Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

На добрый привет — добрый и ответ.

Храм во имя Св. Архистратига Михаила с. Кикино Кикинская волость Юхновский уезд Смоленской губернии.

Назад

О замечательных событиях в приходе с. Кикина1

В прошлом столетии на поле крестьян дер. Тимохина не далее ½ версты от дер. Староселья упал аэролит, - космический камень, доставленный в последствии по распоряжению Императорской археологической комиссии на хранение в С. Петербургский Эрмитаж. Из устных народных преданий, смутно сохранившихся среди немногих тимохинских крестьян о таковом, весьма редком физическом явлении, оказывается, что падение аэролита, прошедшего невообразимую бездну небесного пространства, случилось в начале весны, днем. Говорят, очевидцами этого явления были трое нищих, которые ехали на лошадях за сбором милостыни христовой. Был ясный день, на небе ни одного облака, солнце светило как в июле; послышался сначала неясный отдаленный шум, - затем постепенно увеличивающийся шум перешел в огромный рокот и наконец разразился страшным ударом, от которого застонала земля. Нищие и лошади от страха попадали на землю. На месте падения аэролита, заметным и доселе по небольшому углублению в земле, стоит деревянная часовня с несколькими иконами.
В памятный 12 год настоящего столетия кикинский приход не подвергся правильному нападению со стороны неприятеля, отстоя на 35 верстном расстоянии от г. Вязьмы, через который совершалось передвижение французской армии на Москву, - но все-таки крестьяне не особенно ласково встречали французских фуражиров; говорят, не обошлось без пожаров и кровопролития преимущественно в тех семьях, где жители оказывал сопротивление, - в свою очередь и корыстолюбивому врагу пришлось познакомиться с русским дубьем, косой, вилами. На обратном пути из Москвы французы, преследуемые партизанскими отрядами генерала Милорадовича и казаками генерала Платова, разбрелись по всему Юхновскому уезду как перепуганное стадо овец, - и этим случаем воспользовались озлобленные крестьяне; они по мере сил своих мстили непрошенным гостям, не давали пощады ни одному французу. Старожилы передают, что в 2 верстах от села в имении секунд-майора Харитона Степановича Товаркова французские фуражиры около 200 человек были застигнуты врасплох в пустых боярина хоромах за обедом. Завладев почти без боя оружием пленных французов, вооруженные поселяне затопили свои живые трофеи в глубоком колодце; колодец завалили землей и камнями.
В 1822 г. по причине повсеместного неурожая кикинские прихожане терпели страшный голод; говорят, многие из прихожан питались хлебом с примесью мякины и древесной коры. Многие из обедневших крестьян со всей семьей отправлялись на лошадях в степные губернии для прокормления. Годы 1833, 1834, 1855 и 1856 были также неурожайны.
В июле месяце 1871 г. в кикинском приходе появилась холерная эпидемия, прекратившаяся в октябре месяце с наступлением холода. Благодаря немедленной медицинской помощи случаи заболевания людей холерой оканчивались большей частью выздоровлением. В селениях Левкине, Тимохине, Романинках, Острожках, Федосове, Базулине, Михалеве и в самом селе холерная эпидемия свирепствовала с особенной силой и унесла не мало жертв.
В 1884 г. в начале августа сильными морозами (утренниками) окончательно истреблен весь яровой хлеб и лен.
В 1885 г. в весеннее половодье, от разлитой р. Угры пострадали жители прибрежных деревень; у некоторых домохозяев затопило мелкий домашний скот, водой унесло несколько амбаров и сараев. Но все это лето стояли сильные жары, от засухи пропал весь яровой хлеб, вследствие чего недостатка корма прихожане вынуждены были кормить скот соломенной резкой, раскрывая для этого нежилые постройки.
В 1888 г. во всем кикинском приходе в конце весны на яровых всходах появился червь темно-зеленого цвета от ¾ до 1, 1/2 вершка длиной. Поздние всходы ярового хлеба и лен были окончательно истреблены; червь угрожал нападением на сады и огороды. Как быстро и какой массы совершалось передвижение червей из поля в поле можно видеть из того, что ни днем, ни ночью нельзя было ступить шагу, чтобы не раздавить ногой целые десятки ползавших червей.
В 1901 г. на водяной мельнице при д. Горках рабочие, вынимая землю для постановки новых увеличенного диаметра колес, напали на остов мамонта, занесенный песком на полусаженной глубине. Случилось, что во время работы в канале, где следовало поставить новые колеса, стояла вода, - доставая из воды лопатами песок с камнями, рабочие напали на что-то твердое и, как всегда бывает, пустили в ход лом. Таким образом, весь остов был раздроблен на мелкие части и все добытые из воды ребра, кости и челюсти те же рабочие по незнанию снова бросали в воду, пока кто-то из них не обратил внимание на один тяжеловесный камень, имеющий большое сходство с зубом; камень этот промыли, очистили от песка и по внимательном осмотре со всех сторон пришли к заключению, что это не камень, а зуб допотопного животного. Зуб мамонта около 17 ф. весу, один из коренных нижней правой челюсти, находится у пишущего эти строки.

1896 г. апреля 8 дня.

Диакон Алексей Смирягин

Приход села Кикина.

Из исповедных росписей с 1793 г. видно, что в состав кикинского прихода входили раньше следующие селения или деревни:
А. Вотчины секунд-майора Степана Федосеевича Сарочинского – Сахарово, Карпово, Левинки, Елисеевское или Сельцо, Василево, Пушкина гора, отчисленное в 1870 г. к приходу с. Крутого.
Б. Вотчины капитана Григория Петровича Ковалева – Базулино, Кононово, Азаровка.
В. Вотчина двора Его Императорского Величества камер-юнкера и государственного ассигнационного займа советника Александра Александровича Жеребцова – с. Кикино, деревни Федорово, Нижнее Волваново, Верхнее Волваново, Ермаки.
Г. Вотчины полковника Леонтия Абрамовича Друголот – Ларинки, Петрушино, Понизовье.
Д. Вотчины секунд-майора Харитона Степановича Товаркова – Дерличино.
Е. Вотчины прапорщика князя Василия Андреевича Вяземского – Мосеево, Колчужино.
Ж. Вотчины г. Наталии Ивановой Озеровой – Давыдово
З. Вотчины секунд-майора Семена Григорьевича Заворуева – Левкино
Н. Вотчины майора Петра Петровича Гулимова – сельцо Горы
И. Вотчины генерал поручика князя Федора Федоровича Щербатова – Степанищево, Скоморохово, Тимохино, Плетенево, Антипино, Староселье
К. Вотчины инженер прапорщика Андрея Александровича Унковского – Частое.
Л. Вотчины г.г. Сумбуровых – Рамоны.
М. Вотчины генерал поручика Семена Петровича Озерова – Острожки, Романники, Приселье.
Н. Вотчины полковника Петра Тимофеевича Рагозина – Чермошное.
О. Вотчины пример-майора Петра Ивановича Унковского – Сергейково, Федюково, Селинки.
П. Вотчины полковника Алексея Алексеевича Евреинова – Михалево.
Р. Вотчины секунд-майора Саввы Борисовича Щербакова – Занинки.

В первой половине минувшего столетия вновь образовались еще три деревни – Николаевка, Тычки, Упреевка. Все эти вышеупомянутые деревни издревле принадлежали к кикинскому приходу, – объяснить происхождение их названий затрудняется даже старожилы; деревни отстоят одна от другой от другой сообразно количеству ревизских душ: чем больше ревизских душ в деревне, тем дальше она отстоит от соседних деревень. Есть деревни, состоящие из 3,4,6,8,12,15,25 домов и одна только деревня Карпово из 45 дворов. Площадь земли, занимаемая приходом – безлесная, открытая и почти ровная; есть небольшие участки в 10, 20 - десят под лесом или березняком молодым, но в них вредные и хищные животные не водятся, изредка встречаются только одни зайцы да белки.

Население.

По исповедным росписям в кикинском приходе за 1903 год значится 653 дворов, – жителей 2271 человек мужеска пола, 2255 человек женска пола, а обоего пола 4526 человек; ревизских душ 1896. Все прихожане вероисповедания православного, (раскольников между ними никогда не было) принадлежат к великорусскому племени, говорят довольно правильно; по сословиям разделяются: на духовных, дворян, купцов, мещан, дворовых или однодворцев и крестьян. Выдающихся местных деятелей и влиятельных лиц среди прихожан нет.
Занятие жителей.

Самое главное занятие прихожан с. Кикина искони составляет земледелие, которое в настоящее время, с переменой к худшему климатических условия, находится далеко не в цветущем состоянии. Старики говорят, что в былые годы жить было привольней: хлеба родились лучше, травы были сильнее, скот и люди были рослее; для крестьян земля была родной матерью, а теперь стала мачехой. Бывало, амбары ломились от хлеба, а нынче что ни год – то неурожай; земля истощена. Безлесная местность и оскудение вод составляют едва ли не главную причину малопроизводительности крестьянских полей. В крепостное время помещичьи крестьяне пользовались землей по количеству наличных мужеских душ в семье, в настоящее время надел для бывших помещичьих крестьян определен уставными грамотами в высшей норме по 4 десятины на каждую ревизскую душу. Государственные крестьяне значительно лучше снабжены землей, чем помещичьи, от чего положение первых гораздо лучше положения последних. У государственных крестьян сохраняется предание, что предки их были дворянами, что они владели родовыми земельными участками, пожалованными им за заслуги государству. Почва в кикинском приходе не везде одинаковая, – есть суглинистая, иловато-песчаная, по берегам рек песчано-каменистая, – качеством посредственная. Пахотную землю крестьяне удобряют навозом, иначе урожай не всегда может оправдать расходы по обработке земли. Во многих деревнях кикинского прихода расположение земельных наделов произведено очень неудобно, чем затрудняется прогон скота на пар и жнитво; раздробленность и растяжимость крестьянских наделов, близость владельческих земель к крестьянским усадьбам, вызывающие неизбежные потравы и сопряженные с ними штрафы – явление не единичные и крайне неблагоприятные для крестьян. Севооборот везде принят трехпольный. Рожь составляет главный продукт крестьянского полеводства и есть единственный озимый посев во всем приходе, пробовали сеять пшеницу озимую, но результаты получались не везде хорошие, в яровых полях сеют яровую рожь, овес, ячмень, горох, картофель, в большом количестве лен и изредка, на песчаных землях гречу. Посев льна при хорошем урожае приносит крестьянам большие выгоды.
Под посев льном за десятину в 2400 кв. саж. крестьяне платят частным владельцам и помещикам от 15-30 руб., смотря по количеству земли. Как под рожь, так и под всякий яровой хлеб принято производить две вспашки, кроме ячменя, под который землю троят, т. е. три раза пашут. Земледельческими орудиями служат: плуг одноконный с отвалом, по каменистой земле соха, борона – железная и деревянная для облог1 – железная, для пахотной мягкой земли деревянная. В хороший урожай рожь и овес приходит сам - четверть, ячмень сам - шесть и более. Поля одно от другого ни у крестьян, ни у частновладельцев, ни у помещиков не огораживаются изгородями вследствие высокой цены на лесной материал. Сенокосами и постоянными выгонами для скота, за редкими исключениями, прихожане бедны и скотоводство, поэтому находится в страшном упадке. Роговой скот очень мелкий, всю зиму стоит на соломе, сеном кормят не больше недели только одних отелившихся коров. Крестьяне занимаются травосеянием, преимущественно клевером, тимофеевкой, викой и то благодаря безвыходному положению: все какие было луга – вспаханы под лен. Окончательно обедневшие, разорившиеся крестьяне сдают свои душевые наделы или под общество, за все ложащиеся на них платежи, или таким же малоземельным крестьянам и на тех же условиях – платить за них все повинности, а сами уходят искать счастье на чужой стороне. За неимением поблизости лесов дрова и лесной строительный материал составляет для прихожан едва ли не главную заботу. Вообще, из всех селений кикинского прихода не найдется ни одного, про которое можно бы сказать: здесь живут вдовольстве, везде бросается в глаза большая, или меньшая степень нужды. В одном месте жалуются на трудные времена, на недостаток содержания, на большое семейство, в другом на недостаток рабочих рук, на дороговизну – всюду заметно одно общее обеднение. Огородничеством, за весьма редким исключением, прихожане не занимаются, если не брать в расчет посаженных каждым домохозяином нескольких грядок капусты, огурцов, свеклы и других овощевых растений, необходимых в каждом хозяйстве, и все-таки приходится всем покупать капусту для годового продовольствия. Некоторые из прихожан заводят небольшие садики с фруктовыми деревьями. В старину говорят, были у крестьян очень хорошие сады, но 50 лет назад сильные морозы истребили все сады. Птицеводством, пчеловодством, рыболовством, охотой крестьяне не занимаются, не считая одиночные случаи. О горных промыслах: добывании камня, угля, торфа и понятия не имеют, конских заводов, сыроварен, опытных станций и полей, сельскохозяйственных школ и других учреждений раньше в приходе небыло и сейчас нет. Кустарных или местных промыслов в подспорье хозяйству, ремесленных школ и курсов нет. Фабрик и заводов тоже нет.

Отхожие промыслы.

Вышеприведенные экономические данные свидетельствуют, что кикинские прихожане одним земледельческим трудом существовать не могут, а должны искать для этого иных источников, которые в большинстве случаев и являются в виде отхожих промыслов, т.е. работ на стороне, по большим городам, преимущественно в С. Петербурге, Москве и др., где поступают на фабрики, заводы, в дворники, в швейцары, на частные и казенные каменные постройки. Редко в большой семье не найдется одного или двух работников в отходном промысле. Степенные и бережливые работники присылают в свои семьи иногда порядочные деньги, а некоторые наживают даже капитальцы. Но чаще и чаще за последнее время повторяются такие случаи: молодой парень, только что отбывший воинскую повинность, отправляется на чужую сторону искать счастье. Выбравшись из под родительской опеки на простор вдали от родины, искатель счастья с несвойственной его летам зрелостью перенимает все дурные привычки и наклонности рабочего столичного люда, прожигает там жизнь по трактирам и грязным притонам погибших созданий и наконец совсем погружается в болото разврата, а дома, у отца или матери продана за недоимку корова и овцы. Наконец, после нескольких лет скитаний по белу свету, искатель счастья, за беспокойство столичной полиции, возвращается на родину этапным порядком «яко наг, яко благ» и без двух или трех ребер вдобавок. Эта же самая разгульная молодежь нередко служит рассадником самых гнусных болезней, не говоря уже о пристрастии ее к чарочке, о неповиновении старшим, о грубом обращении с женами и детьми. Среди кикинских прихожан есть хорошие каменщики, плотники, пильщики. Из местных промысловых заведений можно отметить следующие: водяные мельницы, круподерки, маслобойни (конопля), волночески, синельни и сукновальни. Крестьяне деревень Федосова, Карпова и Колчужина в зимнее время занимаются расчисткой рельсового пути Сызрано-Вяземской ж. д. от снежных заносов, зарабатывая в сутки от 40-70 коп. на человека.

Торговля.

Для удовлетворения различных нужд семейных и на уплату казенных и земских повинностей прихожане продают продукты сельского хозяйства в селе Кикине, где всю зиму по пятницам бывают базары, начиная с 8 ноября, приходского храмового праздника в честь Св. Архистратига Михаила. Кроме местных торговцев из мещан, купцов и крестьян на базары приезжают торговцы из Вязьмы, Гжатска и Юхнова. Приезжие торговцы, вязьмичи и гжатские, скупают лен и роговой скот, юхновцы торгуют красным и бакалейным товаром. В самом селе Кикине есть две лавки, торгующие хлебом, бакалейным и красным товаром и всякой всячиной, но это не мешает коробейникам появляться иногда в село, потому что коробейники дешево сбывают свой товар, а для покупателя это самое важное. Нельзя не сказать правду, чтобы коробейники, продавая свои товары дешевле местных цен, не имея надежды сбыть недоброкачественный товар. В Кикине есть четыре бараночных пекарни, снабжающие своим товаром ближайшие к селу мелкие торговые лавочки.

Продолжение будет.

Села Кикина священник Иосиф Данаев

Адрес: станц.
Исаково. Сызр.
Вяземской ж.д.

Диакон Алексей Смирягин
Смоленск

Его Высокородию Г. Преподавателю Епархиального женского училища Ивану И. Орловскому
от причта села Кикина
Юхновского уезда

№ 104-й

Печать: Исаково. Смоленск. 27.12.1903


Продолжение из летописи села Кикина Юхновского уезда

Благосостояние жителей села Кикина Юхновского уезда.2

В крепостное право (бывшие) помещичьи крестьяне владели землей по количеству наличных работников в семье, вполне способных к физическому труду, ­– в настоящее время размер крестьянского надела для бывших помещичьих крестьян нашей местности определен по 4 десятины на каждую ревизскую душу. Государственные крестьяне лучше наделены землей, чем бывшие крепостные, вследствие чего экономическое положение первых несравненно выгоднее последних. У государственных крестьян сохраняется предание, что предки их (т.н. однодворцы) были дворянами, они владели небольшими родовыми земельными участками, пожалованными за заслуги государству. Кроме надельной земли есть у некоторых крестьян и купленная земля, но таковой очень мало. Земледелие – главнейшее занятие прихожан
с. Кикина – находится далеко не в цветущем состоянии: безлесная местность, оскудевшие воды, несовершенство земледельческих орудий (не везде плуги заведены) составляет едва ли не главную причину малопроизводительности крестьянских полей. Старики говорят: «в былые годы жизнь была привольней, и хлеба родились лучше, и травы были сильнее, и скот и люди рослее; для крестьян земля была родной матерью, а теперь, – переменой к худшему климатических условия, – она стала злой мачехой. Бывало, по их словам, амбары ломились от хлеба, а теперь что ни год – то неурожай: земля истощена». Почва в Кикинском приходе суглинистая, по берегам рек песчано-каменистая, качеством посредственная. Пахотная земля без удобрений весьма редко оправдывает расходы по обработке ее. Севооборот принят трехпольный, по всему приходу; рожь составляет главный продукт полеводства и есть единственный озимый посев. В яровых полях сеют овес, ячмень, горох, картофель, изредка гречу и в большом количестве лен. В урожайные годы лен дает очень большие выгоды; например, в минувшем 1903 г. посеянный пуд льняного семени дал чистой выручки около 40 руб., несмотря на то, что под посев льна крестьяне арендуют у землевладельцев по 30 руб. за десятину на один только пересев. Под посев ржи, как и под всякий яровой хлеб, принято производить две вспашки, кроме ячменя и картофеля, под которые землю троят, т.е. производят три вспашки. Рожь и овес сам-четверть, ячмень сам-шесть приносит самый хороший урожайный год, о таких урожаях редко кто и помнит. Вообще при скудных урожаях кикинские прихожане являются не продавцами, а покупателями хлеба; многие с Михайлова дня начинают есть покупной хлеб. С уничтожением лесов и обращением лугов под пашню для посева льна благосостояние кикинских прихожан ни в коем случае нельзя назвать завидным: из 42 деревень, или селений не находится ни одного, о котором можно было бы сказать: «здесь живут в довольстве». Везде заметна большая и меньшая степень нужды. Сенокосами и постоянными выгонами для скота, за редким исключением, прихожане не богаты, вследствие чего скотоводство находится в упадке. Не только роговой скот, нередко и лошади у бедняков стоят всю зиму на соломе, сеном кормят только лошадей, когда им предстоит усиленная работа, напр. возка дров и леса на значительном расстоянии; отелившихся коров кормят сеном 5-7 дней, а затем стряской сена с соломой. Случается, когда зима долго стоит, у многих к весне не хватает корму, от чего коровы настолько делаются тощими, что их приходится поднимать на веревках (хуже тех коров, что снились фараону), не многие из них дотягивают свое существование до первой зелени, большая часть околевает от бескормицы.

Ризница, ценные священные сосуды и утварь.

Кикинский храм ризницей не особенно богат; есть до 12 полных облачений для 2 священников и диакона не из дорогих и уже не новых, но все-таки довольно приличных для сельского храма. Из священных предметов замечательны по ценности: 1) серебряно вызолоченный чеканной работы ковчег с накладными серебряно вызолоченными клеймами под чернью, весом 5 ф. 24 з., 2) Такой же новый серебряно вызолоченный через огонь ковчег для хранения запасных даров, весом 3 ф., 3) серебряно вызолоченный чеканной работы потир с финифтью в серебряной решетке с принадлежащими к нему: дискосом, звездицею, лжицей, двумя тарелочками и ковшиками для теплоты, весу во всех предметах 4 ф. 70 з., 4,5) два таких же серебряно вызолоченных потира со всеми к ним необходимыми предметами, весу в обоих не больше
7 ф.; один из этих потиров весьма древний и от долговременного употребления настолько износился, что стенки его оказываются немного толще листа писчей бумаги., 6) Два серебряно вызолоченных напрестольных креста – один из них с финифтью и два серебряных с чернью напрестольных креста, – весу в 4-х около 7 ф. 7) Три серебряных дарохранительницы, Cool серебряное 84 пробы кадило, 9) Евангелие 1748 г. ноября 2 дня, на полуалександрийской бумаге, обложено зеленым бархатом верхняя дека вся серебряная с изображением четырех чеканных евангелистов на углах, посреди Воскресение Христово, 10) Евангелие, 1791 г. ноября 10 дня, на полуалександрийской бумаге, серебряно вызолоченных деках на шалнерах, на верхней деке пять финифтяных клейм, украшенных стразами, по углам четыре евангелиста, а посреди Воскресение Христово, 11) Евангелие, 1703 г. августа 11 дня, на полуалександрийской бумаге обложено красным бархатом, верхняя дека медная, высеребряная.

Архив и библиотека.

В церковном архиве тщательно сохраняются переплетенные и разобранные по годам документы и книги прежних лет, как то: две описи церковного имущества, составленные 1854 г., две новые описи, составленные в 1892 г., план и межевая книга на церковную землю, копии метрических книг с 1770 года, исповедные росписи с 1793 г., брачные обыски с принадлежащими к ним документами, приходо-расходные книги с 1809 г., высочайшие манифесты и указы со времени Елизаветы I-й, Екатерины II, разные синодальные указы и указы Смоленской духовной консистории; но особенно древних книг или рукописей в архиве нет.
Из хранящихся в церковной библиотеке книг и духовных журналов, кроме рекомендованных епархиальным начальством для всех церквей епархии, можно отметить следующие периодические издания, начиная с 1850 г.: «Воскресное чтение», «Христианское чтение», «Душеполезное чтение», «Православное обозрение», «Русь христианина», «Странник» за несколько лет, «Руководство для сельских пастырей» тоже за несколько лет, «Мирской вестник», «Труды Киевской духовной академии», «Современный листок», «Вера и разум», «Воскресный день», «Воскресенье», «Пасторский собеседник», «Кормчий», «Духовные беседы», слова и поучения и много других книг духовно нравственного содержания. Всего в библиотеке насчитывается более 300 экземпляров книг периодических изданий, которые лежат почти без всякого употребления, потому что издания эти выписывались не постоянно, из года в год, а с перерывами, вследствие чего некоторые статьи, или трактаты, встречаются неполные, или без начала, или без конца.

Церковная земля, угодье и доходные статьи.

По плану генерального межевания за 1778 г. видно, что при церкви
с. Кикина находится земли 81 дес. 2272 кв. с. В 1871 г. план был проверен командированным для этой цели землемером Богдановым, причем земли оказалось только 80 дес 1200 кв. с., менее на 1 дес, 1072 кв. с. против плана генерального межевания. В 1880 г. с высочайшего соизволения куплено на церковные деньги по ходатайству Преосвященного Иосифа 28 д. 846 кв. с. пастбищной земли для скота священноцерковнослужителей и еще площадь возле церкви 1800 кв. саж. Кладбищ при церкви три: 1) в ограде близ церкви где погребаются очень немногие, не иначе как с разрешения его епархиального Пресвященного и с солидным вкладом в церковь, 2) Не дальше 200 с. от церкви на купленной у князя Орлова земле находится самое большое кладбище, которое и было единственным местом погребения прихожан, что и подтверждается значительным объемом этого кладбища и изобилием на нем могил, 3) Не далее 100 саж. от церкви на купленной у крестьян дер. Базулино земле около 2 ½ дес. находится самое лучшее кладбище, на красивой местности, поросшей сосновым лесом, на этом кладбище хоронят прихожан бесплатно за места.
Источниками церковных доходов служат: продажа свечей в церкви, кошельковые сборы в церкви, а также и по приходу в светлую седмицу; с Михайлова дня во всю зиму каждую пятницу производится сбор по базару, установленному в 60 г.г. минувшего столетия, за места занятые мелкими торговцами на церковной земле. Приписных церквей и часовен при Кикинской церкви не было. Дарственных от прихожан или казны недвижимых имуществ, или вкладных капиталов, церковь тоже не имеет.

Церковноприходское попечительство.

Церковноприходское попечительство при церкви с. Кикина открытое в 1895 г., утверждено Преосвященнейшим Никанором, Епископом Смоленским и Дорогобужским. Председателем попечительства первое трехлетие состоял священник Иосиф Данаев, а ныне состоит священник Иоанн Алмазов; непременными членами: Кикинский волостной старшина и церковный староста Юхновский купец Василий Нечаев, членов и сотрудников Попечительства 48 человек крестьян и один дворянин. Средствами попечительства служили и служат: 1) добровольные членские взносы, 2) штрафные, в размере 25 коп. с члена, за неявку без уважительной причины на очередное собрание, 3) кружечный сбор в храме во время богослужений, 4) пожертвование от прихожан хлебом и деньгами. Деятельность попечительства направлена на изыскание средств на устройство придельного храма в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского. В текущем 1903 г. из сумм попечительства отпущено 20 руб. на покупку учебников для школ грамоты в районе Кикинского прихода. Кроме этих видов деятельности попечительство оказывает пособие в небольшом размере, хлебом или деньгами, самым беднейшим из прихожан.

О священноцерковнослужителях Кикинского храма.

В каком составе был причт села Кикина до 1770 г., – о том ни устное предание, ни церковные документы не дают никаких сведений; с 1770 г. из ревизских сказок, метрических книг и клировых ведомостей видно, что причт состоял из 3 священников, двух диаконов, трех дьячков и трех пономарей. По высочайше утвержденному нормальному штату 1847 г. при кикинском храме полагалось быть двум священникам, диакону, дьячку и пономарю, в таком составе находится причт и поныне. О служебной деятельности первых священноцерковнослужителей, об их воспитании, семейных отношениях и прочих нравственных качествах сведений нет, – забыты даже имена их, только с 1770 г. есть возможность сказать имена следующих священноцерковнослужителей:

Священники:

1. Христофор Иакинфиев
2. Николай Иакинфеев
3. Федор Иакинфеев
4. Симеон Иакинфеев Рыкалов с 1779 г.; умер в 1796 г.
Все четверо родные братья диакону Никону Иакинфиеву и дьячку Петру Иакинфиеву, имена их взяты из ревизских сказок.
5. Андрей Пантелеймонов Соколов с 1777 г.; умер в 1796 г.
6. Никита Николаев Соколов с 1781 г.; умер в 1825 г.
7. Василий Пантелеймонов Соколов, из пономарей, брат священника Андрея Пантелеймонова и поступил на его же место с 1784 г.; умер в 1817 г.
8. Хрисанф Никонов Рыкалов, сын диакона Никона Иакинфиева, в
1799 г. окончил курс семинарии по 1 разр. и в том же году поступил на настоящее место. По преданию, это был человек твердого, самостоятельного характера; до самой смерти состоял депутатом, пользовался уважением не только своих клириков, но и всех дворян, которые побаивались его. Умер в 1842 г.
9. Василий Никитин Соколов, сын свящ. Никиты Николаева Соколова, из грамматического класса Вяземского дух. училища. В 1802 г. определен в дьячки в с. Кикино, в 1817 г. рукоположен в священники. Умер в 1850 г.
10. Николай Васильев Соколов, сын свящ. Василия Пантелеймонова Соколова, из риторики Смоленской семинарии. 1799 г. определен был во дьячки в село Кикино, в 1806 г. рукоположен во диаконы, в 1817 г. рукоположен во священники. В 1848 г. передал место зятю свящ. Иоанну Клитину.
11. Стефан Борисов Чанцев, сын дьячка, окончил курс семинарии по 2 разряду. В 1834 г. поступил на настоящее место в зятья к свящ. Хрисанфу Рыкалову. В 1839 г. перемещен в с. Савино Гжатского уезда, а оттуда в
с. Сафоново Юхновского уезда, – где и умер.
12. Михаил Михеев Александровский, сын дьячка, окончил курс семинарии по 1 разряду. В 1841 г. поступил на настоящее место. В 1851 г. перемещен в с. Сосницу Гжатского уезда, отсюда в село Станицу Вяземского уезда.
13. Иоанн Онуфриев Клитин, сын диакона, окончил курс семинарии по 1 разряду. В 1846 году поступил в зятья к свящ. Николаю Соколову. За благотворную пастырскую деятельность и за ревностное за выполнение высоких обязанностей по званию окружного духовного, законоучителя, члена училищного окружного и епархиального съездов и благочинного имел награды до ордена Св. Анны 3 ст. включительно. Был строг, взыскателен, но справедлив. Умер в 1884 г.
14. Иоанн Павлов Голенкин, сын священника, окончил курс семинарии по 1 разряду. В 1851 г. поступил на место умершего священника Василия Соколова. В 1857 г., поменялся местами с священником с. Мочалова Иоанном Фильшиным.
15. Иоанн Стефанов Фильшин, сын священника, окончил курс семинарии по 2 разр. В 1852 г. рукоположен во священники в с. Мочалово Юхновского уезда, в 1857 г. поменялся с свящ. с. Кикина Иоанном Голенкиным. За плодотворную пастырскую деятельность имел все награды до золотого наперсного креста включительно. Умер в 1893 г.
16. Иоанн Афонасьев Дюков, сын протоирея, окончил курс семинарии по 1 разряду. В 1861 г. рукоположен во священники в с. Прыщи Рославльского уезда и в том же году помещен на настоящее место, а в 1863 г. перемещен в
с. Рупосово Юхновского уезда.
17. Василий Андреев Смирнов, сын дьячка, окончил курс семинарии по 1 разряду. В 1856 г. рукоположен во священники в с. Столбово Гжатского уезда; в 1860 г. перемещен в с. Рождественно того же уезда; в 1861 г. перемещен в с. Николу Немощеное Бельского уезда, а в 1862 г. перемещен на настоящее место. Умер в 1882 г.; с его смертью в с. Кикине закрыта 3-я священническая вакансия.
18. Иоанн Васильев Алмазов, сын священника, окончил курс семинарии по 2 разряду, в 1884 г. рукоположен на настоящее место, где и по ныне служит.
19. Священник Иосиф Николаев Данаев, сын диакона, окончил курс семинарии с аттестатом 2 разряда. В 1876 г. рукоположен во диаконы в с. Извольское Юхновского уезда. В 1877 г. рукоположен во священники в с. Покровское Сычевского уезда. В 1883 г. перемещен в с. Понизовье Поречского уезда. В 1893 г. перешел в с. Ивановское Юхновского уезда, в том же году перемещен в село Кикино. Состоит помощником благочинного по 3 благочинническому округу Юхновского уезда.

Диаконы:

1. Алексей Васильев, неизвестно откуда поступил, имя его встречается в метрических книгах 1771 г. Служил до 1775 г.
2. Иван Алексеев, сын 1-го диакона, служил с 1777 г.; умер в 1784 г.
3. Никита Иванов, имя его встречается в метрических книгах 1781 г. , умер в 1818 г.
4. Василий Пантелеймонов Соколов проходил должность с 1782-1784 г., в котором рукоположен во священники.
5. Михей Тарасиев, сын дьячка Тарасия Алексеева, шурин священников Андрея и Василия Пантелеймоновых, до 1785 г. был дьячком. Умер 1793 г.
6. Никон Иакинфиев, родной брат первых четырех священников и дьячка Петра Иакинфеева, служил с 1780-1804 г., в котором и умер.
7. Федор Михеев Политаев – под этой фамилией значится в ревизских сказках, из семинаристов. В 1793 г. поступил на место отца своего Михея Тарасиева, служил до 1796 г., умер 24 лет.
8. Василий Феодоров Соколов, сын третьего священника, двоюродный дядя священникам Николаю и Василию Соколовым, из русского класса Вяземского духовного училища. В 1784 г. определен в пономари, в 1796 г. рукоположен во диакона на место Федора Михеева Политаева. Умер в 1833 г.
9. Андрей Никифоров, сын дьячка, из русского класса Вяземского духов. уч., в 1808 г. определен в дьячки; в 1818 г. рукоположен во диакона, служил до 1845 г.
10. Николай Васильев Соколов. См.: священник № 10.
11. Матвей Иванов Смирягин сын дьячка с. Торбеева Сычевского уезда из высшего отделения Вяземского духов. уч. В 1827 г. определен в дьячки, а 1830 г. рукоположен во диакона, служил до 1860 г., со смертью его упразднилась вторая диаконская вакансия.
12. Михаил Иванов Лебедев, сын диакона, из среднего отделения Смоленской духовной семинарии. В 1845 г. рукоположен во диаконы. Умер в 1871 г. от холеры. Имел солидный бас.
13. Петр Иванов Троицкий, сын дьячка, окончивший курс семинарии по 2 р. зять диакона Михаила Лебедева. В 1871 г. рукоположен во диаконы, в 1876 г. переведен в с. Знаменское Юхновского уезда.
14. Павел Матвеев Смирягин, сын диакона Матвея Смирягина, из низшего отделения семинарии. В 1852 г. рукоположен во диакона в с. Ольхи Юхновского уезда. В 1876 г. переведен в с. Кикино. Умер в 1889 г.
15. Алексей Павлов Смирягин, сын диакона Павла Смирягина, из 1 кл. семинарии. В 1884 г. определен и. д. псаломщика в с. Верховое Малышкино Бельского уезда, в том же году рукоположен во диаконы к сей церкви.

Дьячки.

1. Тарас Алексеев, имя его встречается в метрических книгах 1771 г. Умер в 1788 г.
2. Андрей Пантелеймонов служил дьячком до 1777 г., в котором рукоположен во священники.
3. Петр Иакинфиев, родной брат первых четырех священников и диакона Никона Иакинфиева. Умер в 1785. Имя его встречается в ревизских сказках.
4. Михей Тарасов до 1785 г. служил дьячком, затем рукоположен во диакона.
5. Климент Христофоров Соколов, сын 1-го священника с. Кикина из российского класса Вяземского духовного училища. В 1776 г. определен во дьячки в с. Кикино. Двоеженец; умер 1831 г.
6. Никифор Кондратьев, зять священника Симеона Иакинфиева. До 1785 г. был дьячком вяземской градской Николаевской церкви; поступил в с. Кикино на место Михея Тарасова. Умер 1798 г.
7. Сергей Алексеев был сначала пономарем с 1779 г., затем дьячком на место Петра Иакинфиева, а в 1804 г. выбыл в сторожа Юхновского духовного правления.
8. Василий Федоров Соколов (См. диакон под № Cool
9. Николай Васильев Соколов (См. священник под № 10)
10. Андрей Никифоров (Смотри диакон под № 9)
11. Василий Никитин Соколов (Смотри священник под № 9)
12. Пантилеймон Андреев Никифоров, сын диакона Андрея Никифорова, из высшего отделения Вяземского духовного училища. Определен в дьячки в 1830 г.; умер в 1882 г. Основательно знал церковный устав и вел письмоводство.
13. Евфимий Прокофьев Пономарев сын пономаря с. Воскресенска Юхновского уезда, из низшего отделения вяземского духовного уч. В 1818 г. определен сначала пономарем, а в 1830 г. дьячком. Пономарю Стефану Никитину Лебедеву зять; умер в 1863 г.
14. Илья Соколов сын диакона Василия Феодорова Соколова. Имя его встречается в приходно-расходных и метрических книгах с 1818-1827 г.
15. Михаил Васильев Соколов, зять дьячка Петра Иакинфиева, поступил сначала на место пономаря Сергея Алексеева из Смоленской градской Покровской церкви. Служил с 1778 г., умер 1826 г.
16. Матвей Иванов Смирягин (См. диакон под № 11)
17. Иван Григорьев Соколов, сын дьячка с. Крутого Юхновского уезда, из 2-го приходского класса Вяземского духов. уч. В 1827 г. поступил в с. Кикино на место пономаря Михаила Васильева служил до 1887 г. Умер в 1889 г. Отличился незлобивым характером.
18. Семен Иванов Неклюдов, сын дьячка, из 2 кл. семинарии. В 1882 г. поступил и. д. псаломщика в с. Кикино; в 1884 г. рукоположен во диакона к соборной г. Гжатска церкви, в том же году перемещен к соборной г. Дорогобужа церкви. Умер 1886 г.
19. Димитрий Васильев Смирнов, раньше был псаломщиком Смоленского кафедрального собора, в селе Кикине на должности состоял с 12 октября по декабрь 1884 г.
20. Михаил Федоров Страхов псаломщик Воскресенской г. Смоленска церкви, поменялся местом с псаломщиком Димитрием Смирновым. В школах нигде не обучался. С 1848-1855 г. был послушником вяземского Предтечева монастыря. В 1855 г. определен в с. Крутое Юхновского уезда, в декабре 1884 г. замещен в с. Кикино из Воскресенской г. Смоленска церкви. В 1886 г. лишен места псаломщика.
21. Захарий Павлов Белявский сын псаломщика, из 1 кл. семинарии, поступил псаломщиком в с. Кикино в 1886 г., в 1892 г. рукоположен в диакона в село Ивановское Юхновского уезда.
22. Александр Васильев Сущинский, сын священника, студент Смоленской духовной семинарии, в 1892 г. поступил псаломщиком в
с. Кикино; в 1895 г. поменялся местом с псаломщиком Покрова Пятницкой церкви г. Дорогобужа Сергеем Качевским.
23. Николай Иванов Орлов сын священника, из высшего отделения Вяземской дух. уч. С 1861 г. был псаломщиком в с. Семеновском Гжатского уезда, в 1887 г. перемещен в с. Кикино на место Ивана Григорьева Соколова. В 1888 г. сдал место.
24. Михаил Александров Кулаков, сын псаломщика; из псаломщиков вяземского Предтечева монастыря. В 1888 г. поступил на настоящее место в зятья к Николаю Орлову, где служит и поныне.
25. Сергий Иванов Качевский сын диакона Николаевской г. Вязьмы церкви, из 2 кл. семинарии. В 1889 г. из послушников Богоматерьской церкви, определен псаломщиком в с. Щербино Ельнинского уезда; в 1892 г. перемещен к Покрово Пятницкой церкви г. Дорогобужа, а в 1895 г. переведен на настоящее место. В 1897 г. рукоположен во диаконы в с. Николо Погорелое Дорогобужского уезда.
26. Константин Васильев Черский сын священника с. Плай Ахтырского Поречского уезда, из 1 кв. семинарии, в 1891 г. определен псаломщиком в с. Язвино Ельнинского уезда, в 1897 г. перемещен в с. Кикино Юхновского уезда. В 1900 г. убыл в с. Спас Твердимицы Смоленского уезда.
27. Иаков Павлов Белявский, сын псаломщика, окончил курс в Министерском двух классном училище. В 1894 г. из псаломщиков Аврамиевского монастыря, был исп. долж. псаломщика в с. Засимове Дорогобужского уезда, в том же году зачислен псаломщиком с. Сива Твердимиц Смоленского уезда. В 1900 г. поменялся с псаломщиком с. Кикина Константином Черским. В 1907 г. поменялся с псаломщиком г. Юхнова Николаем Качановским.
28. Николай Афонасьев Кочановский сын диакона г. Юхнова, еще 4 кв. вяземской духовн. уч. В 1897 г. определен псаломщиком в соборной г. Юхнова церкви в 1901 г. помещен в с. Кикино, откуда в 1903 г. выбыл в с. Гуляево Гжатского уезда.
29. Сергей Львов Кобранов сын псаломщика с. Свирколучья Дорогобужского уезда, обучался в министерском училище. Из послушников смоленского Архиерейского дома, в 1896 г. определен псаломщикам к Николаевской с. Милюкова церкви Сычевского уезда. В 1903 г. перемещен в с. Кикино на место псаломщика Николай Кочановского.

Пономари.

1. Никита Николаев, имя его встречается в метрических книгах с 1717-1781 г. См. священник под № 6.
2. Василий Пантелеймонов Соколов с 1775 - 1782 г., в котором рукоположен вос.... в 1784 г. во священника.
3. Сергей Андреев (См. дьячек под № 7)
4. Василий Федоров (См. диакон под № Cool
5. Никита Иванов Лебедев, сын диакона Ивана Алексеева, поступил в 1782 г. на месте Василия Пантелеймонова.
6. Михаил Васильев (См. дьячек под № 15)
7. Тимофей Васильев Соколов сын священника Василия Пантелеймонова, на должности состоял с 1798 г.; в 1814 г. рукоположен в с. Печерское Смоленского уезда.
8. Стефан Никитин Лебедев сын пономаря Никиты Иванова, из нотного кл. Вяземской дух. уч. В 1814 г. определен в пономари на место Тимофея Васильева, служил до 1857 г. Умер в 1863 г.
9. Александр Соколов
(Имена их встречаются в приходно-расходных книгах с 1817 – 1823 г.)
10. Егор Тихонов Руженцев, зять диакона Василия Федорова
11. Евфимий Прокопов Пономарев (См. дьячек под № 13).
12. Федор Павлов Орлов сын дьячка с. Дубровны Юхновского уезда, из высшего отделения Вяземского дух. уч., диакону Андрею Никифорову зять; по клировым ведомостям показан в штате Священно церковнослужителей
с. Кикина до 1831 г., куда потом выбыл неизвестно.
13. Иван Васильев Пономарев, сын пономаря Евфимия Прокопова Пономарева, в школах не обучался, поступил на должность в 1831 г. Из Кикина перемещен в с. Великополье, а оттуда в с. Сафоново Юхновского уезда.
14. Алексей Яковлев Соколов, сын дьячка, из послушников Юхновского казанского монастыря. На должность поступил в 1831 г., в 1882 перемещен в с. Ивановское Юхновского уезда. Умер в 1891 г.
15. Иван Иванов Конокоткин, сын дьячка, из низшего отделения семинарии. В 1840 г. определен в с. Кикино пономарем. Зять диакона Андрея Никифорова. В 1868 г. перемещен в с. Темкино Юхновского уезда, где лишен духовного звания.
16. Михаил Стефанов Шестериков, сын дьячка, из 2-го приходского класса Вяземского дух. уч. В 1852 г. поступил в пономари в с. Кикино, а отсюда в 1861 г. перемещен на свою родину в с. Рождественно Гжатского уезда.
17. Кирилл Васильев Бородкин, сын пономаря Гжатского уезда с. Васильевского, из низшего отделения семинарии. Поступил на должность пономаря в с. Кикино в 1857 г. В 1873 г. за буйный характер от должности уволен с правом приискивать место в другом селе.
Рассматривая перечень священноцерковнослужителей с. Кикина нельзя не прийти к тому убеждению, что занимавшие церковнослужительские должности лица, были дельные, способные и безукоризненной нравственности люди, чем и объясняется перемещение их с низших на высшие должности; нельзя также не видеть, что большинство священноцерковнослужителей были кикинские уроженцы, или же поступившие в зятья на сдаточные места. Предание говорит, что в старину священноцерковнослужители жили большими семьями, так, что в одном доме нередко помещался полный причт, имеющий между собою близкую родственную связь.
Заштатные, а также вдовы и сироты кикинского духовенства, как в давно минувшие времена, так и в настоящее, жили и живут Христовым именем, правда, нынешние вдовы и сироты получают из Попечительства от 4-12 р. в год, на эти капиталы оне должны и есть, и пить и веселиться; Живут оне в собственных домах на церковной земле и хоть имеют небольшие клочки усадебной земли, но землей не пользуются, потому, что огородить ее стоит вдвое дороже того, насколько может дать пользы.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов