лайн», 2000 – с.161-167.
Село Сарали Елабужского уезда Вятской губернии известное нашим современникам как село Бехтерево.
Как удалось выяснить, в начале 1700 года село Сарали имело второе название Введенское, данное поселению по главному престолу церкви, которая была освещена в честь Введения Пресвятой Богородицы и относилась в административном отношении к Казанской епархии вплоть до 1791 года. В марте 1743 года был издан епархиальный указ о построении (вместо имеющегося при Введенской церкви) теплого придела во имя Петра и Павла «в особливой теплой церкви того же наименования». Существовавший Введенский придел был настолько ветх, что службы в нем совершать было просто невозможно. 14 июня 1791 года была дана храмозданная грамота за №1035 на построение «вместо обветшавшей теплой деревянной Введенской церкви вновь деревянной же Введенской». Видимо, учитывая недолговечность деревянных строений, новую церковь по Указу решили не строить, а 12 июня 1800 года была выдана храмозданная грамота на построение «вместо деревянной холодной Введенской церкви и Петропавловской упраздненной новой каменной церкви на три престола». В 1801 году разрешено деревянную холодную Введенскую церковь разобрать. Резолюцией Гедеона Вятского от 23 марта 1814 года старую деревянную теплую Петропавловскую церковь позволено было также разобрать.
В 1800 году началось строительство новой каменной церкви, по ходу строительства которой происходило и освящение престолов. Каменный храм делился на теплую и холодную (летнюю) части. В холодной церкви центральный придел был освящен 29 ноября 1806 года во имя Апостолов Петра и Павла. В теплом храме правый Введенский придел был освящен 29 июня 1808 года в память о разобранной деревянной церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы, а левый 29 июня 1810 года во имя святого Василия Великого. В новый каменный храм были перенесены иконы и документация из упраздненных церквей. Так на хранении в нем числились храмозданные грамоты с 1791 по 1800 г. и метрические книги с 1722 года.
Таким образом, каменный храм во имя Апостолов Петра и Павла возник на месте двух церквей, существовавших в селе Сарали до начала 19 века. Одним из первых священников прихода был Алексей Никитин (1751-?), служивший в храме с 1790 по 1827 год.
По данным метрической книги Петропавловской церкви села Сарали за 1857 год в храме служил священник Алексей Мышкин с дьяконом и пономарем Василием Кудрявцевым.
http://www.tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=45421
На 1720г - ясашного села Соколих гор церкви Введения Пресвятой Богородицы поп Севастьян Иванов с сыном (ф.350-2-1091)
На 1722г - попы Богородской церкви - Тит Давыдов и Федор Титов
1745 - поп Сила Титов, пономарь - Василий Титов, дьяк Иван Алексеев
1759 - поп Иван Романов
Из книги А.Г. Комиссарова "Из рода богатырей", ООО "Издательский дом "Новости мира", г. Казань, 2011 : "Татарский энциклопедический словарь даёт следующие краткие сведения о селе Бехтерево: "Село в Елабужском р-не, на р. Каринка, в 9 км к С. от г. Елабуга. На 2000 г. - 700 жит. (русские). Полеводство, мясо-мол. скот-во. Ср. школа, дом культуры, б-ка. Осн. в 18 в., до 27.5.1929 - с. Сарали. В дорев. источниках изв. также как с. Введеньевское. До 1860-х г.г. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием. разведением скота, валяльно-войлочным промыслом, извозом. В 1800-1810 в Б. была построена Петропавловская церковь (памятник архитектуры). В кон. 19 в. земельный надел сел. общины составлял 5648,6 дес. До 1920 село входило в Трёхсвятскую вол. Елабужского у. Вятской губ. В 1920-21 г.г. находилось в составе Вотской авт. области. С 1921 г. в Елабужском, с 1928 г. в Челнинском кантонах ТАССР. С 10.08.1930 в Елабужском р-не. Число жит.: в 1887 - 1303, в 1926 - 1288, в 1958 - 452, в 1970 - 484, в 1979 - 524, в 1989 - 497 чел. Б. - родина выдающегося рус. невролога и психиатра В.М. Бехтерева".
Известный географ и бытописатель нашего отечества П.П. Семенов-Тян-Шанский в своём знаменитом труде "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (СПб, 1914) приводит следующие сведения о селе Сарали:
"В 8 верстах к северу от Елабуги, на почтовом тракте из Елабуги в Сарапул, лежит село Сарали, имеющее свыше 2000 жителей. Здесь некогда находился медеплавильный завод тульского купца Красильникова. По сообщению Рычкова, начало медеплавильному заводу в Саралях положили сосланные сюда на житье пленные шведы. Руду для завода они добывали из разных мест, по преимуществу из Оренбургской губернии. В 1774 году, на пути из Осы в Казань Пугачев переночевал здесь и разграбил имущество завода. Владелец его при приближении Пугачева бежал в Казань"...
В Национальном архиве Республики Татарстан сохранилась метрическая книга Петропавловской крепости села Сарали за 1857 год, в которой имеется запись о рождении Владимира Михайловича Бехтерева... Оказалось, что графа, где должна быть указана дата рождения Владимира Бехтерева, не заполнена. Датой крещения указано 23 января...
В графе "Звание, имя, отчество и фамилия родителей, какого вероисповедания" записано: "Елабужский 1-го Стана Становой пристав Губернский Секретарь Михаил Павлович Бехтерев и законная жена его Мария Михайловна, оба православного вероисповедания". В следующем пункте "Звание, имя, отчество восприемников" (нам более привычно слово "крестные") записано: "Елабужского Земского Суда Секретарь, Коллежский Секретарь Иван Павлович Бехтерев и титулярного советника Михаила Назарьева дочь девица Надежда". Восприемники - ближайшие родственники семьи Бехтеревых по линии отца и матери. Михаил Тимофеевич Назарьев - отец Марии Михайловны. Он имел звание титулярного советника и был дворянским заседателем в городе Нолинске Вятской губернии. Крестная мать, девица Надежда Назарьева, - родная тетка младенца. А Иван Павлович Бехтерев - брат Михаила Павловича.
Следующая запись метрики свидетельствует, что крещение Володи Бехтерева совершали священник Алексей Мышкин и дьякон Григорий Кудрявцев..."
Агалаков Михаил Васильевич (1890)
Аммосов Николай Васильевич (?—1943)
Амосов Георгий Федотович (1908)
Амосов Николай Яковлевич (?—1945)
Амосов Яков Павлович (1887)
Амосова Агафья Александровна (1886)
Антонушкин Николай Платонович (?—1944)
Армянинов Илья Романович (?)
Байгулов Егор Спиридонович (?—1942)
Байгулов Иван Николаевич (?—1944)
Байгулов Иван Павлович (?—1944)
Байгулов Николай Васильевич (?—1942)
Байгулов Николай Фролович (?—1944)
Барышев Владимир Иванович (?)
Барышев Иван Васильевич (?)
Безносов Василий Прокопьевич (1913—1945)
Бехтерев Алексей Фадеевич (1883)
Буслаев Михаил Гаврилович (?—1945)
Бутусов Алексей Ефимович (?—1942)
Бутусов Иван Никифорович (?)
Говорков Иван Иванович (?)
Говорков Иван Михайлович (?)
Гоголев Алексей Николаевич (?—1944)
Гольцев Ипполит Иванович (?—1943)
Грахов Николай Васильевич (1887—04.11.1937)
Гусев Иван Александрович (?)
Деревяшкин Александр Ильич (?)
Деревяшкин Василий Филиппович (?)
Деревяшкин Иван Васильевич (?—1944)
Закаляпин Алексей Васильевич (?)
Закаляпин Тихон Иванович (?—1944)
Казанцев Алексей Иванович (?)
Казанцев Григорий Васильевич (?)
Казанцев Дмитрий Михайлович (?)
Казанцев Егор Михайлович (?)
Казанцев Иван Тихонович (?)
Казанцев Тихон Васильевич (?)
Капин (Канин) Андрей Тихонович (?—1943)
Капин Василий Карпович (?—1942)
Капин Иван Иосифович (?—1944)
Кашлев Владимир Иванович (?—1943)
Ковычев Александр Александрович (?)
Ковычев Алексей Александрович (?)
Козинов Василий Михайлович (?—1942)
Колышев Александр Николаевич (?)
Коростылев Александр Дмитриевич (?)
Коростылев Александр Фролович (?)
Коростылев Алексей Степанович (?)
Коростылев Илья Егорович (1898)
Коростылев Илья Егорович (1898)
Коростылев Михаил Степанович (?)
Коростылев Николай Дмитриевич (?)
Красильников Семен Александрович (?)
Кривилев Иван Ильич (?—1942)
Лавраков Григорий Иванович (?)
Лавраков Дмитрий Кузьмич (?)
Лавраков Иван Алексеевич (?)
Лавраков Петр Алексеевич (?)
Лавриков (Лавренев) Александр Григорьевич (?—1942)
Лаишевкин Александр Тихонович (?)
Лаишевкин Иван Алексеевич (?—1942)
Лаишевкин Леонид Никифорович (Леонтий) (1888)
Лаишевкин Николай Яковлевич (?)
Лисафьев Федот Михайлович (1881)
Лучкин Александр Алексеевич (?)
Лучкин Михаил Алексеевич (?)
Матвеев Василий Александрович (?—1941)
Матвеев Дмитрий Григорьевич (?—1943)
Матвеев Николай Александрович (?)
Неганов Платон Семенович (?—1944)
Немтырев Василий Николаевич (?—1943)
Немтырев Егор Семенович (1901)
Немтырев Егор Семенович (?—1943)
Немтырев Иван Иванович (?—1943)
Немтырев Михаил Егорович (?—1944)
Немтырев Петр Ефимович (?—1942)
Немтырева Ирина Ивановна (1869)
Николаев Анатолий Александрович (1898)
Обухов Иван Ильич (?—1942)
Обухов Николай Александрович (?—1944)
Обухов Тихон Дмитриевич (?—1943)
Паранин Иван Степанович (?)
Пензин Афанасий Андреевич (?—1944)
Пензин Василий Михайлович (?—1943)
Пензин Михаил Егорович (1900)
Пензин Николай Титович (?—1942)
Пономарев Иван Прокофьевич (?—1942)
Пономарев Иван Трофимович (?—1942)
Прохоров Михаил Николаевич (?)
Рожин Василий Александрович (?—1942)
Рожин Василий Осипович (?)
Рожин Георгий Осипович (?—1941)
Рожин Григорий Степанович (?—1942)
Рожин Егор Иванович (?)
Рожин Егор Михайлович (?)
Рожин Иван Иванович (?)
Рожин Иван Николаевич (?—1943)
Рожин Константин Степанович (1884)
Рожин Михаил Иванович (?—1944)
Рожин Николай Викторович (?)
Рожин Николай Михайлович (?)
Рожин Николай Осипович (?)
Рожин Николай Петрович (?—1944)
Рожин Тихон Лаврентьевич (?—1942)
Рябин (Рыбин) Василий Михайлович (?—1944)
Сагорин Павел Павлович (?—1943)
Салагаев Василий Иванович (?)
Силантьев Николай Михайлович (?)
Скорняков Иван Иванович (?)
Согорин Александр Андрианович (?—1942)
Согорин Иван Филиппович (?—1941)
Согорин Михаил Иванович (?—1942)
Согорин Николай Егорович (?—1941)
Согорин Николай Иванович (?—1943)
Согорин Николай Михайлович (?—1941)
Созутов Василий Николаевич (?—1944)
Созутов Иван Николаевич (?)
Созутов Михаил Николаевич (?—1944)
Созутов Николай Иванович (?)
Трутнев Федор Дмитриевич (?—1942)
Тюляков Андрей Иванович (?—1943)
Устинов Иван Васильевич (?—1943)
Уфимцев Иван Григорьевич (?—1942)
село Сарали (с. Введеньевское, Старые Сарали) Елабужский уездТрехсвятская волость, Саралинское общество26567173214031, с. 40—41
Сословие (разряд)
Народность
государственные крестьяне
русские
265———
Справка: Село Сарали расположено при рѣкѣ Каринкѣ — въ 8 верстахъ отъ города и въ 7-ми — отъ правленія; церковь и школа имѣются въ самомъ селѣ. Населено село русскими; о времени основанія его извѣстій не сохранилось. Существуетъ преданіе, что раньше здѣсь жили татары, около-же села бродила шайка разбойниковъ, предводительствуемая самимъ Стенькой Разинымъ и татариномъ Байкалкою. Въ селѣ числится 607 ревизскихъ душъ; въ 1885-мъ году земля раздѣлена была по наличнымъ душамъ мужескаго пола на 682 надѣла. Скотъ ходитъ за 8-ью пастухами. 1-й пастухъ получаетъ 90 руб. въ лѣто; 14 руб. онъ отдаетъ своему подпаску, другой подпасокъ у него — сынъ. 2-ой пастухъ съ двумя сыновьями — подпасками получаетъ 70 руб. 3-й получаетъ также 70 руб., но самъ стада не пасетъ, а нанимаетъ за себя двухъ работниковъ за 30 руб. въ лѣто на готовомъ содержаніи. 4-й пастухъ получаетъ 35 руб.; 5-й (женщина съ двумя сыновьями) — 48 руб.; 6-й — 19 руб. 80 коп.; 7-й — съ братомъ подпаскомъ получаютъ 28 руб. 90 коп. и, наконецъ, 8-й — съ 2-мя подпасками получаетъ 86 руб. въ лѣто. При селѣ имѣется общественная мельница, сданная въ аренду Елабужскому мѣщанину; по истеченіи срока мельница должна быть обстроена заново, во все-же время аренды помола не должно браться болѣе 2-хъ фун. муки съ пуда. Жители занимаются вяленымъ промысломъ, укоренившимся въ селеніи съ 1860-го года. Работаютъ своею семьею — частью изъ своей, частью-же изъ покупной шерсти. Рабочій періодъ продолжается 3 мѣсяца; въ недѣлю одинъ работникъ можетъ свалять отъ 4 до 5 паръ валенокъ безъ «пятнышекъ» и двѣ пары «съ пятнышками». Сбываютъ валенки на близъ — лежащихъ базарахъ; работаютъ часто и на заказъ. Пара продается отъ 3 до 5 руб. (на пару идетъ 5-6 фун. шерсти, по 15-25 коп. за фунтъ): по заказу (изъ готовой шерсти) валяютъ по 30 коп. съ фунта.