Почему древние погосты не считаются частью судьбы городов и сел, нашим культурным наследием? Живописные дореволюционные захоронения со скорбящими ангелами соседствуют с гранитными глыбами на могилах «авторитетов» из 1990-х. Скромная каменная стела без креста, покосившаяся железная ограда, небольшая дверца, которая давно не функционирует… Так выглядит сегодня могила Виктора Тихомирнова – одного из организаторов Октябрьского вооруженного восстания в Казани в 1917 году, близкого соратника Ленина, члена губернской коллегии НКВД. А более всего известного как редактор дореволюционного печатного издания большевиков «Рабочий», от которого ныне ведет свой отсчет наша газета «Республика Татарстан». Крест на могиле Тихомирнова на Арском кладбище исчез еще в 1990-е годы. Как и в случае со многими другими захоронениями, этот неотъемлемый элемент христианского надгробия пропал по вине сборщиков цветмета. Говорят, украденному кресту нашли замену из железа, но… исчезла и она. Прогулка по Арскому кладбищу сродни экскурсии по музею. Живописные дореволюционные захоронения со склепами-шедеврами и скорбящими ангелами соседствуют с гранитными глыбами на могилах «авторитетов» из 1990-х. Здесь покоятся самые известные казанцы ХIХ-ХХ веков. Архив захоронений за всю историю некрополя не сохранился, а ведь по самым скромным подсчетам, здесь похоронены не менее трехсот тысяч человек!
Привлечь внимание общественности к наследию Казани предлагают активисты, изучающие захоронения, которые образовались вокруг столицы за ее более чем 1000-летнюю историю. Они представляют не только историческую ценность, но и могут стать национальным достоянием республики. Помочь в этом должен проект «Казанские некрополи»
Еще академик Дмитрий Лихачев в своем цикле эссе «Раздумья» утверждал, как важно навещать могилы, причем необязательно только родственников. По его словам, посещение некрополей одухотворяет живущих, помогая им осознать свое назначение в этом бренном мире. А вот идею совершить прогулку по Арскому и другим кладбищам Казани нашему корреспонденту подали в региональном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С одним из активистов-общественников – краеведом Анатолием Елдашевым мы и отправились в путь.
MEMENTO MORI!
Убогое состояние наши кладбища переживают, увы, почти повсюду в стране – их почему-то не считают частью судьбы городов и сел, культурным наследием. Но посудите сами: разве некрополи древней Казани не являются ее историческим достоянием? Спасти представляющие историческую ценность погосты от разрушения и превратить их в охраняемые мемориальные зоны – такова цель недавно созданного движения «Казанские некрополи». По словам заместителя председателя регионального отделения ВООПИиК Фариды Забировой, в списке захоронений в Татарстане, относящихся к объектам наследия, в настоящее время находятся могилы всего-то 38 деятелей. Перечень был утвержден в 1960 году Советом Министров РСФСР и с тех пор ни разу не пересматривался.
Любовь АГЕЕВА, редактор газеты «Казанские истории», соруководитель проекта «Казанские некрополи»:
Основная проблема, с которой мы столкнулись в ходе исследований, – неевропейский подход к местам захоронений. Прежде всего это связано с тем, что кладбище у многих современников воспринимается как просто место захоронения. Но ведь это еще и историческая память о тех людях, что жили до нас. И среди них много выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны и края. Их надгробия могут о многом рассказать, сюда можно было бы приводить экскурсии, они интересны с точки зрения исторического туризма. Основная задумка авторов проекта – организовать экскурсии по казанским некрополям, подобно тем, что уже существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и некоторых других городах.
Таким образом предполагается рассказать туристам об истории татарстанской столицы и персоналиях, которые внесли неоценимый вклад в ее прошлое. Очевидно, что об экскурсиях на некрополи говорить рано – работы непочатый край. Неухоженные могилы, мешки с мусором после религиозных праздников у кладбищенских ворот, часовни, где хранится строительный инвентарь, – все это лишь верхушка айсберга. Особой проблемой кладбищ остается, кроме отсутствия потомков, а, соответственно, ухода за могилами, и вандализм. Так, на Арском кладбище на могиле известного авиаконструктора Владимира Петлякова, создателя бомбардировщика Пе-2, были выломаны буквы с надгробия, украден бюст. По данным специалистов, вокруг столицы Татарстана расположено не менее 20 муниципальных кладбищ. Общая их площадь составляет около 319 гектаров. Самые известные и древние захоронения, датированные серединой XVIII века, находятся на Арском и Ново-Татарском кладбищах. Общественники-активисты неоднократно обращались к властям города с инициативой присвоить этим двум объектам статус историко-мемориальных. Это позволило бы взять под охрану государства если не целиком все кладбище, то хотя бы их исторически значимую часть. Такое решение помогло бы навести там порядок и наделить особым режимом работы. Однако в конце 2015 года повезло лишь аллее Славы в парке Горького, где хоронили революционеров, расстрелянных в период Забулачной республики и при взятии Казани войсками Каппеля в 1918 году: Сардара Ваисова, Абрама Комлева, а также чекистов, убитых крестьянами в Раифском лесу. Здесь же находятся могилы кавалериста Георгия Екимова, убитого под Перекопом в 1920-м, и председателя Казгорсовета Алексея Галактионова, погибшего в 1922-м в авиакатастрофе. Усилия краеведов и ученых в поисках решения данной проблемы активизировались после резонансного погрома на Ново-Татарском кладбище в сентябре 2016 года. Тогда неизвестные повредили около сотни захоронений. Надгробия были вырваны с корнем, плиты разбиты. В полную силу и при участии государства работа по составлению каталога Арского и Ново-Татарского кладбищ стартовала в начале прошлого года. Тогда, в январе 2017 года, инициативу краеведов на совещании поддержал Президент Татарстана Рустам Минниханов, дав поручение профинансировать исследования.
ОСНОВАНО ЕКАТЕРИНОЙ II
Одно из самых живописных мест на Арском кладбище – могила автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Лобачевского. Поодаль – надгробие легендарного архитектора Михаила Коринфского, еще дальше – ученого-этнографа Карла Фукса, химика-органика Александра Арбузова и художника Николая Фешина. Самое старое найденное здесь захоронение – градоначальника Осипа Петрова 1818 года. Но, пожалуй, наиболее популярный уголок на Арском – могила сына Сталина Василия. Только могила эта пустая (надгробие в месте, которое не содержит останков покойного, называется кенотафом; тело было перезахоронено в 2002 году в Москве), но за надгробием до сих пор кто-то аккуратно ухаживает. Это одна из главных загадок кладбища, если, разумеется, не считать дежурных баек о местных призраках… На Арском погосте в различные исторические периоды неизменно хоронили выдающихся людей. До революции это были богатые купцы и меценаты, владельцы фабрик, чиновники, деятели искусства. В советский период на старинном некрополе стали появляться могилы доблестных военных, орденоносцев, ученых, художников, писателей, композиторов. И снова вопрос: почему же некрополь все еще официально не превращен в мемориал? По документам губернского архива, кладбище основано в 1766 году. На часовне в старообрядческой части указано, что первое захоронение сделано на четыре года раньше, но оно не сохранилось. Исторически точно засвидетельствованы захоронения нападавших и оборонявшихся во время пугачевского штурма Казани в июле 1774 года. Статус городского кладбища Арское получило в 1835-м. Тогда, после очередного городского пожара, по просьбе жителей его обнесли белокаменной стеной: во-первых, коровы перестали топтать могилы, во-вторых, город расширился, и кладбище, которое ранее было за его чертой, теперь находилось в непосредственной близости от жилых домов. Вероятно, старообрядческая часть кладбища – древнейшая. В XIX веке стали хоронить немцев на отдельном лютеранском участке и поляков – на католическом, у сохранившегося до наших дней костела. Евреев сначала хоронили на самом краю оврага, который идет через все кладбище, позже данный участок укрепили деревьями, иначе могилы попросту уносило в Казанку.
Татары на кладбище тоже есть, но их хоронили по одному-единственному принципу – усопшие были атеистами и не желали проходить исламский обряд погребения, а на Ново-Татарском кладбище это было невозможно даже в советское время. До наших дней на Арском погосте сохранилось всего лишь около 30 процентов старинных захоронений. Значительная часть надгробий XVIII и XIX веков утрачена. Произошло это по разным причинам. Часть памятников была разгромлена и разграблена вандалами, многие монументы разрушились от ветхости. Еще при советской власти здесь стали создавать новые могилы на месте заброшенных. Нередко вторично использовали не только места на территории, но и крупные «чужие» надмогильные камни. В наши дни можно заметить памятники и обелиски времен СССР с едва заметными эпитафиями, написанными в дореволюционном стиле. ЧТО ОСТАВИМ ПОТОМКАМ Кладбище в Ново-Татарской слободе встречает словами: «Цени живых, знай могилы умерших». Они обрамляют серебряного цвета статую скорбящей матери. Главный национальный некрополь – почти учебник истории с именами, знакомыми с детства. Здесь похоронены татарские деятели культуры и науки – Габдулла Тукай (старая главная аллея, первый ряд), Марсель Салимджанов, Тази Гиззат, Салих Сайдашев, Баки Урманче, Сибгат Хаким, Абдурахман Абсалямов, Галимджан Баруди и другие. Попасть на кладбище можно с двух основных входов – главного, со стороны улицы Пригородной, и «волжской калитки», со стороны улицы Меховщиков. Последнюю стоит выбрать, если есть желание побыстрее оказаться у могилы Тукая. Впрочем, решив начать прогулку по кладбищу с центрального входа, вы легко найдете могилу главного татарского поэта по указателям.
Убогое состояние наши кладбища переживают, увы, почти повсюду в стране – их почему-то не считают частью судьбы городов и сел, культурным наследием. Но посудите сами: разве некрополи древней Казани не являются ее историческим достоянием?
Существуют разные точки зрения по поводу сроков возникновения Ново-Татарского кладбища. По словам руководителя отдела историко-культурного наследия народов Татарстана Института истории им.Марджани АН РТ Айдара Ногманова, самое раннее из зафиксированных захоронений в литературе датируется 1803 годом, что упоминается во всех путеводителях. Но самое раннее из выявленных – 1813 года. Именно с этого времени кладбище становится основным татарским некрополем Казани. До этого мусульмане хоронили своих усопших на кладбище на месте горбольницы №5 на улице Камала – оно располагалось между Старой и Новой слободами. Но, по-видимому, на нем не оставалось места, и с начала XIX века захоронения проводили на Ново-Татарском кладбище. Старое кладбище оказалось заброшенным, а в советское время на его месте появилась больница. Источников и документов о дальнейшей истории Ново-Татарского кладбища практически нет: видимо, мусульманская община регулировала данные вопросы в явочном порядке, без бумажных отчетов. Площадь некрополя – 21 гектар. Считается, что участок, где похоронен Тукай, – это старая часть кладбища, а рядом со входом – новая. На самом деле все наоборот. Часть в районе входной группы – одна из самых древних на кладбище: во время обследования там найдены памятники 1820−1930-х годов. В целом кладбище осваивалось довольно равномерно, через каждые 30–40 лет на месте старых захоронений делали новые. Традиция устанавливать каменные надгробия – одновременно давняя (такие надгробия можно обнаружить в захоронениях периода Золотой Орды) и новая. До революции позволить их себе могли только состоятельные граждане – купцы и духовенство. Основная же часть населения ставила деревянные доски, которые в силу естественных причин со временем исчезали. Потому-то через какое-то время на месте старых могил появлялись новые – и так по всему кладбищу. При этом разделение на старую и новую части считается условным: везде можно встретить и новые захоронения, и дореволюционные камни.
Пребывание праха Николая Лобачевского на Арском некрополе сослужило добрую службу всему погосту. Дело в том, что в 1979 году это кладбище закрыли, открыли Самосыровское. Предполагали, что через 25-30 лет все могилы на старинном Арском кладбище снесут и на его месте разобьют парк. Не хотелось советской власти иметь недалеко от центра города это напоминание о прошлой жизни, о купцах, ученых, интеллигенции, жившей до революции. Однако такие фигуры, как Лобачевский, не дали этого сделать. Но это не все. В 2004 году Казанский госуниверситет (ныне КФУ) отмечал 200-летие. Тогда реконструировали памятник Лобачевскому и допустили грубую несуразность. Крест кавалера орденов Владимира, Анны и Станислава, которыми был награжден при жизни Лобачевский, должен находиться над его могилой, а поставили над могилой его дочери. Перепутали… Огорчает Айдара Ногманова, как он выразился, «национальная татарская тяга к красивости и показушности», когда старые памятники заменяют новыми. «Как-то на кладбище подошел к нам молодой человек со словами, что его прадед был другом Фатиха Амирхана, — рассказывает Айдар Ильсурович. — Попросил перевести арабскую надпись на камне, лежащем на могиле его предка. Мы перевели и попросили сохранить старые камни, не выбрасывать. Проходит время, приезжаем, смотрим – на могиле лежит новая гранитная плита, а старых камней с вязью нет…»
МРАЧНОЕ НАПОМИНАНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЯХ
Архангельское кладбище расположено далеко от центра и не может похвастаться памятниками позапрошлого века. С другой стороны, здесь есть объекты, которые не встретить больше нигде в Казани. Например, захоронения военнослужащих германской и австро-венгерской армий, умерших в плену во время Первой мировой войны. На кладбище сохранился памятник с надписями на немецком и русском языках. В центральной части некрополя расположено воинское захоронение периода Великой Отечественной войны. Здесь похоронены воины, умершие в разных эвакуационных госпиталях Казани, военнослужащие Казанского гарнизона и других воинских частей. Есть участок, на котором установлен памятный знак с надписью «На этом месте похоронены воины-иностранцы, умершие от ран в госпиталях города Казани». В архивных документах госпиталей о погребениях воинов кладбище упоминается под названиями Архангельское кладбище, Воинское кладбище, Братское кладбище, кладбище №1. Кроме того, Архангельское кладбище, как самое окраинное в городе, служило одним из мест захоронения расстрелянных в годы репрессий. Точное число захороненных до сих пор не установлено. В 1998 году здесь появился первый в Казани мемориал в честь жертв политических репрессий. Некрополь появился в качестве кладбища Архангельской слободы при Михайло-Архангельской церкви. На кладбище кроме жителей этого села хоронили и горожан из близлежащих районов – в основном из густонаселенной Суконной слободы. Как пишет краевед Лев Жаржевский в книге «Казань. Город мертвых», в 1864 году кладбище перевели в городское управление по просьбе служителей церкви, так как они не могли самостоятельно навести там порядок.
ОСКОЛОК ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ?
Мусульманское кладбище в Бишбалте, что у самой кромки Волги в Кировском районе города, давно не действующее, но продолжает привлекать внимание. О нем почти ничего не известно, что позволяет некоторым историкам утверждать, что кладбище относится чуть ли не к XIV веку, хотя более взвешенные версии датируют его серединой XIX-го. Кладбище на улице Брюсова в Адмиралтейской слободе примечательно прежде всего нарочитой заброшенностью: разбитые могильные камни с арабской вязью, непроходимые заросли американского клена. На кладбище отсутствует планировочная структура, поэтому, шагая, вы, скорее всего, каждый раз будете наступать на могилы. По словам Айдара Ногманова, у татарской общественности сложилось мнение, что заброшенный погост в Кировском районе является кладбищем древнейшего на территории современной Казани селения Бишбалта (оно существовало еще во времена Волжской Булгарии). Но изучение источников и литературы доказывает: кладбище в слободе возникло лишь в 1840-е годы. Хоронили там татар, которые работали на пороховом заводе, предприятиях в Адмиралтейской слободе и торговой пристани неподалеку. Самое раннее сохранившиеся захоронение на кладбище датируется концом XIX – началом XX века, самое позднее – 1930-ми годами. Возможно, более старая часть кладбища оказалась затоплена водами Куйбышевского водохранилища. Но ни в одном источнике литературы, вышедшем до затопления, фактов о расположении там древних камней нет. Поэтому не исключено, что на самом деле, самое древнее кладбище в Заречье располагалось в районе самого поселения Бишбалта, в конце Адмиралтейской слободы – через дорогу от Петрушкиного разъезда, ближе к Волге. Помочь это выяснить могут только подводные археологические исследования. * * * Для того чтобы усилия общественников движения «Казанские некрополи» были действительно эффективными, необходимо привлечь к ней как можно больше активистов и волонтеров. В этой связи члены ВООПИиК приглашают предстоящей весной всех жителей Казани принять участие в субботниках на некрополях, а меценатов – основать специальный денежный фонд. Конечно, привести в порядок некрополи Казани (да и других поселений республики) – глобальная задача, решение которой требует времени, немалых средств и усилий. Однако успех идеи, несомненно, зависит от активности каждого отдельно взятого человека. Каждого из нас.
Спасем от забвения Захоронениям двенадцати наших видных земляков, расположенным в столице Татарстана, будет придан статус объектов исторического наследия, которым в перспективе гарантирована охрана государства. Такое решение принято на днях региональным отделением ВООПИиК. В списке значатся по шесть могил с Арского и Ново-Татарского кладбищ. В перечень, в частности, вошли могилы поэта Евгения Боратынского, основоположника казанской терапевтической школы Николая Виноградова, основоположника казанского искусствознания Петра Дульского, химика-органика Александра Зайцева, тюрколога, профессора Императорского Казанского университета Николая Катанова, востоковеда, профессора Казанской духовной академии Гордия Саблукова, купца-мецената Якова Шамова. Также юридически будут защищены памятники на могилах татарских богословов Шигабутдина Марджани и Галимджана Баруди, предпринимателей- меценатов Ахметзяна Сайдашева, Ахметбая Хусаинова и Ибрагима Юнусова, а также одного из представителей купеческого рода Апанаевых. Окончательный перечень татарских захоронений решено доработать с Институтом истории им.Марджани. По мнению экспертов, включение могил известных людей в подобный список поможет спасти их от уничтожения и забвения. При этом за модель взят опыт Ваганьковского кладбища в Москве, где подобные захоронения описаны в точных координатах, с характеристикой внешнего вида могилы и информацией об усопшем. В дальнейшем предполагается ежегодно пополнять список захоронений, отнесенных к объектам наследия, а не вошедшие в него пока могилы отнести целым перечнем к достопримечательным местам.
Для справки: в настоящий момент с описанием и фото в Казани активистами ВООПИиК обследовано 583 исторических захоронения.
Источник: https://rt-online.ru/pamyat-dostoyanie-zhivyh/?ysclid=lejldwvst7549891773
© Газета Республика Татарстан