Воскресная школа при Никольском кафедральном соборе, г. Казань.
Николо-Низская церковь г. Казани.
Метрические книги : город Казань, 1863-1915 г.г.
Нико́льский собо́р в Казани — храмовый комплекс Казанской и Татарстанской епархии Русской православной церкви, расположенный в Вахитовском районе Казани, на улице Баумана. С 1946 года действует как кафедральный собор.
Ансамбль Никольского собора является памятником культовой архитектуры и городской достопримечательностью.
Из писцовых книг Казани и Казанского уезда известно, что в 1565 году на месте Никольского собора действовала деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, именуемая «церковью Николы Боровского».
Позднее, в конце XVII века вместо деревянной церкви был выстроен бесстолпный одноглавый каменный храм — двухпрестольная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне.
Возможно, что примерно тогда же была возведена летняя Покровская церковь, представляющая собой каменный шестистолпный трёхапсидный храм. Сведения о её возникновении противоречивы: даты, указанные на антиминсе (1696 год) и в клировых ведомостях (1703 год), могут относиться как к обновлению уже существовавшего храма, так и ко времени его постройки.
В 1720-х — 1730-х годах у Покровской церкви была построена пятиярусная колокольня.
В 1834—1871 годах в приходе Николо-Низской церкви служил священник Михаил Павлович Полетаев (1814—1871), сын священника этой же церкви, выпускник Казанской духовной семинарии 1834 года. При нём в 1857—1862 годах был выстроен двухэтажный каменный дом причта.
Постройки и перестройки храма производились на средства прихожан, а Николо-Низский приход был одним из самых малолюдных в Казани, основную массу прихожан составляли люди низкого достатка. Однако, благодаря инициативе приходского священника, уважаемого среди казанских православных христиан Николая Максимовича Варушкина (1831—1903), служившего здесь в 1871—1903 годах, нашлись благотворители, пожертвовавшие деньги на обновление обветшалого храма. Основные средства на постройку нового здания Николо-Низской церкви предоставили члены строительного комитета купцы Павел Васильевич Щетинкин, Василий Иванович Заусайлов, Александр Никифорович Свешников и Григорий Николаевич Горинов (их имена увековечены в мемориальной доске на стене храма). Только Г. Н. Горинов был прихожанином и старостой этой церкви, все остальные жертвователи жили в других приходах.
В 1883 году старая тёплая Николо-Низская церковь была разобрана, и через два года, в 1885 году, выстроено новое здание — бесстолпный одноглавый одноапсидный храм в эклектичном стиле с элементами классицизма.
В 1892 году была обновлена холодная Покровская церковь. Легенду о том, что «именно тогда, после частичной перестройки, она стала пятиглавой» опровергает снимок 1878 года (https://sobory.ru/photo/370162). Не вызывает сомнений, что её пятиглавое завершение изначально. В 1893 году к северу от церкви выстроили пятиглавую часовню во имя св. Иоанна Воина (архитектор Р. Г. Руш).
В 1930 году, ввиду антирелигиозной государственной политики, Николо-Низская церковь была закрыта. Ко времени возрождения Казанской епархии в 1942 году единственным действующим храмом Казани была кладбищенская церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.
При архиепископе Гермогене (Кожине), в октябре 1946 году, в Казани зарегистрировали вторую православную религиозную общину, которой передали Николо-Низскую и Покровскую церковь. Она получила статус Никольского кафедрального собора. Руководить работами по обустройству интерьера храма, в течение 15 лет использовавшегося под склад, архиепископ поручил протоиерею Василию Яхонтову (1876—1965). За 5 месяцев собор был подготовлен к службе и 22 марта 1947 года, на память 40 мучеников севастийских, освящён. Этот день стал не только большим праздником для верующих Казани, но и новым престольным праздником собора: в честь 40 севастийских мучеников в нём освятили приставной престол для совершения ранних литургий.
Никольский кафедральный собор представляет собой архитектурно-административный храмовый комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящих колокольни и часовни, а также ряда церковно-административных зданий.
Церковь именовали упрощённо Николо-Низской, чтобы отличать от других казанских храмов Святого Николая Чудотворца (например, от церквей Николы Тульского, Николы Вешняковского, Николы Ляпуновского, Николы Ратного), некоторые из которых находились в нескольких десятках метров от неё; а «Низской» она называлась из-за того, что располагалась ниже по рельефу, чем рядом стоящая церковь Николы Гостиного. Нередко также употреблялось обозначение «Николо-Нисская церковь», зафиксированное в законе о придании церкви статуса памятника.
Кирпичное, оштукатуренное здание Николо-Низской церкви (Церкви Во Имя Святого Николая Чудотворца) с декоративным убранством фасадов в эклектичном стиле является характерным примером архитектуры конца XIX века.
Объёмная композиция бесстолпного, одноапсидного, одноглавого храма строго симметрична и соответствует классической схеме построения.
Парадный вход в церковь размещён по центральной оси западного фасада, расположенного со стороны улицы Баумана (бывшей Большой Проломной), и акцентирован с двух сторон прямоугольными нишами. Второй вход сделан с южного фасада со стороны церковного двора.
Двухъярусный объём здания обработан плоскими лопатками, которые украшены профилированными филёнками. Прямоугольные окна второго яруса обрамлены сложными наличниками с элементами полуколонок и завершены сандриками. Лепной декор фриза носит геометрический характер и чередуется с триглифами, размещёнными над лопатками.
Здание венчается фигурным аттиком и завершается главкой на гранёном барабане.
Дом причта — классическое двухэтажное здание с фронтоном, построенное рядом с Николо-Низской церковью в середине XIX века.
Покровская церковь (церковь Покрова Пресвятой Богородицы) является ценным памятником русской архитектуры конца XVII — начала XVIII века, обладающим всеми основными признаками сооружений кремлёвского типа («больших соборов»).
Шестистолпный трёхапсидный храм выложен из кирпича и оштукатурен. Он имеет пять луковичных главок, выполненных в византийском стиле.
Двухсветный, почти кубический объём храма расчленён висячими плоскими лопатками, завершается полуциркульными закомарами, которые украшают поребрик. Полуциркульные оконные проёмы обработаны пышными барочными наличниками с килевидными сандриками. Центральный световой барабан и меньшие по размерам четыре угловых барабана украшены ажурным поясом.
Сохранились древние детали обработки стен и барабанов, увенчанные шлемовидными главками. Внутри храма сохранилась также фресковая роспись на библейские и евангельские сюжеты, в виде отдельных сцен на сводах, ярусах, на стенах и столбах. Иконостас алтаря изготовлен в XVIII веке и хорошо сохранился.
В алтарной части храм соединён с Николо-Низской церковью.
В 2014 году ветхое напольное покрытие храма заменили на современное.
Колокольня, построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса, памятником архитектуры русского барокко.
Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение, с богатым декором обработки стен ярусов, завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой тёмно-зелёного цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики, которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей.
Уменьшающиеся кверху по объёму восьмерики колокольни украшены узорными резными деталями и полуколоннами из кирпича. Арочные проёмы обрамлены наличниками. Пышный, характерный для барокко пояс из балясин опоясывает третий и подзвонный ярусы.
Адрес: Казань, Баумана, 5
Телефон: +7 (843) 292‒57‒51
Телефон: +7 (843) 292‒36‒36
Никольский кафедральный собор представляет собой архитектурно-административный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящей колокольни и ряда административных зданий. Ансамбль Никольского собора является объектом культурного наследия Российской Федерации и городской достопримечательностью.
Никольский кафедральный собор
История нашего храма имеет многовековую историю, так как на месте Никольского кафедрального собора уже в 1565 г. находилась деревянная церковь Николы Боровского. Позднее, в конце XVII века вместо деревянной церкви был выстроен бесстолпный одноглавый каменный храм —двухпрестольная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне. Примерно тогда же построена зимняя каменная Покровская церковь – сведения о времени ее строительства расходятся: дата на антиминсе – 1696г., в клировых ведомостях указывался 1703г. Судя по архитектурным формам и декору храм построен, скорее всего, в середине XVII в., другие даты, очевидно, относятся к обновлению храма. Колокольня Покровской церкви выстроена, вероятно, в 20-30-е гг. XVIII в. В 1883 г. старая Николо-Низская церковь была снесена и к 1885 г. выстроена заново. В 1892 г. обновлена и Покровская церковь, именно тогда она стала пятиглавой. Редкий случай, что придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм со временем стали называть Никольским. В 1857-1862 гг. рядом с церковью был выстроен двухэтажный каменный дом притча.
Постройки и перестройки храма производились на средства прихожан, а Николо-Низский приход был одним из самых малолюдных в Казани, основную массу прихожан составляли люди низкого достатка. Однако, благодаря инициативе приходского священника, уважаемого среди казанских православных христиан Николая Максимовича Варушкина (1831—1903), служившего здесь в 1871—1903 годах, нашлись благотворители, пожертвовавшие деньги на обновление обветшалого храма. Основные средства на постройку нового здания Николо-Низской церкви предоставили члены строительного комитета купцы Павел Васильевич Щетинкин, Василий Иванович Заусайлов, Александр Никифорович Свешников и Григорий Николаевич Горинов (их имена увековечены в мемориальной доске на стене храма). Только Г. Н. Горинов был прихожанином и старостой этой церкви, все остальные жертвователи жили в других приходах.
Покровская церковь одна из самых старинных в Казани: пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря. Внутри она небольшая по площади, что создает особую, камерную атмосферу: здесь прекрасно сохранились масляные росписи стен, сводов, круглых столпов. История этих росписей интересная тем, что их выполнил известный художник Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани, датированных первой половиной XIX в.
Живопись – не очень яркая, естественного освещения в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты, поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, под стать своей трехвековой древности. Из-за массивных круглых расписных столбов складывается впечатление основательности и устремленности вверх. В полумраке дрожащего света свечей особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа. Подобные изображения довольно редки в православных храмах.
Еще одна особенность Никольского собора – «падающая колокольня». Она примыкает к Покровской церкви с северо-запада и достигает почти 30-метровой высоты. Колокольня, построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса, памятником архитектуры русского барокко.
Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение, с богатым декором обработки стен ярусов, завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой темно-зеленого цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики, которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей.
Никольский храм – придел древней Покровской церкви был построен уже в XIX в. Возведен он был на месте одной из самых старинных церквей города — Николо-Низской. Такое необычное название в простонародье она получила из-за того, что находилась в низине – под Кремлевским холмом. Этот храм упоминался в летописях еще в 1565 г. Был он деревянным, позже стал каменным, но и тот снесен был из-за ветхости. Никольский придел, довольно протяженный и узкий, увенчан лишь одним небольшим золотым куполом на ярко-голубом восьмигранном барабане. Каждая грань украшена позолоченным крестом. Светло-зеленые стены храма гармонируют с солнечным тоном Покровской церкви. Никольский храм тональностью напоминает о весне (праздник свт. Николая Чудотворца — 22 мая по н.ст.), а Покровский – о золотой осени (Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября).
Никольский храм более многоцветен и светел, чем Покровский. Внутренняя галерея храма завершается невысоким, торжественным иконостасом, над Царскими вратами роспись, напоминающая «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. В обрамлении настенных узоров сюжеты двунадесятых праздников и сцены из жития Свт. Николая Чудотворца. Особый колорит интерьеру храма придают ярко-красные стекла, вставленные в окна в форме крестов. В солнечный день золотистые и алые блики играют по всему собору, словно танцуя в многоярусных люстрах, придавая всему праздничный вид.
Никольская церковь считалась очень современной. Она одной из первых в епархии, в 1901 г. была подключена к электричеству. Тогда это казалось уникальным явлением. Ведь даже Благовещенский кафедральный собор получил искусственное освещение годами позже. Приход даже обложили особым налогом за то, что пользование электричеством наносит ущерб епархиальному свечному заводу.
Никольский кафедральный собор
Храм по указу властей был закрыт в 1930 г., но в суровые военные годы, когда вся страна стала искать опору в истинной вере, его открыли. Прошение о возобновлении богослужений в соборе подавал Казанский архиепископ Гермоген (Кожин), в обращении он указывал, что в Казани действует всего одна кладбищенская церковь. С 1946 г. Никольский храм получил статус кафедрального собора. В том же качестве остается и поныне. Приставной престол Никольского собора для совершения ранних литургий освящен в честь 40 севастийских мучеников.
Храм хоть в размерах и уступает другим кафедральным соборам столицы, но необычайно красив и отличается мягкостью красок: золотые купола оттеняются светлыми тонами зеленого, желтого и голубого. Ажурные кресты над куполами собора со стороны улицы Профсоюзной видны как на ладони, через них просматривается набережная Булака, необычно праздничный вид придают церкви четыре боковых купола, раскрашенные «в шахматном» порядке бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани.
Большой приход Никольского кафедрального собора сегодня живет интересной, духовно богатой жизнью. Дружно занимается в воскресной школе, библиотеке, проводит праздники, совершает паломнические поездки. При нашем соборе действует Сестричество во имя Свт. Николая Чудотворца и Общество трезвости.
В настоящее время в нашем соборе хранятся многие казанские святыни: чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы (главная святыня бывшего Феодоровского женского монастыря Казани); Образ Божией Матери «Всеблаженной», отмеченный мироточением; икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»; икона Божией Матери «Всецарица»; чудотворная икона святителя Николая; икона блж. Ксении Петербургской и блж. Матроны Московской и многие другие святыни. Также стоит отметить иконы преподобного Сергия Радонежского и праведного Симеона Верхотурского с частицами мощей.
Подготовлено по материалам А. М. Елдашева.