Церковь с. Архангельское ? волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Кладбища Архангельское с. (Сиделькино) ? волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Село Архангельское или Сиделькино, Чистопольского уезда, Казанской губернии. Площадь настоящего Чистопольского уезда в XVI веке занята была разными народами и ордами, из которых первые, как-то оставшиеся жители Болгарского царства, потом Ногаи и Чудь, по прибрежью Камы и другим местам вели жизнь оседлую, а другие , как-то Каракалпаки, Калмыки и Башкирцы беспрестанно перекочевывали. В первой половине XVII века Русские , преимущественно из Казанской и Симбирской губерний, отыскивали для поселения удобные места близ берегов реки Камы и старались занять правый её берег, а нынешние инородцы Чистопольского уезда, Татары Казанского происхождения, Мордва-Мокшане и Чуваши с Наволжской стороны селились на левом берегу Камы и проникали в глубину обширных равнин Чистопольского уезда. Прежние дикие обитатели степей- Ногаи, Каракалпаки, Калмыки и Башкиры, защищая принадлежащие им земли , неоднократно делали набеги на селения вновь пришедших жителей , угоняли их скот и нередко сжигали деревни. Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, желая распространить границы Казанской области и защитить переселенцев от набегов и притеснений Калмыков, Башкирцев и от разбоев бродяжных шаек, приказал основать сильную военную линию и отделить от орды заселенные места земляным валом. Таким образом переведенные из Ахтачинского острога-городка стрельцы и другие жители из вновь поселившихся провели по Спасскому и Чистопольскому уездам вал, на котором в необходимых, по тогдашнему времени, местах построены были небольшие земляные укрепления- городки. Эту новую линию заселяли также вновь прибывшие Казанские Татары, под названием мурз и служилых татар. Им предоставлено было не только охранять линию от набегов орд и извещать жителей о приближении их, но дозволялось устраивать жилища свои за чертою. Земли, вновь ими приобретаемые, отдавались им, как бы, в собственность, которую они могли продавать частным лицам, или допускать на ней заводить вновь селения Русским и иноверцам. Служилые Татары и другие переселенцы, постепенно углубляясь далее в степные равнины, основывали селения, преимущественно по протокам рек, рассекающих Чистопольский уезд. Когда селения эти распространились до реки Большого Черемшана, то по правому берегу его были устроены сторожевые укрепления- маяки, с которых подавались условные сигналы пограничным жителям о приближении степных орд. Долго боролись степные поселенцы нынешнего Чистопольского уезда с Башкирцами и Калмыками, много терпели от их хищничества и разбоев, но в XVIII веке, по повелению Императрицы Екатерины II, новая военная линия, проведенная через Бугульминский и Бугурусланский уезды, наконец совершенно успокоила Чистопольских пограничных инородцев, к которым с этого времени начали переселяться, большими обществами,. Русские из Казанского, Свияжского и других соседственных уездов. В нынешнем же столетии само уже Правительство отводило излишние земли под заселение безземельным Русским крестьянам, даже и из других губерний, а бывшие земли мурз и служилых Татар приобретены частными владельцами и заселены крестьянами из разных губерний. Село Архангельское, или Сиделькино находится в 100 верстах от г.Чистополя на юг, оно расположено на левом берегу реки Большого Черемшана, в пастбищных степях Европейской России, оканчивающихся левым берегом этой реки на всем протяжении её течения по Чистопольскому уезду. Правый берег Черемшана здесь, также как и в большей части рек, характеризуется покрытыми чернолесьем кряжами гор, которые, растянувшись далеко к северо-западу и окаймляя дугою степные селения Чистопольского уезда, служат как бы проводником Черемшанских вод, и не допуская проникнуть сквозь каменистый северный слой, направляют их на юг в смежные степи Самарской губернии. С юго-востока от Сиделькина обширную степную равнину разрывает речка Тарханка, впадающая в Черемшан при конце селения. По правому скату Черемшанских гор в некоторых местах остались признаки маяков и сторожевой цепи Русских, охранявших в былые времена границы России от набегов орды, кочевавшей в пространных степях нынешнего Оренбургского края. Заселение Сиделькина должно относить , по всей вероятности, к концу XVII века. Чуваши, по характеру своему, хотя и почитаются кроткими, но неблагоприятные обстоятельства жизни вынуждают их быть иногда предприимчивыми. Так и здесь, по народному преданию, чувашин Седеляк первый отыскал удобные и , по тогдашнему положению, безопасные Седелькинские места для жительства, водворившись первоначально по правую сторону Черемшана, на горе за Русской цепью и маяком, при речке Сирьма, впоследствии же времени, когда начали умножаться родичи его, Чуваши, пришедшие с Аделяком и Ещебенем*Имена этих Чуваш до сих пор сохранилось в основанных ими деревнях: Ещебенкиной, выше, и Аделяковой, ниже Седелькина, на реке Черемшан*,то по общему согласию переселенцев, они заняли место повыше деревни Старой Аделяковой при урочище , ныне называемой Мазарки- кладбище, на левом берегу Черемшана, а на последок с приходом на эти места из Пензенской губернии* Так себя считает, по крайней мере, Мордва* Мордвы и по удалению неприязненных ордынцев в дальние степи, они заселили настоящую местность двумя верстами выше прежнего и усвоили название селению, по имени предприимчивого Чувашенина Седеляка, Седелькино, а старая местность, бывшая под селениями, ныне приурочивается Чувашским названием Тюбяк- корень. Село Седелькино замечательно по населению в нем Русских (переселившихся сюда в начале нынешнего столетия из Спасского уезда) и инородцев Мордвы ,Чуваш и старокрещеных Татар, по каждонедельным торжкам и ярмарке, бывающей ежегодно, по случаю богомольного съезда в день Вознесения Господня, и как отдаленное пограничное с Самарскою губернией место, через которое в настоящее время пролегают две большие проселочные дороги из Чистополя в Уральск, некоторые пограничные города Самарской губернии и из Симбирска в Оренбург и Уфу По 9 народной переписи в Седелькине считается Русских муж.160 жен.151, Мордвы муж.333 жен.343, Чуваш муж 68 жен.70, а всего обоего пола 1125 душ, у них дворов 221. Общежитие тесно связало Русских с инородцами, здесь Русский мужичек говорит очень хорошо по Чувашски, а по Мордовски, как бы, на родном языке, равным образом Чуваши, а в особенности Мордва говорят по Русски так хорошо, что по произношению и даже по одежде нельзя отличить в них инородцев. Здешняя Мордва даже усвоила себе Русские песни и очень редкие из стариков поют свои Мордовские, в домашнем быту тоже весьма немного удаляются от Русских. Русские женщины Седелькина по одежде разительно отличаются от своих соседок Русских Московскими из бахты, набойки ситцу сарафанами с рукавами у рубашек, иногда из белого коленкора, а чаще из ситца ярких цветов. В Седелькине- одна каменная церковь во имя Архистратига Михаила с приделом во имя Вознесения Господня, построенная усердием прихожан в 1811 году на базарной площади, она украшает собой разнохарактерное , по разнородной населенности селение, потому что Чувашские курмыши (маленькие слободки, как обыкновенно строятся Чуваши), расположены на двух концах, верхнем-верепя и нижнем-алопя, разительно отличаются от улиц расположенных по плану, Русского и Мордовского населений. Чувашенин , разставив и разбросав разные принадлежности своего хозяйства и земледельческие орудия кругом своего дома, издалека говорит о себе и этим подтверждает название свое: «сиваш, Чиваш»- домовитый , оседлый. Употребив несколько Чувашских слов, нельзя не заметить, что некоторые Чувашские слова совершенно сходны с Зырянскими…….. ……Седелькинские жители- Русские, Мордва и Чуваши исключительно занимаются земледелием. По официальным сведениям , они засевают озимого хлеба 597 десятин и почти такое же количество ярового. Плодородие здешних черноземных степей, при умеренном благодатном климате, вознаграждает труды земледельца. Здесь урожай бывает большей частью следующий: рожь дает сам 4-8,пшенца Русская сам 5 (белотурка по неимению залогов не сеется, и сверх того семена её очень скоро перерождаются) , овес и полба сам 5-6-10, просо сам 15-25-50, греча и горох сам 10 и более. Лен и конопля сеются в самой малой пропорции , только для необходимого домашнего обихода. По недостатку удобной для хлебопашества собственной земли , Седелькинские жители , нанимая соседственной деревни, новой Аделяковой, в казенной оброчной даче, пашенную землю, платят от 1 р. До 1р.45 к. за тридцатую десятину*Степная десятина или тридцатая имеет в себе 80 саж. длиннику и 30 саж. поперечнику; есть еще другая мера-100 саж. длиннику и 40 поперечнику.* К поддержанию домашнего благосостояния, у всех вообще Седелькинских жителей засевается в огородах картофель, морковь и свекла; садится капуста, огурцы и редька: но урожаи этих продуктов не всегда одинаковы и никак не могут служить значительным подспорьем в содержании семейства в годы скудные и неурожайные, тем более, что Русские, Мордовские и Чувашские женщины в огородничестве весьма неопытны и даже нерадивы. К домашнему хозяйству здешних женщин можно отнести птицеводство. Здесь на улицах и полях ходят табунами индейки, на воде плавают многочисленные стаи гусей и уток, во дворах содержатся большие семейства кур. Первыми охотницами до домашней птицы почитаются Чувашки, у которых во всякое время можно купить гораздо сходне перо и пух, чем у других. Скотоводство поддерживается необходимостью в домашнем быту селянина; но но здесь количество скота гораздо более других селений по эту сторону Черемшана. Здешние лошади, коровы, овцы, козы и свиньи самых простых и обыкновенных пород. К улучшению этой отрасли хозяйства не принимаются решительно никаких мер со стороны крестьян, потому что скотоводство считается ими делом второстепенным, а главный предмет занятий, как мы указали выше, составляет хлебопашество, которое с удобрением полей, могло бы улучшиться и приносить двойные, против настоящих, выгоды. Пчеловодство в Седелькине не достигло большого развития; по скудности лесов и бедности флоры пчелам доставляется весьма скудное содержание. В здешних черных лесах преимуществует дуб, вяз,9ОСИНА0, липа, черемуха, рябина, орешник , а в Черемшанских уремах* урема- поемное место, поросшее кустарником*- ольха; но годных к постройкам нет. На необходимые же постройки домов и служб осиновый лес жителями покупается из Кутушских дач, отстоящих от Седелькина за 20 верст. Скудность леса и дороговизна в приобретении ясно обнаруживается соломенными крышами на домах, худыми плетнями и частоколом в дворах и усадьбах. В Седелькинских лесах хотя и водятся волки, а не редко и барсуки, зайцы обыкновенный и русак, белки горностаи и ласточки, в полях –хорек, суслик: но промыслы и охота за ними не могут быть отмечены никакими данными .Ягоды клубника, малина, черемуха, красная и черная смородина и ежевика хотя и собираются, но не в значительном количестве и преимущественно употребляются в своих семействах. Из трав здесь замечательны; шалфей в диком состоянии, и серпуха не в большом количестве. В глубоких омутах Черемшана и в прибрежных озерах довольно рыбы, которая ловится и употребляется жителям и преимущественно на свое продовольствие. Здесь ловятся сомы до 2 пудов весом, щуки до 30ф.,лещи до 5ф., и другие породы: сорога, окунь, язь, голавль и жерех; в других озерах и речке Тарханке карась и линь, но промыслы эти незначительны или потому, что в Седелькине нет рыболовов-охотников, а с ними и хороших снастей , или бывает некому продать налавливаемую рыбу. Черемшан , кроме рыбы, весьма изобилует раками, которые большей частью ловятся в летнее время, но только не многие крестьяне употребляют их, как лакомство. В дачах села Седелькина есть замечательные урочища: Соколиная гора, на которой в древнее время, говорят, водились соколы, Якимов маар (могильная насыпь)-большая конусообразная возвышенность, получившая название от кладоискателя Якима, который долгое время ухаживал за мааром, наконец в ночное время разрыл середину его и в награду- за безуспешные свои поиски, оставил в памяти народа свое имя , неразрывно связанное с упоминаемой местностью. Между Соколиной горой и Якимовым маром, в расстоянии 4 верст от Седелькина к югу, находится сухой овраг, из которого добывается на фундаменты домов серого цвета камень, замечательный крупным изломом, величиною и твердостью. Негодные к хлебопашеству места отмечены жителями названием боряны. Глинистое , сухое свойство почвы и мелкий щебень на поверхности её не допускают существовать на этих местах никакому растению, даже и траве. Три солончака, находящиеся к востоку от селенияпод выгонами, утучняют здешний скот, закупаемый гуртовщиками в осеннее время. По правому берегу Черемшана, в конце селения, высокий мыс горы называется маяком. Здесь , по преданию народа, в древнее время русские сторожили степную орду, делавшую частые набеги на границы России и опустошавшую пограничные селения мирных жителей. Сюрьментеевская поляна и урема по болотистым берегам Черемшана замечательны: первая- по названию бывшего какого-то владельца Сюрьментея (вероятно Чувашенина), а последняя доставляет своей неприступностью летом удобство диким гусям, уткам и журавлям; отчего в осеннее время довольно стреляется и ловится перелесами этой птицы, и у Чуваш почитается лакомым блюдом салма с дичью. Из вод –замечателен студеный ключ по чистоте и холодности струй , впадающих в Тарханку, с правой стороны её течения, в 3 верстах выше селения. Озер на правом берегу Черемшана три: Калмазырское, Черное и Подмаяковое, ниже черного мыса, на котором в древности был сторожевой маяк. Седелькино, по материальной производительности и слабой промышленности, не может быть в числе первых селений Чистопольского уезда. Седелькино возрастило одного только ремесленника туземца-сыромятника; а прочие необходимые двигатели крестьянского быта, как-то кузнец-один, крапсильщик- один, овчинник- один и сапожник, не сапожник, а как говорят, простой чеботарь-один, все люди сторонние и бывают в Седелькине наездом и временем. К числу промышленников можно отнести 3 содержателей постоялых дворов, принадлежащих Русским крестьянам, получающим с останавливающихся за квартиру, самовар, от продажи овса,, сена и за разные услуги дохода от 50 до 90 р. Сер. В год. Проезжающие бывают преимущественно из Симбирска и разных городов и уездов Самарскрой губернии. На речке Тарханке мукомольная мельница о 2 поставах с обдиркою для полбы , доставляет своей близостью полное удобство жителям и , находясь в арендном содержании, приносит обществу годового дохода 17р. 85.к сер. В Седеклькино каждогодно бывает в день Вознесения Господня, по случаю богомольного съезда, ярмарка, и каждонедельные базары по четвергам.
https://ok.ru/group/50949561974996/topic/65330643817940
Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).
Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html