Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Село в Чистопольском районе, на р. Толкишка, в 34 км к востоку от г. Чистополь.
На 2000 г. - 420 жителей (русские).
Полеводство, скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1710 г. В дореволюционных источниках известна также под названием Дмитриевское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян (бывшие приписные к Вознесенскому заводу). Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Большой Толкиш функционировали церковь св. Дмитрия Солунского (построена в 1878 г.), церковно-приходская (открыта в 1885 г.) и земская школы, 2 ветряные мельницы, 3 кузницы, крупообдирка, казённая винная и 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1414,1 дес.
До 1920 г. село входило в Больше-Толкишевскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском районе.
Число жителей: в 1782 г. - 297 душ мужского пола, в 1859 г. - 1116, в 1897 г. - 1923, в 1908 г. - 2298, в 1920 г. - 2234, в 1926 г. - 1976, в 1938 г. - 1800, в 1949 г. - 1005, в 1958 г. - 807, в 1970 г. - 780, в 1979 г. - 745, в 1989 г. - 487 чел.
Село Большой Толкиш расположено на реке Толкишка, в 34 км от города Чистополя. Село известно с 1724 года. Население – русские. Здесь проходили казачьи засеки, просуществовавшие вплоть до середины XIX века. До революции село называлось Дмитриевское. Сегодняшнее название дано в годы Советской власти по реке Толкишка. «Большой» дало название количество Толкишей: сейчас на реке Толкишка расположено четыре Толкиша: Большой Толкиш, Средний Толкиш, Малый Толкиш и Татарский Толкиш. То, что «Большой», видимо, связано с большим количеством жителей, проживающих в то время – более 1500 человек. На территории села до 1937 года располагалась церковь. Таких церквей на всю республику было две, в Лаишевском районе и в Большом Толкише. Была церковь большая, красивая, колокол звенел на всю округу. Строили ее долго, 20 лет. При Советской власти церковь была разрушена. Престольный праздник Дмитриев день, отмечаемый 8 ноября, празднуется на селе до сих пор.
В 1930 году образовался колхоз «Борьба за урожай». По всей стране вступала в силу коллективизация и наши сельчане решили объединиться. Активистами стали братья Маркушины: Дмитрий, Петр, Егоров М.Т., Титов М.П., Тихонов К.В. Глазуновы Андрей и Дмитрий. В колхоз вступили в первую очередь бедняцкие безлошадные хозяйства. Вначале их было 30. Инвентаря было мало: всего 2 сеялки, несколько плугов, 3 молотилки. Землю, лошадей зажиточных мужиков передали в колхоз.
Первым председателем колхоза был Тимофеев Антон Иванович из села Малый Толкиш. В первое время было очень сложно справляться с большой земельной площадью: привлекали середняков, которые воздерживались вступать в колхоз. Но в 1933 году коллективизация охватила почти все хозяйства, переданы в колхоз лошади и сельхозинвентарь. Дела пошли в гору. К тому времени в колхозе насчитывалось уже более 200 хозяйств.
Колхоз с каждым годом стал крепнуть, с полей убирали небывало высокие урожаи - по 30-35 центнеров с гектара. Колхозники получали за трудодень по 10 кг зерна. Некоторые семьи получали по 400, 500 пудов хлеба. Вот тогда все убедились в надежности колхоза. Была строгая дисциплина: на работу уходили в поле в 2 часа утра и приходили ночью. За килограмм украденного зерна строго судили. Колхозное имущество берегли как свое.
К сороковым годам колхоз окреп и считался передовым хозяйством в районе. За десять лет существования было построено много общественных построек: зернохранилище, мельница. Как только сойдет снег, выходили все, как один, в поле. Техники мало, для сева использовали легкие липовые лукошки. Уходили в поле затемно, всеми семьями. Всем находилась работа: кто бороновал, кто семена подтаскивал, кто в лукошко насыпал. Обедали в поле, готовила для всех Мария Григорьевна Титова. Все радовались первым трудовым успехам, зато кулаки местные Проничевы, Петрунины, Мироновы, Филипповы устраивали заговоры против председателя и активистов. Но вскоре их из села выселили.
Появился первый трактор, в 1935 году появилась первая автомашина. Вырастили к тому времени и своего шофера – Маркушина Алексея Федоровича. Каждому интересно было потрогать машину, покататься на ней. «Прокати, да прокати» - просили Петрушу и веселый молодец катал на полуторке. На праздники украшали машину красным кумачом, да с песнями по улице.
В 1934 году появились в домах сельчан тарелки-репродукторы. Все дивились этому чуду, ухо к ним прикладывали. В 1937 году была открыта изба-читальня.
И, если бы не война…
Более 400 человек за военные годы были призваны на фронт из села и возвратились лишь 150. Целыми семьями уходили на фронт мужчины: отцы, сыновья. Вся тяжесть сельского труда легла на плечи женщин. Вот и первая автомашина отправилась на фронт. Алексей Федорович вернулся с войны живым, но без своей полуторки.
В 1956 года председателем колхоза был избран Никитин Николай Куприянович. В то время в хозяйство входило пять окрестных сел: село Большой Толкиш, деревня Русские Сарсазы, деревня Каратаевка, деревня Суворовка, деревня Красный Яр. В 1992 году колхоз «Большевик» переименован в Ассоциацию крестьянских хозяйств (АКХ) «Надежда». Председателем был избран Пигашев Федор Владимирович. С 1994 года руководителем стал Шадрин Владимир Анатольевич.
В 2003 году в селе был создан музей истории села, где собран огромный материал интерьера русской избы, начиная с сеней и до красного уголка в избе. В музее можно увидеть списки репрессированных из нашего села, стенд «Они сражались за Родину», стенды о знаменитых людях нашего села, коими стали писатель Шенталинский Виталий Александрович, член Союза писателей России, заслуженный врач Республики Татарстан и один из самых известных хирургов - онкологов Поволжья Кириллов Владимир Васильевич.
По инициативе Владимира Васильевича в 1978 году было открыто первое онкологическое отделение в горбольнице №2 города Набережные Челны. Долгие годы он исполнял обязанности заведующего этого отделения и был главным онкологом города. Замечательный труженик, он имеет множество правительственных наград. Главное его достижение – воспитание династии медицинских работников. За свою трудовую жизнь Владимир Васильевич провел более 7 тысяч операций, на его счету десятки тысяч вылеченных больных. Среди которых немало земляков. Среди экспозиции в музея особое место занимает материал о выпускнике школы художнике-пейзажисте Михаиле Федоровиче Обманщине. С 2006 года он является членом Союза Художников России.
Большетолкишская школа с 2005 года носит имя Героя Советского Союза, односельчанина Гаврилова Петра Ивановича, в этом же году была установлена на школе мемориальная плита. С началом Великой Отечественной войны в составе бомбардировочного авиаполка. Петр Иванович принимал участие в боевых действиях против немецких захватчиков в должности командира авиаэскадрильи. За что было присвоено звание Героя Советского Союза, награжден орденами Красного знамени, Отечественной войны степени, Красной звезды и медалями.
В 2008 году для всех верующих нашего села произошло знаменательное событие – открыт молельный дом.
В настоящее время село Большой Толкиш является центром Большетолкишского сельского поселения, куда входят 5 населенных пунктов: село Большой Толкиш, село Красный Яр, поселок Суворовка, деревня Каратаевка, село Русские Сарсазы.
Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).
Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html